Сначала в интернете, а теперь и во многих магазинах Архангельска появились вертушки для рук – так называемые спиннеры. Они особенно популярны у школьников, которые проделывают с ними разные трюки и даже устраивают соревнования. Со временем игрушка захватила и взрослый мир, – некоторые офисные работники, к примеру, верят в ее успокаивающие свойства. Так что же такое спиннер: развивающая игрушка для детей, антистресс для взрослых или просто распиаренный аксессуар?
Детям снятся цветные вертушки
В центре спиннера находится металлический или керамический подшипник, благодаря которому и крутятся лопасти-крылья. Вращающиеся игрушки делают из латуни, нержавеющей стали, титана, меди и пластика. Устройство с виду вовсе не похоже на незаменимое в быту, однако грамотные рекламные ходы пиар-менеджеров сделали свое дело – спиннер-эпидемия захватила весь мир и недавно добралась до Архангельска.
– Моему сыну семь лет, он долго выпрашивал спиннер, говорил, что в классе у ребят – уже по три штуки и больше, однако покупку мы откладывали, – комментирует Мария Татаринова. – В итоге друзья подарили ему спиннер на день рождения. Первое время он буквально не выпускал его из рук. Даже признался, что цветные вертушки начали ему сниться. Я уже хотела бить тревогу: начиталась в интернете, что игрушка рассеивает внимание и отвлекает ребенка от учебы и общения, но, к счастью, дети так же внезапно охладевают, как и увлекаются чем-то новым. Ему просто надоело. И сегодня спиннер – уже не главное развлечение.
Мы тоже начитались в интернете статей о вреде спиннеров. В Америке, – а именно там они и были придуманы в девяностых, – школьникам запрещено носить их на учебу. Пик популярности игрушки наступил спустя десятки лет после ее изобретения. Преподаватели этому не рады: сосредоточиться на получении знаний просто нереально, когда внимание ребенка приковано к вертушке-безделушке, бесполезно пожирающей свободное время.
Релакс для офисного планктона
– Мне спиннер достался случайно, от племянника, – говорит Екатерина, ей 27 лет, и она работает менеджером. – Двенадцатилетний школьник забыл его у нас, и мы стали осваивать интернет-тренд. Сначала было просто интересно: с мужем, как дети, крутили вертушку на пальцах рук и даже ног. Потом я как-то взяла спиннер на работу и поняла, что часто занимаю им руки в перерывы от работы или кручу, когда беседую по телефону. Не думаю, что это может мне как-то навредить. Все это также безопасно, как юла или популярное когда-то йо-йо. Слышала, что спиннеры даже полезны. Например, для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а также разными тревожными расстройствами.
Покупают по 15 штук сразу
Однако среди покупателей раскрученной в интернете игрушки – больше всего именно подростков.
– В последнее время очень много покупателей спиннеров, некоторые покупают сразу по 15 штук и даже больше. Особый всплеск по продажам этого устройства наступил полтора месяца назад, – отмечает продавец-консультант магазина игрушек «Конфетти» Евгений. – Первую партию разобрали за три дня. В основном это были подростки и студенты. Спиннеры – популярная у молодежи игрушка, успех которой продиктован веяниями моды. Часто родители покупают их своим детям. Спиннеры бывают разного цвета, материала, но большей популярностью пользуются, пожалуй, светящиеся вертушки.
Что говорят психологи
Чтобы подтвердить сомнения и разрушить мифы о пользе и вреде спиннеров, мы обратились к медицинскому психологу высшей категории, заведующему патопсихологической лабораторией ГБУЗ АО «АКПБ» Сергею Куликову.
– Спиннер – не более чем обычная безделушка, ловко раскрученная маркетологами. И пользы для здоровья от неё никакой, – уверен Сергей Александрович. – Нет ни одного убедительного научного исследования в пользу терапевтического эффекта спиннеров. Даже если отдельные личности чувствуют субъективное улучшение настроения от игры в спиннер, статистически это не доказано и, пожалуй, никогда не будет. По сути, спиннер можно поставить в один ряд с популярными игрушками, связанными с моторной ловкостью.
Сергей изучил вопрос создания вертушки и пришел к выводу, что ее изначально придумали как развлечение. Вся польза для детей с психологическими особенностями и отклонениями – это миф.
– В то же время, если игрушка хоть в какой-то мере может способствовать налаживанию контакта с ребёнком-аутистом или развитию зрительно-моторной координации у детей с неврологическими расстройствами, это неплохо. Но это обычный предмет, а не терапевтический инструментарий.
Как отмечает психолог, потребность занять руки какими-либо стереотипными действиями может проистекать либо от повышенной нервной возбудимости, напряжённости, либо от дефицита внимания, либо как вариант регресса к детским формам реагирования у взрослых.
Кто-то от нервозности вертит в руках чётки, кто-то карандаши, кто-то смартфоны…а кто-то спиннеры.
– В психологии верчение в руках предметов относится к жестам-манеризмам, – комментирует Сергей Куликов. – Это непроизвольные, плохо контролируемые человеком двигательные нервные привычки, которые обычно смущают окружающих. Думаю, мало кому понравится, если собеседник будет «витать в облаках», зациклившись на покручивании спиннера.
Иммунитет от навязчивого хлама
Мы с Сергеем сошлись во мнении, что повальное увлечение спиннерами – это результат массовой и порой агрессивной рекламы товара в социальных сетях.
– Соцсети сегодня выступают фактором формирования модели потребления молодежи, – говорит Сергей. – Человеку уже незачем искать информацию, она сама находит его, где бы он ни был. Срабатывает такой социально-психологический механизм, как подражание, в результате которого возникают групповые нормы и ценности. Мода, в том числе на спиннеры, – частный случай подражания, средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности. Ведь известно, что большинство людей очень боится оказаться в меньшинстве. Человеку свойственно стадное поведение, стадные инстинкты и интересы.
Раз «все» крутят спиннеры, то многие неосознанно захотят быть «как все». В детском коллективе ребёнка могут просто высмеять, если он появился без новомодного приобретения. Увы, покупка спиннера часто обусловлена не столько желанием покрутить что-то в руках, а доказать кому-то, что ты в теме...
– Надо уметь противостоять агрессивному маркетингу, – считает Сергей. – У взрослых критичность либо есть, либо нет, третьего не дано. У детей же средства защиты от рекламы и ненужных покупок можно сформировать. Есть несколько рекомендаций для взрослых, которые не хотят опуститься до уровня «хомо консуменс» – человека потребляющего.
Первое: ограничьте рекламу, это можно сделать с помощью разных инструментов в браузере.
Второе: расскажите детям о скрытых механизмах влияния рекламы.
Третье: избегайте импульсивных покупок.
Четвертое: совершая покупки, анализируйте, переключайтесь с эмоций на логику, оценивайте состав, пользу, цену.
Пятое: формируйте собственные предпочтения – набор производителей, брендов, магазинов, конкретных продуктов, которым вы доверяете.