Город Алла Сумарокова, певица, заслуженная артистка России: «Я уже в детстве поняла, что буду петь!»

Алла Сумарокова, певица, заслуженная артистка России: «Я уже в детстве поняла, что буду петь!»

Народная музыка, и особенно народный вокал, сегодня многим кажутся несовременным явлением, чем-то устаревшим. Но все эти доводы разрушает популярная архангельская певица Алла Сумарокова. Ее любят жители города и области, а на концертах – сплошные аншлаги. В прошлом – солистка Академического Северного русского народного хора, воспитанница легендарной Нины Мешко, а ныне – самобытная и яркая певица, не побоявшаяся уйти в свободное плавание, задушевная и ищущая. Многие архангелогородцы всерьез считают, что Алла Сумарокова живет в Москве и лишь наездами бывает в столице Поморья, – такова ее народная популярность. На все эти слухи Алла отвечает однозначно: «Никуда я не уехала, я – Архангелогородочка». Да и зачем ей уезжать, ведь ее публика здесь. А второго декабря в Архангельске пройдет юбилейный концерт Аллы Сумароковой на обновленной сцене областного театра драмы. Концерт называется просто: «С любовью, Алла Сумарокова».

Алла, мой первый вопрос о юбилейном концерте. Что будет в программе, кого планируете пригласить, как готовитесь?

– Хотите честно? Я вообще не люблю юбилеи, и в первый раз в жизни делаю такой концерт... Но, все-таки, золотой юбилей пришел, а я не знаю, как его праздновать. (Смеется.) Но мне стали звонить мои друзья, поклонники, в том числе из районов области и говорить: «Алла, ты как хочешь, но мы приедем тебя поздравлять». Поэтому я решила в этот день, в свой юбилей, сделать праздник всем своим поклонникам, друзьям, всем любителем русского фольклора. Программу я до конца еще не выстроила, но уже твердо могу сказать, что будут звучать и полюбившиеся песни на стихи местных авторов, и премьеры. Будут и русские, и цыганские романсы. Я всегда ставлю задачу с первой же песни найти контакт со своим слушателем. А еще я буду петь со своими зрителями, – за многие годы сложилась хорошая традиция, когда я пою с теми, кто находится в зале.

Судя по тому, что вас так любят, рано говорить о кончине народной песни, о том, что попса затмила всем разум?

– Нет, это все политика на нашем телевидении, когда сплошь одни и те же лица мелькают. Народная песня всегда будет востребована, ее всегда будут слушать. Даже молодежи народная песня интересна – мне звонят диджеи с просьбой разрешить обработку моих песен. Был у меня совместный проект с рок-группой «Новая земля». Считаю, что народная песня хорошо сочетается с другими жанрами. Я была в очень хороших отношениях с Владимиром Резицким, нашим знаменитым джазовым музыкантом, он приходил ко мне на репетиции, слушал мою группу «Церемоночки», у нас было столько совместных планов... Увы, этим планом не суждено было сбыться, так как Владимир скоропостижно скончался... А вообще, любовь к народной музыке проявляется именно на концертах, когда я вижу глаза, а иногда и слезы своих слушателей.

А кто был для вас авторитетом в этом направлении?

– Я всегда очень любила Лидию Русланову. Это была бесподобная певица, женщина непростой судьбы, но очень яркая, артистичная. А с Людмилой Зыкиной меня судьба сводила лично, у меня есть ее автограф. С большим уважением отношусь к Людмиле Георгиевне. Нина Константиновна Мешко, мой руководитель в Северном хоре, ставила Зыкиной голос. Так что, получается, что у нас есть связь...

Как вы относитесь к использованию фонограммы? Не секрет, что многие певцы и певицы не брезгуют сегодня этим методом...

– Отрицательно! Это издевательство над зрителем! Как можно петь под фонограмму? На Западе это считается позором, а у нас – сплошь и рядом. Для этого нужно менять законы, наказывать за использование «фанеры». Никогда не пою под фонограмму из принципа, в сольных концертах у меня даже все инструменты звучат «в живую». Это на сборных концертах еще можно что-то записать – инструмент какой-нибудь. Но голос! Петь нужно только живьем.

Алла, как работаете с голосом?

– Во-первых, ни в коем случае нельзя болеть, простывать. Во-вторых, есть несколько упражнений. Например, пью теплый чай без сахара, тренирую дыхание. Людмила Зыкина даже во время концертов пила чай, правда с сахаром, ей это помогало. Я во время концертов пью воду, – бывает такая сухость в горле, ее необходимо убирать.

Часто говорят, что у певиц, и вообще творческих людей, не складывается личная жизнь. Мол, когда творчество на первом плане, личная жизнь отстает...

– Да, я очень долгое время была одна, но сейчас в моей жизни есть Игорь. Он для меня и муж , и помощник, и продюсер, во всем мне помогает. И сейчас мы совместно готовимся к моему юбилейному концерту. А вообще, это правда – зачастую приходится жертвовать своей личной жизнью. Но как это прекрасно – когда ты поешь, тебя слушают и тебя любят. Ведь я уже с раннего детства понимала, что буду петь.

Когда пришло это понимание?

– Помню, мне было лет шесть, я воспитывалась в интернате в Лешуконском районе. По вечерам, когда везде выключали свет, мы, дети, начинали делиться историями, легендами. Рассказывали друг другу «пугалки» про темные-темные комнаты и темные-темные стены. (Смеется.) Так вот, меня вечно упрашивали, чтобы я рассказывала. Не знаю, видимо у меня это хорошо получалось. А потом мне надоело рассказывать, и я стала петь. Что тут началось! Все сбегались и просили меня, но уже не рассказывать, а петь! А потом, на одном из детских концертов я исполняла военную песню, и как-то бросила взор в зал. И увидела, что многие плачут. Это так тронуло, вы бы знали... И я боялась смотреть в глаза эти, боялась, что сама заплачу.

Никогда не хотелось покинуть Архангельск, переехать в столицу? Ведь о вас говорят уже как о столичной певице, считают, что вы живете в Москве.

– Были предложения даже уехать во Францию. Да и в другие города, например в ансамбль к Геннадию Заволокину в Новосибирск. Но я подумала, а зачем мне в Новосибирск? Ведь я люблю Архангельск, здесь я нужнее, здесь мой слушатель, мои поклонники. У меня даже концерт так назывался «Архангелогородочка». Я именно архангелогородочка!

Когда вы ушли из Северного хора, трудно было «плыть в одиночку»?

– Трудно, страшно. Я понимала, что одной сложнее, чем в коллективе. Но все наладилось – у меня появились свои музыканты, группа «Церемоночка», Игорь стал мне помогать. В общем, риск был оправдан. Хотя я до сих пор очень тепло вспоминаю Северный хор, взращенный Антониной Яковлевной Колотиловой. Мне много дал этот коллектив. Меня ведь Нина Константиновна Мешко взяла туда как сопрано – это очень редкий и своеобразный голос. Меня коллеги из хора стали сразу называть «невестой», – это номер такой у хора есть, где играют свадьбу. Так вот, окрестили невестой. Сейчас, к сожалению, мне не очень нравится ситуация в хоре, есть ощущение кризиса. Надеюсь, это временное явление.

Можно ли, на ваш взгляд, молодым исполнителям сегодня состояться в жанре народной песни?

– Почему нет? Народная песня очень популярна, она очень точно передает состояние души. Мне кажется, если человек талантлив и хочет чего-то добиться, то он добьется. Будет здорово, если появятся молодые и яркие народные певицы. И даже певцы, хотя таких практически нет, в основном женщины сегодня поют народные песни. И еще, я очень надеюсь на появление в нашей стране, и в Архангельске в частности, самобытного композитора-мелодиста. Очень не хватает душевных, хороших песен. И – хороших текстов, с поэтами тоже «недобор». Вот если бы были композиторы-мелодисты и поэты, пишущие задушевные стихи, репертуар наших исполнителей был бы просто сказочным. Но я не теряю надежды.

Что бы вы пожелали своим слушателям, поклонникам?

– Я всем хочу пожелать любви и удачи, и буду рада всех видеть на своем юбилейном концерте.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления