RU29
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Архангельске

Погода-1°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -5

3 м/c,

южн.

761мм 59%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город В театре – драмы: архангельские актеры «старой школы» ушли в поисках денег и идеи

В театре – драмы: архангельские актеры «старой школы» ушли в поисках денег и идеи

О том, что происходит за кулисами, нам рассказали сами артисты, директор и главный режиссер.

В июне Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова закрыл 84-й театральный сезон, который стал для ломоносовцев богатым на премьеры, победы в фестивалях и новые творческие проекты. Однако уже в июле до редакции дошла информация, что из театра ушли, – один за другим, – недовольные зарплатой и репертуаром актеры. Ситуацию со своих позиций комментируют сами артисты, директор и главный режиссер театра драмы.

Сезон фестивалей и выхода к зрителю

Порой зрители воспринимают все, что происходит на театральной сцене, как должное. Однако театр – это не шкатулка, которую заводишь, и вот играет музыка, выбегают персонажи, разворачивается действие. Работа в театре – одна из сложнейших, о чем мы уже писали в интервью с молодым и перспективным актером Театра Драмы имени М.В. Ломоносова Иваном Братушевым. Это не хобби и не альтруизм, это работа, которую люди выбирают по ряду критериев: интерес, оплата, обстановка в коллективе, перспективы. Так чего не нашли в театре те, кто оттуда недавно ушел?

Этот сезон, если верить информационной службе драмтеатра, был более чем успешным

В 84-ом сезоне театр искал новые формы общения со зрителем и не раз коммуницировал с ним напрямую. К примеру, заработал Клуб любителей драматического искусства, на котором театралы могли обсудить спектакль с драматургами, режиссёрами, критиками, поприсутствовать на открытой читке пьесы и распределении ролей. Также состоялось и открытие «Летнего театра» от студийцев Архангельского драматического. Продолжился благотворительный проект с организацией «Время добра» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Были инициированы и другие благотворительные и социальные мероприятия, например, благотворительная ярмарка и акция «Подари детям Новый год».

Долгое время ломоносовцы не вели активную фестивальную деятельность, а в этом году театр заявил о себе после долгой паузы на всероссийском и даже международном уровне.

15 тысяч за труд без выходных

Для нас, простых зрителей, в театре – все хорошо. О сложностях работы в театре мы узнали из беседы с актером «старой школы», как он сам говорит, – Иваном Моревым. Он сообщил нам, что театральную труппу за последний год покинуло больше пяти человек, кроме них еще и он сам – в сентябре 2016-ого. Добавил без позитива в голосе: «И другие, может, ушли бы, да некуда. Рынок специфический».

– Вы посмотрите, какие новые спектакли идут в последнее время на сцене драмтеатра. Говорят, народ на них встает и уходит. У нас всю жизнь был классический репертуар! А сейчас все скатилось в пошлость, с тем же, например, «Царем Эдипом» и «Амфитрионом».

– А ведь были «Лес», «Вишневый сад»... – продолжает Морев. – Из театра уходят профессионалы-режиссеры. На главные роли ставят актеров, не достигших должного уровня. Люди думают, что мы получаем большие зарплаты. У меня при насыщенном графике с утра до вечера, с двумя выходными в месяц, выходили копейки. Ни денег, ни идеи в итоге. А потом, что больше всего обидно, ты трудишься и знаешь, что в любой момент тебе могут сказать: «Вы нам не нужны».

Я пытаюсь поспорить с актером и привожу ряд последних достижений драмтеатра, – он не настроен все разносить в критике, и соглашается, – да, сейчас не самая худшая пора для драмтеатра, – и вспоминает былые годы.

Много лет нам говорили затянуть пояса

– Молодые актеры, которых все устраивает, не помнят времена реальных голодовок, – отмечает Морев. – Сколько помню, нас всегда просили затянуть пояса. И сама министр культуры со слезами на глазах обещала, что театр будет жить, что актеры начнут получать нормальные деньги... Но этого не произошло.

Мы вышли на связь еще с одним актером, который ушел из драмтеатра примерно год назад – это Владимир Нерадовский.

– У меня было несколько причин, чтобы уйти, – комментирует Владимир. – Нельзя утверждать, что в театре все стопроцентно плохо, но негативные моменты все же есть. Во-первых, качество спектаклей, на мой взгляд, падает.

«Амфитрион» – этим современным спектаклем артисты закрыли 84-й театральный сезон

– Во-вторых, потеряно понимание, что театр кормят актеры и режиссер. А когда во главу угла ставится зарабатывание денег для отдельных лиц, это неправильно. Вы не подумайте, я не считаю себя гениальностью. Я обычный нормальный артист, который пытался максимально качественно трудиться, но получал смешные для семейного человека деньги – 15 тысяч в месяц. Было утеряно взаимопонимание между многими актерами и главным режиссёром, что в свою очередь создает отрицательную атмосферу в творческом процессе и в целом в театре. Актеры уходят. Переезжают в другие города. Я очень надеюсь, что за прошедший сезон что-то изменилось в лучшую сторону.

