¬ика уже два мес€ца тестирует бионический протез — она перва€ девочка в –оссии с таким уникальным опытом
¬ика уже два мес€ца тестирует бионический протез — она перва€ девочка в –оссии с таким уникальным опытом

“ринадцатилетн€€ школьница ¬ика ÷веткова — перва€ в –оссии девочка, котора€ осваивает многофункциональный биоэлектрический протез руки. ѕ€ть лет назад она пострадала в ƒ“ѕ по вине пь€ного депутата ќлега ¬оробьева.  ак после этого страшного происшестви€ сложилась ее судьба, мы спросили у самой ¬ики и ее мамы.

«¬ремени и сил горевать у нас не было»

¬ике было восемь лет, когда она лишилась руки — пь€ный депутат јрхангельского областного собрани€ ќлег ¬оробьев на своем «‘орде-ћондео» выехал на встречную полосу, где и произошло лобовое столкновение с «“ойотой», пассажиром которой была ¬ика. ƒепутат заплатил административный штраф, был лишен водительских прав на год и дев€ть мес€цев. ј в феврале 2014 года его уголовное преследование было прекращено по примирению сторон. ¬ итоге он заплатил потерпевшей стороне 3 миллиона 300 тыс€ч рублей.

ћама девочки Ћюбовь ÷веткова не драматизирует эту семейную историю, автокатастрофа перевернула их жизнь, но она считает, что негатив только делает слабее, а это непродуктивно — она должна быть сильной, чтобы работать и содержать детей. ” ¬ики есть 17-летний брат. „тобы дать дет€м все необходимое, матери приходитс€ трудитьс€ на нескольких работах в сфере медицины.

— я бы не сказала, что ќлег ¬оробьев осталс€ безнаказанным, — считает Ћюбовь ÷веткова. —  акое-то врем€ мы судились, его признали виновным, и он выплатил нам моральный ущерб. ¬ремени и сил горевать не было. ¬ течение года после аварии мы получили инвалидность. ≈сли говорить €зыком врачей, у ¬ики была травматическа€ ампутаци€ верхней конечности на уровне хирургической шейки правого плеча. ≈й тогда было восемь лет. ћы встали на очередь, и в ѕетербурге дочь перенесла операцию по удлинению культи правого плеча, — это было важно сделать дл€ дальнейшего протезировани€.

—егодн€ св€зи с виновником ƒ“ѕ ќлегом ¬оробевым у семьи нет — мы интересуемс€, смогла ли Ћюбовь простить его спуст€ п€ть лет.

— ќн принес извинени€. Ѕыл в состо€нии алкогольного опь€нени€ и, конечно, не думал, что может произойти что-то подобное, — говорит она. — ќн сделал это не специально — с годами этот факт прин€ть все легче. Ћучше думать о том, как жить нам самим после этого. ≈сли посыпать голову пеплом — ничего не изменитс€. ∆изнь идет дальше.

ќдноклассники зав€зывали ей шнурки

ѕрактически через три-четыре недели после ампутации ¬ика стала ходить. ѕеред мамой и девочкой встал вопрос — продолжить заниматьс€ в обычной школе или перейти в коррекционный класс?

— ћы выбрали обычную школу, и € ни разу не усомнилась в правильности решени€, — у ¬ики много друзей. ќни ходили к ней в больницу, дружат с ней и сегодн€, и разлучать ее с родным классом было бы неправильно, — комментирует мама. — ¬се знают, что с ней произошло. Ётого не скроешь — радует, что реб€та помогали ей первое врем€ и сегодн€ с пониманием относ€тс€. Ёто добрые дети, которые ей шнурки на сменке зав€зывали в первые дни учебы после ƒ“ѕ, так что с окружением нам очень повезло.

ѕочти каждый день Ћюбовь ÷веткова привозит ¬ику на утреннее плвание в «¬одник» — спорт помогает держать мышцы в тонусе, это важно, чтобы пользоватьс€ киберпротезом
ѕочти каждый день Ћюбовь ÷веткова привозит ¬ику на утреннее плвание в «¬одник» — спорт помогает держать мышцы в тонусе, это важно, чтобы пользоватьс€ киберпротезом

¬ике пришлось переучиватьс€ — писать, рисовать, держать ложку после ƒ“ѕ она стала левой рукой. ѕервый протез правой руки был косметическим, то есть движени€ были только в локтевом сгибе, кисть и пальцы оставались неподвижными. ѕо программе индивидуальной реабилитации ¬ика ежегодно проходила протезирование в —анкт-ѕетербурге.

— » все же, наверное, сложнее тем, кто не может ходить, — говорит нам мама девочки. — √лавное, чтобы она сама понимала, что она така€ же, как все. —амые страшные комплексы у людей — в голове.  онечно, в подростковом возрасте могут быть переживани€ на этом фоне. Ќо ведь и другие подростки тоже переживают — только уже из-за веса, роста или прыщей. ƒумаю, это мы точно переживем.

ѕерва€ в –оссии девочка с киберрукой

Ћюбовь ÷веткова удивл€етс€ тому, как заметно продвинулось вперед по своим возможност€м јрхангельское протезно-ортопедическое предпри€тие, благодар€ которому в индивидуальную программу реабилитации ¬ики был вписан биоэлектрический протез.

— –аньше нам просто говорили, что детей в јрхангельске не протезируют, и мы могли разве что отремонтировать старый косметический протез. ј теперь стало возможно даже шагнуть в будущее — мы и не думали, что когда-нибудь получим бионический протез, и ¬ика сможет сгибать пальцы правой руки. Ќам предложили тестировать эту техническую новинку первыми — причем не только в јрхангельске, так получилось, что ¬ика — первый в –оссии ребенок с таким опытом.

¬зрослые пользуютс€ такими протезами уже давно — вз€ть хот€ бы историю нашей земл€чки —ветланы „ураковой, а вот ребенку чудо техники довелось тестировать впервые. ≈ще пару лет назад семь€ даже мечтать об этом не могла — что в родном провинциальном јрхангельске им дадут протез стоимостью около двух миллионов.

— я увидела этот киберпротез и пон€ла, что дл€ мен€ теперь откроютс€ новые горизонты, — говорит нам ¬ика. — Ѕыла счастлива, что буду делать многие вещи, которые раньше не могла. ћожет, кому-то это не покажетс€ необычным, но дл€ мен€ уже радостно — просто переставл€ть правой рукой небольшие предметы. »ли пить чай. »ли вз€ть в правую руку сумочку. ƒа просто придержать тетрадь, пока пишу левой, — это уже очень здорово.

Ѕлагодар€ киберпротезу можно держать предметы, открывать двери, нести что-то в руках, работать за компьютером и много чего еще
Ѕлагодар€ киберпротезу можно держать предметы, открывать двери, нести что-то в руках, работать за компьютером и много чего еще

¬ика уже два мес€ца тестирует киберпротез. ќн достаточно т€желый, но она привыкает. ¬ нем есть датчики, которые срабатывают на открытие и закрытие кисти, когда «играешь» определенными мышцами. Ќужно запоминать комбинации, по одному сигналу — двигаютс€ все пальцы, по другому — сработает только указательный. ћы спрашиваем, как в школе на ее «гаджет» реагируют одноклассники. ќказываетс€, пока что в школу с ним она не ходит, — в основном тестирует его дома или надевает на какие-то меропри€ти€.

— ѕервое, что научилась делать, — это хваты, щипки и зажимы. ≈ще могу работать локтем. ѕоначалу было сложно, но сейчас мне легко делать все эти движени€, — говорит нам ¬ика и сжимает биоэлектрические пальцы.

¬ика может работать за компьютером, открывать двери — вариаций движений большое количество, потому что каждый пальчик может по-разному сгибатьс€.

ѕлавание, рисование и безграничные возможности

—пуст€ год после аварии ¬ика научилась плавать. ¬ 6:45 утра начинаютс€ зан€ти€ в бассейне, которые она посещает почти каждый день. —порт помогает ей держать мышцы в тонусе — без этого пользоватьс€ киберпротезом сложно. ѕлавание — самый оптимальный дл€ нее вариант, потому что надо поддерживать физическую форму, но не каждый вид спорта ей подходит. ¬ика занимаетс€ с тренером и участвует в соревновани€х дл€ детей с ограниченными возможност€ми — в таких каждый пловец боретс€ за улучшение своего личного результата, а не за возможность обойти кого-то, ведь ситуации у всех разные.

ѕосле ƒ“ѕ ¬ика научилась плавать — почти каждый день девочка ходит перед школой в бассейн
ѕосле ƒ“ѕ ¬ика научилась плавать — почти каждый день девочка ходит перед школой в бассейн

— — утра € иду в бассейн, потом — в школу, а после уроков занимаюсь в художке, — говорит ¬ика. — ѕрихожу домой и делаю уроки. “ак что свободного времени у мен€ практически нет.  огда спрашивают, кем € буду, когда вырасту, € даже не знаю, что ответить, — так много зан€тий у мен€ сегодн€, которые мне нрав€тс€.

¬ художественной школе ¬ика занимаетс€ уже год — по четыре часа через день. ћама объ€сн€ла, что будет сложно поступить и учитьс€, но девочка сама решила, что ей это нужно. ¬ итоге удалось поступить, и сегодн€ рисование — это ее любимое зан€тие.

 роме плавани€ ¬ика ходит в художественную школу — после аварии пришлось переучитьс€, теперь она рисует и пишет левой рукой
 роме плавани€ ¬ика ходит в художественную школу — после аварии пришлось переучитьс€, теперь она рисует и пишет левой рукой

ћама девочки Ћюбовь ÷веткова говорит, что ¬ика — така€ же девочка, как все. — этим нельз€ поспорить. » все же в один день она вернулась в родную школу другим человеком. ѕри этом осталась собой, не потер€ла любви к жизни и т€ги ко всему новому. –азве это не суперсила?