21 октября понедельник
СЕЙЧАС -1°С

Деньги на ветер: старость мешает развитию архангельской системы электронных проездных

В конце прошлого года была установлена автоматизированная системы оплаты. Только вот она уже морально устарела

Поделиться

Власти пытаются вывести на свет теневой бизнес общественного транспорта

Власти пытаются вывести на свет теневой бизнес общественного транспорта

В Архангельске заменят электронные карты, выданные в марте ветеранам города для бесплатного проезда на общественном транспорте. Остальные горожане смогут оплачивать проезд с помощью банковских карт. Почему без замены льготных карт не обойтись? Подробности – в материале 29.ru.

Очередным скандалом может завершиться попытка городских властей вывести теневой автобусный бизнес на свет. На июньской сессии городской думы представители администрации Архангельска заявили, что не исключают возможность замены выданных в феврале-марте транспортных карт, по которым сегодня горожане старше 70 лет бесплатно ездят в общественном транспорте.

Необходимость замены транспортных карт связана с тем, что выбранная в конце прошлого года автоматизированная система оплаты проезда является морально устаревшей, ее невозможно модернизировать и расширять область применения.

Впрочем, заместитель главы администрации по вопросам городского хозяйства Виталий Акишин утверждает, что финансовых затрат из бюджета удастся избежать.

– При формировании конкурсной документации мы постараемся минимизировать дополнительные затраты со стороны администрации города. В том числе предусматриваем, что при необходимости замены уже существующего оборудования, затраты понесет та компания, которая будет оказывать эти услуги, – сообщил на сессии гордумы Виталий Акишин.

Откуда есть пошла карта электронная

«Ветеранские» электронные карты для бесплатного проезда появились в Архангельске от безысходности. Несколько лет назад жителям областного центра старше 70 лет было дано право на 20 бесплатных поездок на общественном транспорте в течение месяца. Чтобы отследить «льготников» и компенсировать перевозчикам затраты, муниципальное предприятие пассажирских перевозок раз в квартал выдавало каждому пенсионеру специальные талоны, которые предъявлялись кондуктору. Затем собранные талоны автобусники передавали в мэрию, откуда получали деньги.

С одной стороны такая система проста и понятна: сдал талон – получил деньги. С другой, она имела массу недостатков. Главный из них – транспортники злоупотребляли своим правом и, как сообщает Контрольно-счетная палата, предъявляли в мэрию для оплаты даже нераспечатанные пачки «льготных» билетов. То есть они их явно получали не от перевезенных пассажиров, а неизвестно откуда.

Кроме этого, раз в квартал каждый ветеран был вынужден стоять в очередях в надежде получить заветные талончики. Теперь начисление поездок происходит автоматически, никуда ходить не надо.

Поэтому новая система лишила автобусников части нелегальных доходов, а значит, позволила увеличить отчисления налогов в бюджет.

Как отметил заместитель директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры Михаил Краснов, в настоящее время «льготные» транспортные карты в Архангельске получили 28 800 ветеранов. Всего же было выпущено 30 тысяч карт за счет муниципального предприятия пассажирских перевозок.

Обрезанные перспективы

Однако выпустить электронную карту – это полдела. Необходимо обеспечить ее работоспособность с помощью специального программного обеспечения и оборудования – валидаторов (считывающих устройств), серверов, на которых хранится информация.

По логике, после выпуска льготной карты должна появиться и «обычная» транспортная карта для всех горожан, а еще лучше – единая электронная карта горожанина, которой можно не только проезд оплатить, но и получить социальные услуги, скидки и льготы в тех же муниципальных банях, например. А сама система оплаты проезда должна обеспечивать возможность оплаты проезда не только транспортными, но и обычными банковскими картами. Такие сервисы уже давно реализованы в крупнейших городах страны.

А вот такие задачи начавшая работу в марте система решать не может. Да, в ее рамках можно создать единую транспортную карту для всех горожан, а вот за дополнительный функционал придется платить. Да и вообще у экспертов возникают сомнения в том, что на базе существующей системы это возможно.

И хотя чиновники напрямую не говорят, что действующая система будет заменена, выводы напрашиваются сами – замены системы оплаты проезда, а, следовательно, и карт, не избежать.

– Вопрос смены системы прорабатывается и говорить о том, что она будет заменена на какую-то другую, преждевременно, поскольку планируются конкурсные процедуры. И тем более рано говорить об издержках бюджета, – отметил начальник управления транспорта, дорог и мостов администрации Архангельска Алексей Потолов.

Как рассказал Михаил Краснов, в 2016 году на конкурсе, организованном городской администрацией, победу одержал авторизированный сервисный центр компании «МФ-Тариф». Именно эта компания и занималась внедрением автоматической системы оплаты проезда для льготных категорий граждан.

С одной стороны, ответственность за принятое решение лежит на действующей администрации. Однако глава города Игорь Годзиш фактически переложил ее на предшественников – мэрию Виктора Павленко:

– «МФ-Тариф» – это был первый опыт и проработка двухлетней давности, когда она была одной из передовых систем. Но сегодня это не самая совершенная система из представленных на рынке, – отметил на сессии Игорь Годзиш.

По неофициальной информации, сейчас администрация города усиленно готовится к проведению нового конкурса по выбору автоматизированной системы оплаты проезда. Причем главный посыл этого конкурса – она должна представлять собой подобие конструктора и не ограничиваться только задачами оплаты проезда или использования банковских карт.

Да, сначала эта система будет внедрена в транспортную составляющую, а затем к ней будут подключаться дополнительные сервисы. Например, она будет использоваться как пропуск на мероприятия или получение льгот при обслуживании в социальных учреждениях. В итоге каждый горожанин должен получить не просто проездной билет, а комплексную электронную карту.

При этом в администрации отмечают, что создать данную карту вполне возможно и без участия муниципальных финансов. Этим вполне могут заняться банки-партнеры или операторы электронных систем, которые заинтересованы в дополнительных и стабильных финансовых потоках. Причем они заинтересованы настолько, что могут обеспечить все маршрутные автобусы необходимым оборудованием.

Будет объявлен инвестиционный конкурс, победит в котором тот, кто предложит наиболее выгодные для города и горожан условия.

Будет ли прозрачность?

В настоящее время государство взяло четкий курс на наведение порядка в тех сферах, где имеется наличный оборот средств. Не секрет: где есть «наличка», очень часто возникают нарушения. Именно из этой «серии» введение с 1 июля онлайн-касс в магазинах по всей стране, когда информация о каждой покупке гражданина моментально поступает в налоговую службу, а фискальные органы могут самостоятельно проверить правильность уплачиваемых предпринимателями налогов.

Наведению порядка в сфере уплаты налогов, повышению прозрачности работы автотранспортных предприятий служит введение и развитие автоматической системы оплаты проезда. Каждый рубль, уплаченный пассажиром, будет зафиксирован, и с него в бюджет пойдут налоги.

Не секрет, что долгое время на автобусных предприятиях процветала «двойная» бухгалтерия: одна – официальная, которую показывали налоговикам и регулирующим органам при установлении тарифов, вторая – для себя, в которой присутствовали двойные незарегистрированные билетные ленты, невыдача проездных билетов и т.п. «Вторая» бухгалтерия способствовала обогащению владельцев автотранспортных средств.

Именно поэтому, несмотря на постоянные стенания перевозчиков на свою убыточную работу, никто из них с рынка пассажирских перевозок не ушёл, а наоборот, врос в него крепкими корнями. И расставаться не намерен.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    7 июл 2017 в 16:40

    отменить все льготы и платить зарплату 100000р вот и не нужно будет миллионы бездельников в соц.фондах и бухгалтеров и прочих разрульщиков .

    гость пенсионер
    6 июл 2017 в 18:51

    Сел в автобус подал карточку, пробили и поехал дальше. Все отлично! Что еще надо?

    Так
    6 июл 2017 в 10:28

    конкурс проводила нынешняя администрация. Она же составляла конкурсное задание - причем именно под "МФ-тариф". Именно нынешняя администрация навязывала перевозчикам эту систему. И что в итоге? А ведь предупреждали заранее.