1 апреля среда
СЕЙЧАС -3°С

Неподцензурный Высоцкий в Архангельске: полвека назад газеты Поморья специально его не замечали

Однако статья журналистки «Северного комсомольца» Людмилы Рудаковой стала пророческой.

Поделиться

Сегодня знаковый день для поклонников творчества Владимира Высоцкого. Знаменитый поэт, актёр и музыкант умер 25 июля в 1980 году. В Архангельск Высоцкий приезжал с концертом всего один раз, на рассвете своей популярности – это был март 1968 года. Архангельские газеты по-разному отреагировали на его визит. Его считали «несоветским», ругали за непатриотичность. Одной из немногих на тот момент публикаций без критики стала пророческая статья нашей землячки Людмилы Рудаковой.

Высоцкий в тот мартовский визит дал в Архангельске два концерта – в Доме офицеров и лесотехническом институте. Корреспондент «Северного комсомольца» Людмила Рудакова – единственная, кто тогда написал о концерте Высоцкого.

Об интервью заранее она не договаривалась – от редакции задания не было, на выступление в АЛТИ девушка шла без особого вдохновения. Людмила мало знала об его творчестве. Высоцкий тогда еще не был кумиром миллионов. Он только начинал свой путь в музыке, но на концерте молодую журналистку поразили в первую очередь...стихи.

Записи Высоцкого тогда только начинали распространяться, но на концерт попасть было уже не так просто

Записи Высоцкого тогда только начинали распространяться, но на концерт попасть было уже не так просто

– Высоцкий был начинающим бардом, его записи только начинали распространяться, – комментирует Инга Рудакова, дочь Людмилы, журналист ГТРК «Поморье». – Мама послушала несколько песен и поняла, что это что-то другое. Это уже не те песенники с отголосками оттепели. Это какая-то другая, новая волна. Волна протеста, иронии, юмора, свободы. Перед зрителями стоял талантливый насмешник-интеллектуал. Зал был под большим впечатлением, и это общее настроение захватило и маму тоже.

Мама Инги Рудаковой – Людмила, журналистка газеты «Северный комсомолец»;

Мама Инги Рудаковой – Людмила, журналистка газеты «Северный комсомолец»;

До этого дня Людмила Рудакова общалась со многими популярными артистами и актерами СССР, которые заезжали в Архангельск, взять хотя бы Татьяну Доронину или Эдуарда Хилля, имена которых тогда знали в каждом дворе. И потому ту встречу с Высоцким журналистка никогда не вспоминала как «звездную». Просто заглянула в гримерку, просто разговорились.

Высоцкий всего один раз побывал с концертами в Архангельске

Высоцкий всего один раз побывал с концертами в Архангельске

Он сидел очень уставший. Худощавый и невысокого роста, в скромной черном в свитере, – таким она его запомнила. Простой и открытый в общении молодой человек. В гримерке не оказалось второго стула. Высоцкий предложил Людмиле свой. А сам сел на подоконник. Они были практически ровесники. Разговор зашел о музыке, о ситуации в стране и в мире. О жизни.

– Мама тогда почувствовала в нем какую-то возрастающую творческую величину, – комментирует Инга Рудакова. – Причем это была не женская симпатия вовсе, а трезвая и зрелая оценка того, что представляет собой Высоцкий как автор. Как поэт.

Вдохновленная концертом, Людмила Рудакова решила опубликовать свой текст в газете «Северный Комсомолец»

Вдохновленная концертом, Людмила Рудакова решила опубликовать свой текст в газете «Северный Комсомолец»

Под эмоциями от беседы с Владимиром Высоцким Людмила побежала в редакцию «Северного комсомольца». «Об этом непременно надо написать!» – вертелось у нее в голове. Она накатала текст на целую полосу формата А3. И назвала свой материал «В России появился большой поэт». К слову, так его на тот период еще никто еще не называл. Редактор нахмурил брови:

– Какой еще большой поэт? У нас в Советском Союзе все равны! Люся, поэт рождается раз в сто-двести лет! К тому же из обкома не поступало никаких указаний, как о нем писать.

В газете вышел «причесанный» вариант статьи молодой журналистки из Архангельска

В газете вышел «причесанный» вариант статьи молодой журналистки из Архангельска

Инга Рудакова считает, что это яркий пример «совдеповщины», когда никто не может быть лучшим. В итоге статья вышла сокращенная до трети полосы и под банальным редакционным заголовком «Широким шагом песни» – абстрактнее некуда! Тогда никто не мог представить, что первое название статьи – авторское, окажется пророческим. Спустя время Высоцкий стал легендой при жизни. Кроме этой публикации в Архангельске небольшие статьи опубликовали еще «Часовой Севера» – военное издание, где Высоцкий был просто в пух и в прах разгромлен. В газете АЛТИ «Наш темп», где своими эмоциями поделились студенты. И куцый анонс – в «Правде Севера».

Небольшая публикация в газете АЛТИ «НашТемп»

Небольшая публикация в газете АЛТИ «НашТемп»

Сама Людмила, конечно, с грустью вспоминала, как тщетно пыталась отстоять свой заголовок статьи о Высоцком, редактор не послушал тогда молодую журналистку, а зря – публикация могла бы войти в историю. Да и вошла, пожалуй. Даже с таким раскладом. До Людмилы потом доходили реплики, которые грели ей душу. Кому-то из журналистов, когда в периодике Высоцкого критиковали за обличительный тон, он ответил, – что ж вы так, даже в Архангельске меня признали, а в Москве клюют. В прессе шла кампания против него, пототому что он не восхвалял партию, с иронией относился к советскому строю, и поэтому музыканту приходилось устраивать полулегальные концерты. Люди хотели его слушать, но со стороны власти это не приветствовалось.

– До девяностых годов это интервью никто не вспоминал, а когда наступил пик популярности Высоцкого, увы, посмертный, – появились исследователи его творчества и биографии и к маме даже стали обращаться местные и зарубежные высоцковеды, – говорит Инга Рудакова. – Ее стали приглашать на встречи, расспрашивать об ее знакомстве с Высоцким. Мне кажется, за всю его недолгую жизнь о нем много говорили. И хорошего, и плохого. Но в годы, когда негатива было больше, мама сделала пусть и маленький, но значимый вклад в в поддержку таланта, поддержку его творчества, правды его стихов.

Инга вспоминает: когда у них дома, кроме пластинок, появились еще и кассеты с записями песен Высоцкого, они у них не задерживались – ходили из рук в руки. Соседи и знакомые брали кассеты и часто спрашивали Людмилу о той встрече со знаменитостью в 1968 году.

- Творчество Высоцкого - огромный поэтический пласт, он пробился сквозь дебри советской уравниловки, отрицания всего, что выделяется, он великий поэт,- считает Инга Рудакова. -"Поэт в России больше, чем поэт..." - это про него можно сказать...Он выразитель того, о чем в СССР думал каждый. Но все молчали, а он осмелился говорить и петь. Поэт своей колеи - я бы так сказала - у него песня такая есть "Своя колея". И фестиваль песни есть "Своя колея". Человек, который в стране советов шел своим путем, которым никто не должен был идти...Для нашего поколения - он очень значимая фигура, его имя очень большое и веское. Это имя Эпохи.

С того визита Высоцкого в наш город прошло практически пятьдесят лет

С того визита Высоцкого в наш город прошло практически пятьдесят лет

Высоцкого не только слушают до сих пор в Архангельске, в России, во всем мире. Он культовый поэт, феномен нашей культуры, его цитируют! И сам факт того, что на русском севере нашлись люди, которые с первых шагов молодого исполнителя увидели в нем потенциал, поверили в его большое будущее, говорит о том, что его музыка особенно близка северянам. Кому, как не нам петь о суровом климате, о политике, о надломленной душе и любви к быстротечной жизни.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!