јлександр ћезенцев, генеральный директор клуба « олесо», менеджер группы Blind Vandal и организатор фестивал€ «Ѕеломор-Ѕуги»: «я очень хочу, чтобы было много концертов»
јлександр ћезенцев, генеральный директор клуба « олесо», менеджер группы Blind Vandal и организатор фестивал€ «Ѕеломор-Ѕуги»: «я очень хочу, чтобы было много концертов»

—егодн€ мы беседуем с јлександром ћезенцевым, человеком, который известен далеко за пределами јрхангельской области. ќн главный помощник начинающих музыкантов, которые мечтают стать рок-звездами. »м€ этого музыкального продюсера ѕоморь€ можно найти в рок-энциклопедии јлександра  ушнира ««олотое подполье».

¬ы учились в Ћенинградском арктическом училище.  ак вышло, что, получив в —анкт-ѕетербурге профессию электромеханика, вы стали неотъемлемой частью музыкальной жизни јрхангельска?

– я родом скорее из ћезени, но образование у мен€ питерское. —начала было ѕ“” в культурной столице, потом вот Ћј”. ѕосле училища € был распределен в јрхангельск и почти 15 лет работал в северном пароходстве. ѕараллельно этому заочно получил образование культпросветработника в питерском гуманитарном университете профсоюзов. Ќо в один прекрасный день 1995 года, когда € ждал очередного парохода, мне позвонил знакомый товарищ, тогдашний режиссер с «ѕоморь€» ¬италий √алилюк. ќн предложил работу на √“– , нужен был человек, который бы занималс€ музыкальной программой. я сразу же согласилс€. ƒл€ многих стало сюрпризом, когда после стольких лет электромеханик вдруг стал редактором телевизионной программы. ¬от примерно так закончилась мо€ морска€ карьера.

„то это была за программа?

– Ёто было подобие «ѕанорамы —евера», только полностью про музыку, самую разную. Ќазывалась она «Ќотный сборник». «а полчаса в эфир выдавалось пор€дка дес€ти-п€тнадцати сюжетов о бардовой песне и классики до рок-н-ролла. ќднажды ее закрыли, не побоюсь этого слова, бестолковые руководители. ќчень жаль, ведь каждый видит, что местного эфира в јрхангельске почти не осталось. “олько новости, которые финансируютс€ власт€ми. —мотреть их при всем моем уважении к сотрудникам √“–  не очень-то интересно.

Ќасколько € знаю, работой на «ѕоморье» ваша журналистска€ карьера не закончилась. ¬ каких редакци€х еще успели поработать?

– Ќа “¬÷ € также работал над музыкальной программой, плюс был спорт. Ѕыл корреспондентом газеты «»звести€». ¬ этот период € облетал кучу городов с командой «¬одник» в ее золотые годы, за что очень благодарен судьбе. ѕотом п€ть лет была программа «–усский рок» на «–усском радио». “ам € работал на голом энтузиазме, за это никто мне не платил ни копейки. «атем открылось «Ќаше радио» в јрхангельске, где € был все врем€, пока местное «Ќаше» выходило в эфир. «десь немного платили, и было очень много музыки, которую сложно услышать в повседневной жизни. Ќу и параллельно началась организаци€ концертов и фестивалей.

ј почему вы все-таки решили зан€тьс€ организаторской де€тельностью?

– ћожно сказать, что это пришло из детства.  ласса с четвертого полюбил рок, играл в школьных ансамбл€х, в группе ѕ“”, в группе на заводе. „ерез это прошли многие, но мало кто смог подн€тьс€ выше уровн€ местечковой самоде€тельности. «ападные музыканты считали, что играть на том, чем играли мы тогда, просто невозможно. ” кого-то, конечно, получилось пробитьс€, но в основном это касаетс€ жителей больших городов, где была поддержка. ¬ какой-то момент € подумал, что если у мен€ не получилось стать хорошим музыкантом, то, может, получитс€ у других, если € им помогу. ќтсюда и пошла мо€ организаторска€ де€тельность.

Ќе возникает желани€ однажды снова вз€ть гитару в руки и самому выйти на сцену?

– Ќет. „ем дальше, тем сложнее это сделать. ѕусть лучше будет какой-то миф, св€занный с моей творческой де€тельностью, чем € вдруг выйду на сцену после того, как столько лет не держал инструмент в руках. Ћучше € буду известен как хороший организатор, нежели как посредственный музыкант.

¬ы менеджер попул€рной группы Blind Vandal, генеральный директор клуба « олесо» и бессменный организатор фестивал€ «Ѕеломор-Ѕуги». ћожете ли вы назвать любимым какое-то одно из своих детищ?

– Ќаверное, дл€ мен€ это три равнозначных по важности проекта. ’от€ больше времени и сил, конечно, требует клуб. Ёто повседневна€ работа, котора€ не заканчиваетс€ никогда.  аждый день мы подписываем бесконечное количество групп на выступлени€, каждый день ведем хоз€йство. ‘естиваль также напр€мую полностью зависит от мен€, с Blind Vandal же ситуаци€ обстоит немного иначе. √руппа – это самосто€тельный организм, который сам пишет песни и альбомы. Ќо на самом деле это все тесно св€зано друг с другом. ¬ « олесе» выступают те, кто приедет на «Ѕеломор-Ѕуги», также здесь € смотрю на молодые группы. », конечно же, любой тур Blind Vandal начинаетс€ или завершаетс€ тут же.

‘инансирование проектов тоже общее?

– Ѕывает вс€кое. »ной раз за счет средств клуба € могу поддерживать Blind Vandal в поездках, потому что не все концерты принос€т серьезные деньги. Ќо ездить необходимо, чтобы известность группы и јрхангельской области в –оссии и за рубежом не угасала.

Ќесколько лет в јрхангельске была одноименна€ с вашим фестивалем газета «Ѕеломор-Ѕуги», посв€щенна€ рок-музыке и по сути €вл€вша€с€ чуть ли не единственным изданием дл€ молодежи. ѕочему она перестала выходить?

– ѕерестало хватать времени, да и людей не было. Ќевозможно, чтобы газета была театром одного актера. Ќет пишущих людей, которые бы разбирались в музыке и хотели бы говорить о ней со страниц печатного издани€. ѕотом издание стало только информационным спутником фестивал€. Ќо в последний раз не вышло и оно. ћне помогали ее делать и печатали бесплатно, а тут новое руководство газеты «јрхангельск», на базе которой и издаетс€ «Ѕеломор-Ѕуги», решило нас не поддерживать предложило оплатить номер. ∆аль, что так вышло. ‘естиваль € делаю не дл€ себ€, а дл€ людей нашей области.  огда-то € сам много печатал за деньги, но продавать не удавалось. ” нынешнего поколени€ нет пиетета к печатным издани€м, все предпочитают узнавать в »нтернете.

Ќа сцене « олеса» почти каждый день выступлени€, вы принимаете у себ€ всех желающих или выбираете определенные коллективы?

– ƒа практически всех. Ёто мой фанатизм в хорошем смысле слова. я очень хочу, чтобы было много концертов и в выходные, и на неделе. ћы берем музыкантов из любых городов в любое врем€. “акже много лет подр€д принимали ‘естиваль искусств ѕ√” и не просили с университета денег за аренду клуба или звука.

ѕ√” слилс€ с —(ј)‘”, новый федеральный университет тоже может на тех же услови€х устроить в вашем клубе меропри€ти€ дл€ своих студентов?

–  онечно. ≈динственное, что оплачиваетс€, – человеческий фактор: работа профессионального жюри, работа со студентами на мастер-классах, если это надо.

« олесо» – место попул€рное, однако по размерам довольно небольшое.  луб не всегда может вместить всех желающих, столиков часто не хватает, да и дл€ масштабных концертов он совсем не подходит. ≈сть ли у города потребность в большой площадке дл€ проведени€ рок-концертов и фестивалей?

–  онечно, есть. Ќужен большой зал, где будет много воздуха и пространства дл€ движени€. ћ«« закрыт, «ћодерн» передали областному ƒому молодежи, ƒом офицеров тоже не €сно, когда будет отремонтирован. —ейчас приезжие попул€рные музыканты выступают все в театре драмы, но некоторые рок-группы там смотр€тс€ совсем нелепо. Ѕолее того, эта истори€ – нонсенс, потому что ремонтировали театр, а построили новый концертный зал.

ј что сегодн€ играют рок-музыканты јрхангельска? ѕопул€рны ли среди молодых групп классические жанры рок-музыки?

– ƒа не очень. Ќа первых позици€х уже много лет находитс€ альтернатива и все ее производные. ’от€ у нас есть много нетронутых направлений. Ќикто почему-то не хочет играть рок-н-ролл, рокабилли, кантри. ¬сего пара команд играет блюз. ¬ группах редко играют на клавишах, духовых инструментах. ¬ основном люди идут привычным гитарным путем, поэтому коллектив, который делает хоть какие-то отступлени€ от привычного набора «гитара-бас-ударные-вокал», смотритс€ очень свежо и интересно. ¬ этом плане радует группа Perpetum Mobile, котора€ ввела ба€н. ѕосле этого у них сразу же по€вилось свое неповторимое лицо. ј у кого нет своего лица, тот не сможет подн€тьс€ на новый уровень.

¬ 1982 в јрхангельске была создана группа «ќблачный край», котора€ прогремела на всю страну. ≈сть ли у нас сегодн€ музыканты, которые способны стать новыми рок-звездами?

– “акого размаха попул€рности, наверное, достичь уже очень сложно. ¬ремена другие, публику удивить очень сложно. „тобы прогреметь, группа должна быть суперпрофессиональной и очень необычной. “ем не менее у нас есть флагаманы поморской сцены, которые известны далеко за пределами јрхангельской области и –оссии. Ёто E-Sex-T – альтернативна€ музыка, Moon far Away – нео-фолк, Blind Vandal – инструментал, ягода √ало – фолк-рок из —еверодвинска. ѕо сравнению с другими городами у нас богата€ сцена.