Причины разные, у кого-то – алкоголь

Чтобы внести ясность в ситуацию, мы обратились за комментарием к человеку, от которого напрямую зависят стилистические и содержательные особенности репертуара театра. Со своей стороны произошедшее объяснил главный режиссер Андрей Тимошенко.

– Межличностных конфликтов в театре нет, если вас это интересует, рассказать мне нечего, – предупреждает он. – Что касается режиссуры и репертуара, то я крайне не согласен, что мы потеряли классику. Театр – это организм, который без остановки развивается. Люди приходят и уходят, – это нормально. Артист должен постоянно быть в движении, в поиске. Думаю, ушли те, кто нашел для себя лучший вариант. А бывают и более печальные истории, когда артист вынужден уйти по причине алкогольной зависимости, например. С кем-то мы расстались, потому что я не увидел перспектив в работе с этим человеком. С другими – потому что люди не увидели перспектив со мной.

Главный режиссер считает, что, несмотря на все перемены, Драмтеатр верен своей концепции – сохранились традиционные пьесы, появились современные.

Один из новых спектаклей театра – «Две дамочки в сторону Севера»

Театр ищет новый язык

– Театр ищет новый язык, – считает Андрей Тимошенко. – Артист все время должен быть вне зоны комфорта. Как только он попадает в тепличные условия, перестает развиваться. Идеальная ситуация – постоянно пробовать что-то новое. Это было не всем под силу. Администрация театра со всеми ушедшими актерами рассталась интеллигентно. Я думаю, что с уходом артистов мы ничего не потеряли. Наоборот. Взяли новых людей. Очень сильных. Люди ушли по разным причинам, одного повода – нет. Так что о какой-то тенденции говорить просто неуместно. У нас прошел мощный сезон с девятью премьерами, и говорить о таких вещах на фоне успеха – как-то странно и неприятно. Мне, наоборот, кажется, что у нас началась новая эра.

Что касается нового языка, – то это неизбежность, по мнению режиссера. Театр должен быть актуальным, людей стало сложнее пробить на эмоцию – телевидение с его шок-контентом и интернет сделали свое дело.

– После криминальной сводки с телеэкрана мы покажем, как Гамлет убивает других героев пьесы, а зритель спросит – ну и что? Нужен новый подход. Нужно объяснить связь между тем, что происходит на сцене и в жизни. Появление в текстуре классического произведения таких явлений, как скайп или компьютер – это не заигрывание с аудиторией. Это один из инструментов для того, чтоб рассказать историю. В том же «Блогере», например, Гоголь никуда не делся. Мир меняется, человек тоже, и театр тоже не может не искать нового героя и нового языка, – резюмирует режиссер.

Спектакль «Блогер» был высоко оценён в Челябинске на международном фестивале «Chelovek театра»

По мнению директора Театра Драмы Сергея Самодова, абсолютное мерило успеха для спектакля – это посещаемость:

– Если у нас аншлаги, на многие спектакли просто не приобрести билет, значит, наши спектакли интересны публике, зритель их принимает. Просто из-за одной маркетинговой деятельности посещаемость постановок в два раза не вырастает. Значит, творчески театр развивается верной дорогой. А если говорить о переменах в театре, то сначала нужно понимать, что творчество тождественно развитию. А развитие как раз подразумевает движение вперед. Театр не может находиться и «консервироваться» в одной точке творческого пути. Он должен искать и вести за собой зрителя.

В интернете – Карабас-Барабас

В социальных сетях директор драмтеатра Сергей Самодов сам с иронией пишет о себе: «В каждом театре должен быть свой Карабас-Барабас». Мы обратились нему, чтобы он прояснил ситуацию, сколько же старых актеров от него сбежали, а сколько новых приступили к работе по факту, – есть ли кадровая проблема?

Иван Братушев получает награду за лучшую мужскую роль в спектакле «Блогер»

– Кадровой проблемы на данный момент в театре нет, – ответил нам Сергей Самодов. – Работа с кадрами – это часть хозяйственной деятельности учреждения, в рамках которой принимаются решения как о приеме на работу, так и об обоснованном прекращении трудовых отношений. Если говорить конкретно об актерском составе, то со многими артистами заключаются срочные трудовые договоры. Это общепринятая практика. После завершения сезона главный режиссер проводит со всеми актерами беседы. По итогам работы в сезоне принимаются решения о заключении или незаключении новых трудовых договоров.

Театр расстался... с одним актером?

