Город «Правильная идея в правильных руках»: северяне поборются за 1,2 млн рублей на бизнес, помогающий детям

«Правильная идея в правильных руках»: северяне поборются за 1,2 млн рублей на бизнес, помогающий детям

Рассказываем, как получить деньги на развитие социального бизнеса

Если вы знаете, как сделать прекраснее жизнь даже самого обычного ребенка — ваша идея может выстрелить

Самыми уязвимыми в современном мире часто оказываются дети. Непонимание взрослых, конфликты со сверстниками — все это буднично, но может легко лишить ребенка баланса с миром. При этом государственных институтов для регулирования таких проблем не хватает. Как менять их особый мир к лучшему, создавая свой предпринимательский проект, на встрече с заинтересованными архангелогородцами обсудила исполнительный директор фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» Евгения Телицына.

Курировать социальную часть проектов Евгения и другие сотрудники фонда будут на протяжении всего проекта

В Архангельске и Северодвинске она провела встречи, которые призваны познакомить северян с конкурсом социальных проектов от фонда. На создание проекта, решающего острые проблемы детства, можно получить 1 миллион 200 тысяч рублей. Успеть справиться с заявкой можно до 15 июня.

Такой конкурс поддержки социальных предпринимателей проводится фондом ежегодно — с 2012 года. Архангельская область пока не очень активно вовлечена в процесс — всего 19 проектов из Архангельска и Северодвинска, только 3 из которых дошли до полуфинала. В пятерку счастливчиков, которые смогли получить финансовую поддержку на развитие своего дела для детей, никто из жителей Поморья пока не попал. Тем больше поле для идей сегодня.

Архангелогородцев, которые желают попробовать себя в бизнесе исключительно благих целей, в зале оказалось не мало. У многих уже сформулировали идеи для социального проекта, другие пришли просто потому что интересно. Что обсуждали, о чем спрашивали и над чем задумались предметно во время встречи с Евгенией Телицыной, расскажем в форме вопросов и ответов.

— Что такое социальное предпринимательство?

— Законодательно закрепленного термина «социальное предпринимательство» в России до сих пор нет. Но это позволяет сформулировать собственное определение. Фонд «Навстречу переменам», который изначально появился как филиал шведской благотворительной организации Reach for Change, и до сих пор, хоть и теперь является самостоятельным российским проектом, пользуется многими методиками и технологиями работы именно шведских коллег. Их определение социального предпринимательства — это какое-то третье состояние ума, в котором не важно, под какой юридической «маркой» реализовать свою идею, а мотивацией к действию является не прибыль, а польза обществу.

— Из каких этапов состоит конкурс?

— После закрытия приема заявок их рассматривают эксперты. При этом представители фонда выступают неким фильтром для самых бредовых идей. Предварительно отобранные заявки окажутся в руках профильного эксперта. То есть если у вас, допустим, логопедический центр, то фонд привлечет для оценки логопеда или психолога, которые сможет дать рекомендации и советы. Не раз бывало, что местечковый проект без глобальных целей в ходе оценок и консультаций трансформировался в более крупный — с возможностью выйти даже на международный уровень. Полуфиналисты после экспертного отбора попадают на два обучающих семинара, которые потребуют выездов к экспертам. Для участников с Северо-Запада такие встречи проводятся чаще всего в Санкт-Петербурге. Проходят они в сентябре и октябре: первый — по социальной составляющей, второй — по бизнес-модели. А в завершении обучения участники выходят на финальное интервью, после которых определятся 10 финалистов. Их приветствуют в Москве в ноябре — и выбирают уже окончательную пятерку лидеров, которые получат финансирование.

— Кто может подать заявку?

— Вы можете не быть зарегистрированы в качестве ИП или НКО. Проект может подать человек, который не относится ни к какой организации. Лучше, если он просто горит своей идей — лично хочет ее воплотить. Важно найти правильную идею в правильных руках.

— На какой период времени рассчитана поддержка фонда?

— Мы вообще не хотим поддерживать проекты, мы хотим поддерживать человека, который реализует свои идеи. В идеале его дело должно развиваться, пока проблема не решится во всем мире. Мы поддерживаем финансово первый год, а дальше можно получать консультации, информационную поддержку. Нам не интересно поддерживать заведомо конечные проекты.

— Каковы критерии оценки?

— Оценка идет по трем основным критериям: проблема, решение и заявитель. На этапе отбора наиважнейший из них — сам заявитель. Экспертам важно увидеть за начинанием личность: насколько вы готовы учиться, хотите меняться, заинтересованы и увлечены своим детищем. Внимание на себя обращается уровень развитости проекта на момент участия в конкурсе. И здесь необычно — ранние стадии развития будут в плюсе. Залогом успеха могут стать ваши рекомендатели. Это всего несколько человек, которые смогут при обращении фонда сказать, что знают о вас и вашем проекте и начинание ваше поддерживают.

— Основные ошибки, из-за которых проект может быть отвергнут на первых стадиях.

— Классическая ошибка — неправильное заполнение вопроса о проблеме, которую вы ставите. Часто о проблеме упоминается вскользь, зато сразу навязывается ее идеальное решение. Также человек часто думает, что проблема очевидна, забывая о том, что ему на месте она может быть и досконально знакома, но стороннего эксперта — вне региональной «кухни» — нужно убедить в значительности проблемы. Номер два в рейтинге ошибок — создание проекта без опоры на статистику, без которой сложно оценить социальную значимость вашей идеи. Если таковой нет, то необходимо создать собственную фокус группу: опросить хотя бы 10 родителей, пусть скажут, видят ли они проблему. Номер три — честный и ясный бизнес план, без надежды на грант. Его в фонде стараются рассматривать скорее как премию, которую вы потратите уже на расширение своего социального проекта. Поэтому максимально честно нужно ответить для начала на вопрос, как вы потратите деньги, которые готовы вложить сами, откуда планируете их привлекать. Фантастическое и богатое описание привлечения грантов, которые вы еще не получили, может отнять ценные очки у хорошей идеи.

— Есть ли проекты для детей, которые точно обратят на себя внимание фонда и экспертов?

— Приходится развеивать миф, потому что супернаправлений, которые точно победят, нет. Важно сочетание остроты проблемы, инновационности решения для региона и жизнеспособной финансовой модели. Если все это совпадет, то в какой сфере вы это делаете — неважно. Нет и такой тенденции, что дети с особенностями приоритетнее детей без папы или недоношенного ребенка. Если вы придумали проект для детей из нормальных полных семей, которые ходят на продленку, едят три раза в день, но вы знаете, как сделать их жизнь еще прекраснее, то у вас такие же шансы, как для тех, кто пишет о детях, живущих трудно, на улице, один и так далее. Региональная привязка, труднодоступность территории, где планируется реализовать идею, или автор, столкнувшийся с проблемой самолично — всё это тоже не гарант успеха.

Фото: Сергей Сюрин
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления