»ль€ “рещев и его картина «√ород ангелов»
»ль€ “рещев и его картина «√ород ангелов»

Ѕагровые облака, безлюдна€ улица и ƒреварх с зеленым фонарем на голове, рассекающий на велосипеде по зеркальной луже. јрхангельск у художника »льи “рещЄва — вне времени. “о ли сегодн€шний, то ли из будущего — переживающий или уже преодолевший что-то страшное. јвтор объ€снил нам, какие портреты нашего города нрав€тс€ иностранцам, почему он рисует разваливающиес€ дерев€шки и можно ли прожить на деньги с продажи полотен.

–усский —евер рисуетс€ быстро

Ќекоторые работы »льи “рещЄва можно посмотреть на его странице «¬ онтакте», однако в жизни картины смотр€тс€ совсем иначе — другие цвета и масштабы. ћы побывали дома у художника, узнали, в какой атмосфере он трудитс€. Ќа полках расположились диски: Pink Floyd, Iron Maiden, Queen, Deep Purple, The Cure, Eminem, Snoop Dogg, «јквариум», «„иж и  о», « аста» и «јгата  ристи». Ќа столе разложены краски, кисти и другие инструменты, дверь на балкон открыта — здесь часто пахнет масл€ными красками. ¬ прихожке висит мрачный автопортрет, но в беседе »ль€ такое впечатление не производит. ќн говорит о себе с иронией и скромностью, что часто свойственно творческим люд€м.

»ль€ “рещев любит рисовать с натуры — часто ездит по јрхангельской области и другим городам страны. –одной город любит за старинные дерев€нные дома, которые мы тер€ем
»ль€ “рещев любит рисовать с натуры — часто ездит по јрхангельской области и другим городам страны. –одной город любит за старинные дерев€нные дома, которые мы тер€ем

— ѕосле школы поступал на художественно-графический факультет в  раснодар, дважды пробовалс€ — не вз€ли, — вспоминает »ль€. — –исунок акварелью и графика — с этим у мен€ было отлично, но баллов не хватило — по геометрии накос€чил. ¬торой раз писал сочинение — выгнали с экзамена, потому что в кармане преподаватель увидел шпаргалку, хот€ € писал на свободную тему, и она мне даже не пригодилась. “ак что училс€ € у папы — занималс€ с ним в мастерской, выезжал на этюды с натуры.

»ль€ “рещЄв — член —оюза художников –‘. –аботает в разных направлени€х художественного искусства за исключением скульптуры. –исует с детства, своим главным учителем считает отца — архангельского художника ¬ладимира “рещЄва. »ль€ начал свою творческую де€тельность ещЄ в 80-х. — 1993 года выставл€лс€ на многих областных, региональных и крупных всероссийских выставках, таких как «Ћики –оссии» в 2017 году.

»ль€ “рещЄв любит рисовать с натуры — часто ездит по јрхангельской области и другим городам страны. ќбъ€сн€ет, что на таких прогулках рисовать надо быстро, чтобы уловить атмосферу, свет, цвета и тени. ќдно и то же место может за короткое врем€ изменитьс€ до неузнаваемости. ѕоэтому максимум на этюд может уйти три часа, хот€ обычно — около часа.

–усский —евер вдохновл€ет художника, любимые места »льи “рещЄва — —оловки,  аргополье,  енозерье, ѕинежье, «аостровье,  ий-остров — там он бывает практически каждое лето.  ак говорит сам, хоть остров и маленький, но куда ни повернись — всюду уникальные виды, заповедные территории, достойные того, чтобы оказатьс€ на холсте. Ќекоторые этюды в перспективе могут стать базой дл€ большого полотна, другие — самодостаточны и могут оцениватьс€ как картина.

Ётюды рисуютс€ быстро — свет мен€етс€, атмосфера быстро ускользает от художника
Ётюды рисуютс€ быстро — свет мен€етс€, атмосфера быстро ускользает от художника

„умбаровка, забита€ автомобил€ми

” »льи “рещЄва есть целый цикл работ — «”ход€щий јрхангельск». ќн показывает этюды и предлагает узнать — что это за места, на каких улицах јрхангельска сто€т эти дерев€нные дома, что изображены на полотнах.  акие-то и них мы узнаем, другие — нет. ¬се потому, что их уже снесли. ¬ работы цикла «”ход€щий јрхангельск» попали покосившиес€ домики с улицы Ћенина, ѕреображенска€, ”рицкого, проспекта —оветских  осмоновтов, Ќовгородского и других адресов.

— я вижу красоту в старинных дерев€нных домах, пытаюсь сохранить эту эстетику прошлых лет в своих работах, — город уже тер€ет бесследно архитектурные пам€тники и просто дома, которые сообщали нам о том, каким был јрхангельск раньше, — комментирует »ль€ “рещЄв. — ћо€ живопись — это попытка уловить исчезающую красоту, уход€щую атмосферу. —ами посмотрите — сегодн€ город зарастает безвкусными новостройками и торговыми центрами.

ќдин из домов «”ход€щего јрхангельска» — с проспекта —оветских  осмонавтов
ќдин из домов «”ход€щего јрхангельска» — с проспекта —оветских  осмонавтов

»ль€ бывал в  ирове. » отметил, что там власти очень трепетно относ€тс€ к тому, что и где строить. “ам сохран€етс€ единообразие, вы не встретите торговых великанов р€дом с красивыми домами прошлых столетий.

— ј у нас что осталось? — спрашивает художник. — „умбаровка? ќдна улица, на которой все равно умудрились поставить нелепую пародию на архитектуру прошлого.

»ль€ показывает нам картину « алейдоскоп времени» — узнаетс€ проспект „умбарова-Ћучинского с виднеющейс€ высоткой, но в то же врем€ это уже и не пешеходна€ вовсе улица. ≈е заполнили машины, причем работа выполнена в такой технике, что кажетс€ — то ли машины едут, и это динамика. “о ли они друг на друге, и это уже просто автосвалка. ƒома по сторонам проспекта растут вверх, будто тесн€т друг друга, борютс€ за площадь — толкаютс€. јрхитектура кажетс€ очень хрупкой, еще немного — и рухнут эти бесформенные строени€.

« алейдоскоп времени» — „умбаровка из будущего, переполненна€ автомобил€ми
« алейдоскоп времени» — „умбаровка из будущего, переполненна€ автомобил€ми

— “акое ощущение, что власти просто дожидаютс€, когда все сгниет и развалитс€, чтобы ремонтировать и реставрировать было уже нецелесообразно, — рассуждает художник. — “о же самое касаетс€ и парковок. Ќе хватает в городе мест дл€ авто. Ќа картине « алейдоскоп времени» изображены водители, которые нещадно дав€т друг друга и пешеходов.  стати, такой апокалиптический јрхангельск пригл€нулс€ покупательнице из Ѕельгии, — она очень просит приберечь дл€ нее эту работу.

ќдна из недавних и уже попул€рных картин »льи “рещЄва с јрхангельском — «√ород ангелов». «десь изображен перекрестов улицы ¬оскресенска€ с проспектом Ћомоносова. Ќа фоне закатного зарева едет по мокрому асфальту ƒреварх.  стати, работу он видел — был на выставке, оценил.

 

—начала гипсова€ голова. ѕотом сюрреализм

«Ёто лес напилс€, а не €», — такую подводку делает »ль€ к своей картине «ѕь€ный лес». »лье “рещеву нрав€тс€ сюрреалистичные сюжеты и абстрактные образы. ќн считает, что художник может экспериментировать с формами, цветами и пространством, когда владеет основами.

— Ёто лес напилс€, а не €, — говорит об этой картине художник »ль€ “рещев
— Ёто лес напилс€, а не €, — говорит об этой картине художник »ль€ “рещев

 — ≈сли кто-то без базовых навыков нарисует несколько черных пр€моугольников, объ€снив, что так видит мир, — вр€д ли мы к этому будем относитьс€ серьезно, — говорит »ль€ “рещЄв. — ј если он при этом мастерски изобразит гипсовую голову или ловко напишет природу с натуры, — тогда да, такому автору довер€ешь. » на его стилистические опыты любопытно посмотреть.

„асто »ль€ “рещЄв сам придумывает героев и ситуации дл€ своих картин. ќдна из работ — ««автрак пришельца».  ак говорит нам сам автор — он смотрит на нашу планету на тарелке, предвкуша€ еЄ вкус.

—лева — тот самый пришелец, который собираетс€ позавтракать нашей планетой
—лева — тот самый пришелец, который собираетс€ позавтракать нашей планетой

„то стоит — быть художником

∆ить на деньги только от рисовани€ картин — непросто. Ётюды могут стоить около 5 тыс€ч, а большие работы — 60 тыс€ч рублей. ѕокупатели наход€тс€, но последние несколько лет спрос на живопись упал. ƒаже богатые люди начинают экономить, что уж говорить про обычный народ. Ќо картины расход€тс€ — и по јрхангельску, и за его пределы. ѕокупатели есть в разных городах –оссии и мира, например, в Ќорвегии и Ѕельгии.

¬ один мес€ц — продаешь сразу несколько работ. ¬ другой — ни одной. ¬споминаем поговорку, — художник должен быть голодным. »ль€ улыбаетс€: «Ќадеюсь, это метафора, — художник должен быть голодным до идей, но не в буквальном же смысле».

— ѕредставл€ете, недавно решил выставитьс€, а залы до 2019 года расписаны, — так много у нас художников, — говорит »ль€. — „ем больше о себе за€вл€ешь, тем больше веро€тности, что твои картины кому-то пригл€нутс€. ƒумаю, мне не хватает коммерческой хватки, чтобы самому себе быть менеджером или продюсером. ћногим художникам это удаетс€, а € никогда не умел себ€ хвалить и пропихивать.

— картинами порой непросто расставатьс€. ќни как дети дл€ автора. Ќекоторые легко пишутс€, а с другими — мучаешьс€.

— ѕотому что ты — сам себе первый и главный критик.  онечно, мне всегда интересна критика, и при€тно слышать похвалу, но нельз€ картину выпустить в люди, если ты сам ей недоволен.

—прашиваем у художника, есть ли работы, которые он ни за что никогда не продаст? »ль€ отвечает не раздумыва€ — «яблон€».

— я ее с натуры рисовал, в  раснодаре, — говорит художник. — ѕо этой €блоне € в детстве ползал. ѕод ней с бабушкой сидел, когда она чистила €блоки. ƒл€ мен€ это очень дорога€ работа. я этот холст на чердаке там нашел — это еще папин, с тех времен, когда он училс€. ¬ —ети многие спрашивают, сколько она стоит. ј € не продаю.

ј эта картина — «яблон€» — дл€ автора бесценна
ј эта картина — «яблон€» — дл€ автора бесценна