Сергей Самодов сообщил, что в прошлом году театр принял решение не заключать новых договор с двумя актерами, в этом году – лишь с одним актером из вспомогательного состава. В отношении них неправильно говорить, что они ушли. Это была инициатива театра, обусловленная желанием расти в качественном показателе. Двое актеров в прошлом году покинули труппу, так как им были предложены более интересные условия для работы в другом театре. В то же время, как он отмечает, костяк труппы сохраняется, а на свободные места в штатном расписании приглашаются новые актеры. Например, братья Павел Каныгин и Александр Зимин.

– По итогу этого сезона театр расстался лишь с одним актером, – сообщил нам Сергей Самодов. – Можно говорить, что состав труппы устоялся. В спектакли делаются вводы, деятельность по выпуску новых спектаклей и показу уже идущего репертуара ведется планово без сбоев.

Администрация театра сообщает, что с актерами обычно расстается интеллигентно

Майские указы в помощь бюджету

Также директор сообщил, что средняя заработная плата артистов в театре – 32 тысячи рублей. Величина зарплаты зависит от должности и от занятости. Кроме этого, руководство поощряет самостоятельную работу актеров, за которую они имеют возможность получать дополнительно авторские проценты с валового сбора. Еще в этом году театр заключил сроком на три года коллективный договор, который предполагает наиболее широкий спектр мер дополнительной социальной поддержки для работников театра, если сравнивать с подобными документами в других театрах России.

– Иногородним сотрудникам театр предоставляет жилье или компенсирует оплату аренды, обеспечиваются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску, выплачиваются разовые премии в размере оклада в случае свадьбы, рождения ребенка, – говорит Сергей Самодов. – Повторюсь, список дополнительных социальных мер поддержки значителен. При переработках, третьих вызовах все дополнительные оплаты начисляются в соответствии с ТК. Также в соответствии с областным законодательством до недавнего времени бюджетным сотрудникам раз в два года оплачивался проезд к месту отдыха. С 2017 года раз в два года оплачивается проезд к месту отдыха до крайней точки по России.

Кадр сделан на спектакле «Василий Тёркин», который стал лауреатом в номинации «Ни пуха ни пера» на фестивале «Подмосковные вечера»

По информации руководства, в этом году театр провел внеочередную аттестацию и пятерым актерам повысил категорию, также театр направил письмо в министерство культуры Архангельской области с просьбой в следующем году предусмотреть индексацию заработных плат сотрудников театра в рамках исполнения дорожной карты майских указов президента.

– Только внебюджетными средствами мы не можем повысить зарплаты. Индексация должна проходить в четкой пропорции: 60% – средства бюджетной субсидии на исполнение госзадания, 40% – внебюджетные средства от приносящей доход деятельности, – отмечает Сергей Самодов. – Для артистов важно создать благоприятную среду, в которой они занимались бы творчеством и понимали, что их труд и служение искусству ценят не только на словах. И театр делает много в этом направлении.

Против – высказались обиженные

Что касается репертуара, Сергею Самодову кажется странным, что были в театре артисты, которые неохотно шли играть в новые постановки. По его мнению, для актера быть задействованным важнее всего: новые роли, работа с разными режиссерами.

– Только за последний сезон наши актеры работали с шестью разными режиссерами. А это и разный подход к постановкам, разные составы исполнителей. А еще наша труппа имеет возможность работать с профессионалами, позволяющими развить актерские навыки: например, хормейстером Олегом Щукиным, балетмейстером Алишером Хасановым. Вероятно, стоит спросить, насколько «неохотно» заслуженная артистка РФ Людмила Васильевна Советова играет в «Двух дамочках в сторону Севера», или Ольга Павловна Колосова в «Эдипе», «Грозе». На мой взгляд, все разговоры о зарплатах и «не том репертуаре» могут подниматься бывшими актерами театра от обиды, что они не смогли проявить себя, и что с ними не заключили новый договоры.

В этом году театр объехал с гастролями Архангельск и область. Спектакли прошли в Уйме, Березнике, Онеге, Карпогорах, Лявле

P.S.:

Иногда реальная жизнь конкурирует по накалу страстей с театральными пьесами. Даже те, кто не был в курсе каких-то рабочих конфликтов за кулисами нашего Драмтеатра, интуитивно чувствовали, что над ним появились новые паруса, и театр берет другое направление – и скоро мы поймем, какое именно.

И этот большой корабль, обновленный снаружи и внутри, один из самых современных сценических комплексов в России, не поплывет сам по себе. Не привлечет внимание, как бы ярко ни светился темными архангельскими вечерами. Жизнь ему даже в годы тотальной разрухи давали талантливые и творческие работники, большие профессионалы и «маленькие люди» – в хорошем смысле слова. «Маленький» у Чехова – это самые обыкновенный человек, не всегда способный что-то изменить на глобальном уровне, но достойный сочувствия, уважения и внимания.

Фото: Сергей Яковлев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления