Город Кто зажжет в Архангельске похоронный факел?

Кто зажжет в Архангельске похоронный факел?

Вы хотите, чтобы вас сожгли? При жизни, конечно, маловероятно. А вот после смерти некоторые не очень хотят лежать в земле и отдавать свое бренное тело червям. Пусть, мол, кремируют лучше. В Поморье такого выбора у людей пока нет, сегодня путь один – на кладбище. В Архангельске давно говорят о строительстве крематория, но пока в этом деле все выглядит довольно мутно.

«Жгучий вопрос» поднимал еще экс-мэр Архангельска Александр Донской, если быть точнее, он рассматривал вопрос о проектировании и строительстве крематория. Потом пост градоначальника занял Виктор Павленко, на которого отчасти легла ответственность за похоронные дела. Главным по устройству посмертных жилищ у нас многие годы был и есть Роман Зарипов – директор МУП «Спецтрест по обслуживанию населения». Именно он вот уже почти десять лет практически одними и теми же словами говорит о том, какая нужная и полезная штука крематорий, подсчитывает миллионы на его строительство, которые нужно выделить из бюджета, рассматривает проекты строительства. В 2007 году для проектирования и строительства крематория «Спецтресту» был предоставлен земельный участок в районе городского кладбища «Валдушки». Возвести посмертную обитель планировали в течение года, но так ничего и не сделали.

А проблема с захоронениями в Архангельске есть. В городе насчитывается порядка одиннадцати кладбищ. Четыре из них – закрытые, попасть туда (как бы это не звучало) можно или путем подзахоронения к родственникам, если есть место на семейном участке. Ну, или за определенную сумму. Так, года три назад поговаривали, что за место на «Вологодском» («Кузнечевском») кладбище надо было заплатить около 40 тысяч рублей. Сегодня, наверное, расценки повыше.

На действующих кладбищах «Южная Маймакса» и «Валдушки» использована практически вся территория для захоронений. Где-то они производятся параллельно с отсыпкой новых участков. Освоение и ввод в эксплуатацию новых территорий для захоронений в земле без решения в первую очередь вопроса экологической безопасности невозможны.

И вот горвласти зашевелились. Но не потому, что решили взяться за проблему, а из-за зашедшего на рынок частника. ЗАО «Память» за счет частных инвестиций решило построить крематорий в районе деревни Рикасиха. На этот проект предусматривается 100 миллионов рублей.

ЗАО «Память» обещает предоставлять качественные услуги кремации усопших. В Архангельской областном крематории должны установить чешское оборудование, единственное сертифицированное в РФ. При работе пять дней в неделю в одну смену крематорий сможет выполнить около 1750 кремаций в год, при двухсменной работе – до 3,5 тысяч кремаций в год, при трехсменной работе – до 5,5 тысяч кремаций в год.

Как ни крути, похоронный бизнес – дело прибыльное, а потому потерять потенциальный доход МУП «Спецтрест» не хочет. Государственные похоронщики не только вплотную взялись за реализацию этой темы, но и налетели на «Память», мол, только муниципалитет по закону имеет право заниматься «жизнью после смерти» и что крематорий в частных руках – это нарушение всех правил. Хотя во многих городах России огненным погребением заведует именно бизнес, а не официальная власть. Есть даже прецеденты, когда в споре власти и бизнеса суд вставал на сторону частников. Так, администрация Челябинска обвинила частную фирму в том, что та занимается кремацией незаконно. Чиновники заявили: право на сожжение может быть только у государственного или муниципального предприятия. Однако Арбитражный суд решил иначе.

Нападками на ЗАО «Память» взялись и некоторые небезызвестные СМИ, солидарные мэрии. Против частника выдвигались аргументы от сомнительности наличия средств до предположений, что если кремация будет не в официальных руках, то будут там уничтожать тела неугодных без суда и следствия.

Особую пикантность ситуация приобрела под конец 2013 года, когда прокуратура оспорила решение Архангельской городской думы о местном бюджете, в котором предусмотрены расходы на проектирование и строительство крематория. В общем-то, это решение кажется вполне здравым. Сами понимаете, два крематория нам пока не надо. А зачем тратить бюджетные миллионы (когда в городе и так полно проблем), если есть люди, готовые сделать все за свой счет?

Представители города, конечно же, таким поворотом событий оказались крайне возмущены. Официально они негодуют, что не по закону это, в кулуарах же люди в теме шутят, что некоторые чиновники просто не хотят потерять возможность попилить бюджет. А возможно, в скором будущем и приватизировать прибыльный бизнес, ибо в данный момент в Государственной думе России разрабатывается новый законопроект «О погребении и похоронном деле», где исключаются все ссылки на контроль со стороны местных администраций.

Чем все закончится, покажет время. Генеральный директор ЗАО «Память» Игорь Максимов рассказал нам, что несмотря на все давление, его работа двигается: «Обо мне уже всякого понаписали, так что особенно комментировать не буду. Скажу одно: работа идет, все разрешения у меня есть. И разрешения настоящие, кто бы что не говорил. Сегодня правоохранительные органы работают хорошо, получить липовую бумажку почти нереально. Что касается заявлений, что якобы надо было через мэрию все делать. А почему это? Мы строим крематорий в Приморском районе, при чем тут мэр? Это получается какой-то завхоз с губернаторскими замашками. В городе полно проблем, в центре Архангельска люди живут в ужасных условиях, не лучше ли туда средства направить? Я же нашел средства, акционеров, чтобы не трогать бюджет и построить крематорий, который действительно необходим. А прибыли я лет 10-15 еще не вижу, пока все окупаться будет»

Автор проекта «Архангельский некрополь» Алексей Морозов прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Тема актуальна, так как кладбища в Архангельске переполнены. Та же Южная Маймакса сегодня уже представляет «город мертвых». А крематорий – решение проблемы. Другой вопрос: почему зашевелилась мэрия Архангельска. Все просто – почуяли конкурента в лице ЗАО «Память». Ведь под мэрией работает МУП «Спецтрест по обслуживанию населения» во главе с депутатом г-ном Зариповым. В случае строительства частного крематория «Спецтрест» потеряет финансово, так как деньги уйдут к частнику. Ни для кого не секрет, что в «могильном бизнесе» крутятся немалые деньги, в том числе и так называемые «теневые». Все эти блатные места на кладбищах, подзахоронения и т.д... Но прокуратура совершенно правильно вынесла решение по поводу муниципального крематория. Это как в том анекдоте про Сталина, которого спросили: «Что делать с Синявским?» – «С каким, который комментатор?» – «Нет, который писатель» – «А зачем нам два Синявских?» Так вот и нам зачем два крематория. Вполне естественно желание частника построить крематорий. А где был город и мэрия раньше, ведь проблема родилась не сегодня, а много лет назад. Налицо просто конфликт интересов и не более. Каждый ищет свою выгоду».

Кремация – один из самых современных и экологически чистых видов погребения. В условиях рыночной экономики администрации российских городов, не имеющих своих собственных крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ, а отсыпка их песчаными смесями или грунтом требует значительных затрат из городских бюджетов. Значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ и поддержание их в рабочем состоянии. Кремация решает эти и другие проблемы, связанные с процедурой погребения, – кремация в 100 раз снижает площадь, необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до одного часа.

Фото: Фото Алексея МОРОЗОВА и с сайта Science.howstuffworks.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления