Ќиколай “качук прошел путь от войны в „ечне до насто€тел€ ’рама ¬ознесени€ √осподн€ на острове јндрианов
Ќиколай “качук прошел путь от войны в „ечне до насто€тел€ ’рама ¬ознесени€ √осподн€ на острове јндрианов

√ерой рубрики «Ћюди севера» — Ќиколай “качук, насто€тель храма ¬ознесени€ √осподн€ на острове јндрианов. ѕознакомитьс€ с ним нам рекомендовали прихожане: «”никальна€ судьба у человека — воевал в „ечне, стал эфэсбэшником, в итоге пришел служить в церковь, а сегодн€ отец четверых детей, писатель и музыкант». Ќаш скромный собеседник удивилс€ интересу —ћ», но пообщатьс€ был не против и пригасил к себе в гости — на чай.

 

”слышал «ћеталлику» и вз€л гитару

ќтец Ќиколай живет в јрхангельске, р€дом с аэропортом. ѕервое, что он показал нам в своей квартире, — гитарную мастерскую, небольшой уголок со специальной установкой. —ейчас в процессе изготовлени€ его первый инструмент. ќтец Ќиколай играет на гитаре с армейских времен, а недавно решил делать акустические гитары сам.

ќтец Ќиколай дистанционно учитс€ в Ќациональной академии гитары в „ел€бинске — он студент второго курса
ќтец Ќиколай дистанционно учитс€ в Ќациональной академии гитары в „ел€бинске — он студент второго курса

— я все это зате€л не дл€ себ€, — дл€ церкви. ” мен€ там много подростков, хочу научить их играть на гитаре, — говорит отец Ќиколай. — Ќе надо ругать молодежь за лень или вредные привычки, надо им дать альтернативу. ¬ армии было у кого поучитьс€ игре на гитаре. ѕомню, как мен€ вдохновил один парень, который сыграл песню Nothing Else Matters группы Metallicа. √итара у нас тогда была одна на весь отр€д — было много веселых моментов. ѕели песни, сме€лись. » воевали. ћногие реб€та не уберегли себ€ от смерти.

—ейчас отец Ќиколай дистанционно учитс€ в Ќациональной академии гитары в „ел€бинске — уже на втором курсе. »ногда обращаетс€ за консультацией к архангельским виртуозам — јлексею ѕиталову, ¬ладимиру “окареву.

–еабилитаци€ после „ечни прошла в гараже

¬ „ечню Ќиколай “качук прибыл, когда ему было 19. √оворит, повезло еще — учебку прошел сначала, кого-то из молодых реб€т сразу в гор€чую точку отправили. Ѕыл срочником, потом осталс€ по контракту.

 — ќсобо никого не спрашивали, направл€ли и все, — вспоминает он. —  то-то из наших даже скрывал от родителей, что в „ечню поедет. ѕон€тно, что хочетс€ поберечь матерей и отцов, но € сказал через какое-то врем€. Ѕлизкие за нас молились. ћы сами молились. я носил в то врем€ кулон с Ќиколаем „удотворцем. ј жара така€ сто€ла, что как-то смотрю — нет изображени€ в кулоне, где-то на груди нашел Ќикола€ „удотворца. ќтклеилс€. ”же тогда € был верующим человеком, с друзь€ми мы ходили в храм, не на службы, а так — зашел, помолилс€, вышел — хорошо на душе.

ќтец Ќиколай говорит, что загл€дывал не только в православные храмы, но и в мечети, — с юных лет и по сегодн€шний день дружит с мусульманами. –елигиозных диспутов за все это врем€ не было — всегда с пониманием друг к другу относились.

— ≈сть традиционный ислам, есть традиционное христианство, а есть течени€, которые были искусственно созданы, в том числе радикальные религиозно-политические движени€. Ёто совсем другое, там, € думаю, не обходитс€ без методов психологического воздействи€, и это объ€сн€ет агрессию людей, — рассуждает отец Ќиколай.

ќтец Ќиколай: « огда € пришел с первой чеченской кампании, реабилитацию проводил мне отец. ћы просто шли в гараж, брали запчасти, ремонтировали старый автомобиль и много говорили по душам»
ќтец Ќиколай: « огда € пришел с первой чеченской кампании, реабилитацию проводил мне отец. ћы просто шли в гараж, брали запчасти, ремонтировали старый автомобиль и много говорили по душам»

— —егодн€ много говор€т о важности реабилитации дл€ людей, которые прошли „ечню и јфганистан, — спрашиваем мы отца Ќикола€. — ¬ам, когда вернулись домой, нужна была помощь медиков или психологов?

 —  огда € пришел с первой чеченской кампании, можно сказать, что реабилитацию проводил мне отец, — отвечает отец Ќиколай. — ћы просто шли в гараж, брали запчасти, ремонтировали старый автомобиль и разговаривали. я тогда оформл€лс€ на работу, и пока было свободное врем€, так проводил его с отцом в гараже. »ногда брали с собой по сто грамм, мамины салаты на закуску — не напивались, конечно. ¬сЄ было благочестно. я знаю, что многим реб€там необходимо было не только внимание психологов, но и лечение в медицинских учреждени€х. ћне вернутьс€ к мирной жизни помогли семь€ и церковь — война гр€зна. ѕриходилось брать в руки оружие. ѕримен€ть его. ѕо канонам церкви человек, вз€вший оружие, должен принести пока€ние.

ќп€ть пошел служить. ¬ церковь

ћы говорим отцу Ќиколаю, что как-то раз уже беседовали о войне с главой епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиереем ¬алерием —уворовым.  азалось бы, православие и убийство — несовместимые €влени€, но он тогда ответил нам, что церковь благословл€ет не на войну, а на защиту ќтечества.

— я согласен, — говорит отец Ќиколай. —  то-то ведь должен защищать страну. » в древности есть образы защитников — јлександр Ќевский, ƒмитрий ƒонской. ћне, вот, интересен исторический персонаж ≈впатий  оловрат — спорна€ личность, но этот бо€рин встал на защиту народа от монголо-татар. «ащитник, хоть и православный христианин.

ѕосле военной службы, уже приближа€сь к пенсии, Ќиколай “качук стал ближе к церкви. ¬ 2001 году его жизнь изменилась: сначала он просто помогал другу-св€щеннику с церковными делами, — тот был болен. ƒруг поправилс€, к тому времени владыка заметил Ќикола€ и отправил его насто€телем в ’рам ¬ознесени€ √осподн€. Ќиколай говорит, в епархии не хватает людей, молодежь почему-то боитс€ деревень — турист увидит в этом сельском быту аскетизм, а местный — разруху. ј он поехал.

“ака€ картина авторства јлександра ћаксимова висит в квартире отца Ќикола€ — библейские образы переплетаютс€ на ней с современными реали€ми
“ака€ картина авторства јлександра ћаксимова висит в квартире отца Ќикола€ — библейские образы переплетаютс€ на ней с современными реали€ми

ѕриход, в котором служит отец Ќиколай, находитс€ на острове јндрианов в селе ¬ознесенье — это один из самых старинных храмов јрхангельской и ’олмогорской митрополиии. Ёто особенное место дл€ нашего собеседника — об истории храма, о том, какие люди вышли из него, как взрывали колокольню и разрушали церковь, — он написал книгу.  роме нее написал еще две — «Ѕат€, помолись!» и «Ѕат€, помолись! — 2». √ерой книги Ќикифор прошел все искушени€ 90-х: автор рассказывает его историю от посиделок во дворе до участи€ в „еченской войне. ¬ аннотации написано так: ««ерна любви и веры, заложенные в собственной семье, боевое братство, юношеска€ дружба под пул€ми, готовность положить голову "за други сво€" и в то же врем€ бьющее через край жизнелюбие и чувство юмора — всЄ это не могло не дать всходов».

ƒети на архиерейском кресле и «“ерминатор-2»

≈сть такой тип людей, с которыми просто и интересно общатьс€, несмотр€ на разницу убеждений и взгл€дов, и, пожалуй, отец Ќиколай — один из них. ќн в первую очередь человек такой же, как все, и только потом — иерей, насто€тель храма ¬ознесени€ √осподн€. ≈му не нужен трепет прихожан, ему нужна их вера. ѕоэтому отец Ќиколай остаетс€ собой — таким, какой есть. ¬ыкладывает в сеть ролики с песн€ми под гитару, легко шутит и привык пр€мо отвечать на вопросы.

 —  огда звоним вам, вместо гудков слышим тему из «“ерминатора-2». Ќеобычно так. —в€щенник и эта музыка...

 — Ќу а что такого. я такой же человек, как все. ‘ильм неплохой, именно втора€ часть. ’от€ некоторые западные фильмы представители епархии ругают за агрессию, они могут плохо повли€ть на человека без морального стержн€. я бы тоже запретил некоторые современные фильмы — слишком жуткие ужасы или циничные комедии. «наю, что такое боль, и человек с глупым видом падающий на кол по сюжету, — это слишком. —воих детей буду предупреждать, что смотреть не стоит.

Ѕольша€ семь€ отца Ќикола€
Ѕольша€ семь€ отца Ќикола€

ќтец Ќиколай не соглашаетс€, что с ним просто, говорит, по-вс€кому бывает. » его из друзей удал€ют «¬ онтакте» — со смехом делитс€ он.

 — ’от€, конечно, профиль в интернете — это не ты и тво€ жизнь, а просто анкета. ” мен€ нет каких-то секретов общени€, € просто пытаюсь услышать собеседника.  огда ты настроен к кому-то нормально, с теплом, в ответ получаешь то же.

” отца Ќикола€ четверо детей — им 18, 13, 9 и 4 года. √оворит, жена считает его самого — п€тым. ¬ юности он даже не думал, что обзаведетс€ такой большой семьей. »нтересуемс€, воспитывает ли он их в строгости, одобрит ли, скажем, тот же просмотр западного боевика, которые так не люб€т представители епархии –усской ѕравославной ÷еркви.

Ќаш собеседник уверен, что детей нельз€ заставл€ть молитьс€ или идти в церковь, и рад, что его дети сами про€вл€ют интерес этому
Ќаш собеседник уверен, что детей нельз€ заставл€ть молитьс€ или идти в церковь, и рад, что его дети сами про€вл€ют интерес этому

 — я не принуждаю детей быть православными христианами, они выросли в этой среде, и им комфортно. ќни с рождени€ видели, как мы молимс€, как мы постимс€, но сами выбирают путь, — комментирует отец Ќиколай. — ѕока что им это близко, € вижу искренний интерес. я никогда не заставлю ребенка молитьс€. ” нас по-хитрому — мы это вместе делаем. ќпоздал — читай сам. Ѕывает, дети приезжают в приход. ѕлюхаютс€ с разбегу на архиерейское кресло и толкаютс€ локт€ми — чтобы посидеть на нем. ќни не бо€тс€ туда приходить, им там легко и просто. » главное — они сами туда идут, потому что это не об€занность. ≈сли сын говорит, что хочет вместо этого на плюшке с горки покататьс€, — беги, чао-какао.

— ј может ли верующий человек говорить с богом дома и на своем €зыке? »ли об€зательно идти в дорого украшенную церковь?

 — ћожно, конечно, и по-простому, — отвечает нам отце Ќиколай. — Ќо ничто не может быть лучше красоты молитвы — самому такое не придумать. ј в церковь идти все же надо. „то касаетс€ украшений, то в моем приходском домике — всЄ очень скромно. я бывший солдат, мне неудобства не страшны. ј благолепие в храмах все же быть должно — светло, чисто, уютно и красиво.

 ружка с ѕутиным и почему эфэсбэшники — честные реб€та

ќтец Ќиколай подает мне кружку с иван-чаем, на ней изображен ¬ладимир ѕутин — ее подарили св€щеннику. ќн признаетс€, что действующего президента уважает, как объ€сн€ет сам, есть с чем сравнить.

— я родилс€ в 1976 году, во времена ———–, — говорит отец Ќиколай. — » лучшие президенты, по-моему, комитетчики — они прошли огонь и воду, и обладают неверо€тной выдержкой. ћир нынче сложный.  акому-то алкашу не место на посту президента –оссии. ∆енщине, на мой взгл€д, — тоже. ј той, котора€ сегодн€ метит в это кресло, нет места и в шоу-бизнесе. ј ѕутин — спортсмен, рассудительный человек. ≈сли нас не люб€т, ввод€т санкции, значит, мы все делаем правильно. ћы — вежливые люди. Ёто € про –оссию. —держиваем себ€, потому что хотим мира. »  рым тот же вз€ли без потерь. я был там еще до этих событий, и видел, в какое запустение пришел «јртек». ≈сли это можно было потер€ть, то что говорить про остальное.

—лева — картина, котора€ стала обложкой к книге отца Ќикола€ «Ѕат€, помолись!»
—лева — картина, котора€ стала обложкой к книге отца Ќикола€ «Ѕат€, помолись!»

—в€щенник замечает, что эфэсбэшники — самые честные реб€та. ќн сам прапорщик, и опыт общени€ полученный в военном братстве вспоминает до сих пор.

— ћы были родными, и полагались на друг друга во всем, — говорит отец Ќиколай. — Ётим люд€м можно верить.

„удеса исцелени€ и «та жизнь»

ќтец Ќиколай верит в чудо. Ќа его пам€ти есть несколько историй, когда люди отбивались от болезни на последних стади€х. ѕриходилось св€щеннику вести таких людей к исцелению, общатьс€ с ними. ѕриходилось и в реанимации быть.

— ќнкологи€ — интересное €вление. я ее называю Ѕожье посещение. ” кого-то на четвертой стадии метастазы проход€т. ≈сли бы не было той жизни, то и эта потер€ла бы смысл. я в это верю, потому и бросил все — прибыльную службу, отпуска, — и живу на пенсию. ≈сли бы не было той жизни, € бы не пришел в церковь. ѕо молитве многие чудеса случаютс€. ќдин мой друг сильно заболел. ¬место того, чтобы в больнице лежать, поехал путешествовать — по св€тым местам. Ѕыл в »ерусалиме, и, кстати говор€, наша архангельска€ медицина ничем не уступает той — дорогосто€щей. ќдин и тот же укол у нас делают бесплатно, там — за огромные деньги. ѕоправилс€ товарищ. ∆ду теперь, что поможет мне с колокольню отремонтировать. „еловек не создан дл€ смерти. Ёто не правильно.

—ам отец Ќиколай к смерти относитс€ философски — это неизбежно, но даже будучи религиозным не бо€тьс€ ее — невозможно.

’ороший и плохой верующий

ѕоследнее, что мы спрашиваем у отца Ќикола€, — может ли, по его мнению, человек, живущий не по канонам церкви, быть более духовным чем тот, кто прилежно следует всем правилам.

— ћожет быть. ¬спомним мученика ¬онифати€. ќн был €зычником и жил при своей госпоже, и когда увидел, как зверски пытают христиан, был сильно потр€сен. ¬ид€ просветленные благодатью √осподней лица мучеников, он по влечению своего сострадательного сердца бросилс€ целовать им ноги и просил св€тых молитв. » тогда судь€ спросил, кто он такой. » он, €зычник, ответил: «я — христианин». » этим ответом обрек себ€ на муки. ѕочем он так сказал? ѕочему после отказалс€ принести жертву идолам? „то он такое увидел? » в то же врем€ были св€щеннослужители, которых вели на казнь, и они отрекались от ’риста.

ћы спросили у св€щенника, может ли человек, который живет не по правилам церкви быть более духовным чем тот, кто прилежно им следует
ћы спросили у св€щенника, может ли человек, который живет не по правилам церкви быть более духовным чем тот, кто прилежно им следует

— “о есть плохой по критери€м общества человек может быть хорошим? јктер и рок-музыкант ѕетр ћамонов часто выссказываетс€ в сети о Ѕоге, хот€ всю жизнь, как сам говорит, «пил, как скотина», курил и наркотики употребл€л. ј теперь говорит, что благодар€ Ѕогу спасс€. » что спасти хот€ бы себ€ самого — уже очень много.

— ƒа. «наю таких людей, которые прошли все стадии перед просветлением. », может, ему эти испытани€ были посланы свыше? «наете, € вспоминаю фильм «ƒень сурка», где герой проживает один и тот же день, и не сразу понимает, как бессмысленно живет, как легко оступаетс€ — пь€нство, деньги, разврат. ¬ этом нет утешени€. ¬ итоге он приходит от саморазрушени€ и раздражени€ — к помощи люд€м и любви. » только тогда закончилс€ этот его повтор€ющийс€ по кругу день. ¬ каком-то роде, фильм этот показывает искушени€ на пути к с спасению.