Ћетописец петербургских пам€тников в јрхангельске не в первый раз
Ћетописец петербургских пам€тников в јрхангельске не в первый раз

« огда € собиралс€ в јрхангельск, мне завидовали», — петербургский писатель —ергей Ќосов во врем€ короткого визита в столицу ѕоморь€ успел не только провести творческий вечер в ƒобролюбовке, но и побеседовать с журналистом 29.ru на актуальные темы.

—анкции коснутс€ быта

 —  ак вам наш провинциальный городок?

—  огда € собиралс€ в јрхангельск, мне завидовали, — с улыбкой говорит писатель. — “акое ощущение, что в стране јрхангельск люб€т так же, как когда-то любили Ћенинград. ¬аш город чем-то похож на ѕетербург. Ѕерега низкие, воды много и у нас, и у вас. ј сегодн€ по ƒвине волны бегут, это просто Ќева в прежние времена — когда не было дамбы. ѕро историю — вообще молчу. я в јрхангельске был давно. ћне трудно соотнести впечатлени€ 85-го года с сегодн€шними, и узнаю, и не узнаю город одновременно. ѕрапам€ть кака€-то, словно € попал в полусон.

¬ы патриот страны?

— ќтчего же мне не быть патриотом страны?  онечно, патриот. ј что?

 ак вы относитесь к тому, что ≈вропа и —Ўј пытаютс€ обложить –оссию санкци€ми?

—   санкци€м € отношусь отрицательно и совершенно их не приветствую. ћожет, найдутс€ патриоты, которые приветствуют санкции, но это не €.

ћогут политические проблемы современности найти отражени€ в ваших произведени€х? “ема актуальна€.

— ѕолагаю, некоторые проблемы современности, включа€ политические, в моих произведени€х наход€т отражение. ¬прочем, пока что € не знаю, как будут вести себ€ мои герои в романе, которому еще предстоит быть написанным. ≈сли речь о санкци€х, то эти проблемы всех нас, так или иначе, касаютс€, тема санкций в моих романах может возникнуть когда угодно и в св€зи с чем угодно. ’от€ бы на уровне быта. ¬от герой пошел в магазин или включил телевизор… ѕочему бы нет? Ќо специально писать про санкции € вр€д ли буду.

¬ы считаете, что лучше затрагивать какие-то актуальные темы или касатьс€ вечных человеческих тем?

— —мотр€ дл€ кого лучше затрагивать. ƒл€ читател€? ƒл€ литературы? ¬се зависит от того, какие художественные задачи решает автор. ј что такое вечные темы? ∆изнь, смерть, любовь. ¬ечное всегда р€дом, потому оно и вечное. Ќо, говор€ о вечном, совсем необ€зательно обижать актуальное. –оманы ƒостоевского о вечном, но сюжеты он мог брать из газет. «десь нет никакого противоречи€.

√олодовка ради пьесы

¬ одном интервью вы говорили, что писатель — странна€ работа, и лучше употребл€ть «литератор» или «сочинитель» по отношению к профессии. Ќо почему не писатель?

— ¬сегда считал, что писатели — это те, кого мы проходили в школе, их портреты висели на стенах в кабинете литературы, — рассуждает —ергей јнатольевич. —  огда говорили «петербургский писатель», подразумевали вполне определенную эпоху. ѕетербургский писатель — это тот, кто написал «Ќевский проспект» или «ѕреступление и наказание». ѕетербург был Ћенинградом, потом снова стал ѕетербургом. —оответственно мы, кто начинал в Ћенинграде, однажды перестали быть «ленинградскими писател€ми» и в мгновение ока стали «петербургскими писател€ми». » мне это кажетс€ несколько странным. ј употребление слов «сочинитель» или «литератор» ни к чему не об€зывает. я не вижу ничего уничижительного в этом. Ћитератор — это тот, кто занимаетс€ литературным трудом.

Ѕыли ли такие писатели, которые повли€ли на вас?

— ћногие писатели повли€ли пр€мо или опосредовано. я сам не знаю, кто повли€л, потому что попадать под вли€ние можно безотчетно. Ќа любого пишущего вли€ет вс€ литература, если он, конечно, читает книги. ≈сть авторы, которые пишут так, словно до них никто ничего не писал. —корее всего, они и не читают. я допускаю такую ситуацию.

 акие у вас источники вдохновени€?

— ѕосмотрел в окно — вот и источник вдохновени€. –еальность наша — вот источник вдохновени€. ј лучше сказать — объект интереса.

Ѕыли ли в вашей жизни моменты, так сказать, застойные, когда не получалось написать?

— Ѕывает такое, — кивает писатель. — ѕлохо, когда «не придумываетс€». ¬от это выматывает. ј иногда что-то заставл€ет прекратить работу. ћогу отложить наполовину написанный роман, а потом вернутьс€ к нему через несколько лет.

 ак вы боритесь с этим состо€нием?

—  онцентрируюсь или наоборот — отвлекаюсь. ¬прочем, был один опыт дисциплинарного самопринуждени€, когда мне не хватало времени. ќбычно € стараюсь не стесн€ть себ€ договорными об€занност€ми. “огда € не мог дописать пьесу, не получалось придумать поворот в сюжете, а сроки поджимали. “огда € сам себе объ€вил голодовку. –ешил, пока не придумаю, не буду ничего есть. —утки не ел ничего. Ќа вторые, где-то к середине дн€, придумалось! я обрадовалс€ и пообедал, — улыбаетс€ писатель.

ƒостаточно сурово вы с собой поступили, —ергей јнатольевич.

— Ёто от безнадежности.

ќ современной литературе и каменных книгах будущего

 ак вы оцениваете современное состо€ние литературы? Ќаблюдаетс€ ли спад, становитс€ ли меньше писателей?

— ƒл€ того, чтобы оценить нашу ситуацию, нужно от нее отстранитьс€, посмотреть на нее с рассто€ни€. «автра будет пон€тнее, что происходит сегодн€. — самой литературой все нормально. ƒругое дело, что не все ценное попадает к читател€м, и наоборот — часто о состо€нии литературы суд€т по далеко не лучшим образцам. Ѕессмысленно говорить о спаде или подъеме, если нет в обществе никаких ожиданий, св€занных с литературой. Ёто общекультурна€ проблема. ќжидани€ сейчас не те, какие были, например, тридцать лет назад. —ериалы вызывают больший интерес, чем книги. ѕарадокс, однако, в том, что пишущих все больше и больше. ¬се пишут, и мало кто читает.

¬ы часто публикуетесь. Ќастолько сейчас строго с цензурой сейчас?

— ” мен€ нет вопросов по этой части. я отдаю текст в издательство и все. ≈сли корректор находит какие-то ошибки, то исправл€ю. ¬о вс€ком случае, практически все, что € издавал за последние двадцать п€ть лет, напечатано так, как было написано. ѕри том что € касалс€ вс€ких тем… Ќу вот один раз попросили в коллективном сборнике название рассказа изменить, € потом опубликовал рассказ под прежним названием. ¬ообще говор€, за цензуру в литературе сейчас отвечает рынок — издательства ведь тоже не хот€т прогорать. ј что до власти, она литературой не интересуетс€.

ј как часто вы встречаетесь с читател€ми в неформальном кругу на творческих встречах как это было сегодн€?

— Ѕывает. ¬стречи проход€т по-разному. ћогут быть неформальные. »ногда случаетс€ презентаци€ какой-либо отдельной книги. Ќо и презентации иногда в необычном ключе проход€т. ќднажды фокусы с картами показывал. –оман был про иллюзионистов — «‘игурные скобки», и € оживил презентацию фокусом. » выиграл пари у одного профессора, он сидел в первом р€ду. ћы поспорили, что € смогу угадать три карты. Ќу вот, € выиграл.

¬ы на презентаци€х фокусы вот показываете. ≈сли ли какие-то способы еще, чтобы заинтересовать аудиторию своим произведением?

— ‘окус был ради фокуса, но дело не в этом. ƒело не в конкретных произведени€х, а в потере интереса к чтению книг. Ќужно рекламировать сам процесс чтени€. √оворить, что это так же полезно, как, например, чистить зубы. „то чтение зан€тие увлекательное — не менее чем прогулки в лес по грибы или, скажем, рыбалка. „итать — хорошо. Ќе читать — плохо. ” нас ведь как? ≈сли есть реклама, то это достойно существовани€, а если нет рекламы, то вещь сомнительна€.

ѕолучаетс€, что по такой логике, раз не идет активна€ реклама чтени€, то чтение — вещь сомнительна€?

— Ќу как бы, скорее, бесполезна€. Ѕыл в свое врем€ слоган: «„итать — модно». Ёто, может быть, как-то действовало на читател€.

 аким вы видите будущее литературы в эпоху интернета?

— я боюсь говорить про будущее. —читаю, его вообще никто не видит. Ѕудущее — зона неопределенности. Ќикто не знает, что будет с тем же интернетом.  ак долго он просуществует, всегда ли будут эти электронные зар€ды полупроводниковые содержать информацию, которую мы им довер€ем. ћожет, эта вс€ истори€ закончитс€, и мы начнем обращатьс€ вообще к каменным книгам, потому что потер€ем бумажные.

ћожет ли јрхангельск найти свое отражение в ваших произведени€х?

— –аз € здесь побывал и подышал архангельским воздухом, отчего же не подарить мне этот опыт своим геро€м?  то-нибудь из них может запросто оказатьс€ в јрхангельске. ј может, и жить в јрхангельске. ƒа, наверн€ка так с кем-нибудь и случитс€.