24 октября четверг
СЕЙЧАС +2°С

Кому из ЖКХ прокуратура прописала

Поделиться

Речь идет о таблетке честности – мне показалось, ее съели некоторые участники форума прокуратуры Архангельской области, где обсуждались проблемы ЖКХ и права граждан в этой сфере. Сюда пришли депутаты, руководители органов госвласти Архангельской области и контрольно-надзорных органов, правозащитных, общественных и ресурсоснабжающих организаций. Чему я искренне удивилась – люди критиковали свою работу. Итак, об основных проблемах...

Платим вслепую – УК не выбирают

Говорят, алкоголика можно вылечить, если он сам признает, что болен. Проблемы ЖКХ наконец-то озвучили в комплексе – признали. Неужели эту сферу в области еще можно откачать? Тема для региона злободневная: только в текущем году органами прокуратуры в сфере ЖКХ выявлено свыше 1300 нарушений закона и рассмотрено более 800 обращений граждан.

Сфера ЖКХ с экономической точки зрения очень выгодна и находится сегодня в привилегированных условиях в сравнении с остальными направлениями, сюда вливаются миллиарды бюджетных средств. 7,5 млрд областных рублей – только за 2016 год. ЖКХ – это бизнес. Только вот коммунальная услуга отличается от других тем, что потребитель сам ее не выбирает, как правило, мы с вами вынуждены оплачивать любое ее качество. Отказаться тоже не можем, и некачественную услугу, как товар в магазине, назад не вернешь. По факту, потребители, оплачивая услугу за водоотведение, получают затопленные придомовые территории и подвалы, что ведет к порче общедомового имущества, и ремонтировать его собственники жилья будут тоже за свой счет.

«Отфутболивание» по телефону

Переполненные мусорные контейнеры в центре города – уже привычный пейзаж, а что творится на окраинах... В Исакогорском округе во дворе одного из домов кучи из бытовых отходов обошли по высоте гаражи и хозяйственные постройки. Одна из жительниц обратилась в разные инстанции, в ответ – тишина, в итоге на место мусорной катастрофы приехали представители администрация президента, и только после этого проблема решилась. И это не единичный пример.

«Оперативность и эффективность реагирования аварийных служб области на жалобы потребителей вызывает множество нареканий. По-моему, назрела необходимость создания единой централизованной диспетчерской службы по приему заявок об аварийных ситуациях как на объектах ЖКХ, так и в многоквартирных домах, – предложил на форуме заместитель прокурора области Сергей Акулич. – Все мы знаем наизусть номера МЧС, скорой помощи, полиции, а куда звонить, если случилась авария в доме? Поднимите руку, кто сходу скажет номер. Да... Процент небольшой. Одна рука – рука министра ЖКХ».

Прорвало ли трубу, затопило ли квартиру канализационными стоками... Перед нами куча номеров, равнодушные голоса в трубке, и мы остаемся с бедой один на один. И кажется, что всем на тебя будет плевать, даже если твой дом начнет тонуть в фекалиях, потому что до аварийных служб не дозвониться, а если и дозвонился, то надеяться на их оперативность не приходится. А иногда идет не что иное как «отфутболивание»: «А мы уже не ваша управляющая компания». Или: «А это не к нам, звоните в "Водоканал"»...И так далее.

Жалоб стало больше

В первом полугодии прокуратура провела анализ работы аварийных служб и выявила многочисленные нарушения – аварии устранялись несвоевременно. В том числе из-за того, что заявки людей в журнал не вносились или вносились неверно – это были какие-то обезличенные записи, ни даты, ни фамилии. А иногда журнала не было вовсе... Это делается не по забывчивости, а чтобы не нести никакой ответственности – нормативные требования устанавливают конкретные сроки разрешения конкретной аварии.

Еще одна беда – отсутствие круглосуточной работы аварийных служб. Несмотря на усиление контроля в этой сфере – введение муниципального жилищного контроля, лицензирования управляющих компаний, штрафных санкций за задолженность за энергоресурсы, – количество обращений о нарушениях в сфере ЖКХ в органы прокуратуры в этом году возросло на 45 процентов.

А ведь проблемы некоторых граждан можно было бы решить без обращения в прокуратуру! Через те же управляющие и ресурсоснабжающие организации, а в отдельных случаях – через органы контроля. Люди не требуют дворцов. Они просят убрать мусор или откачать воду из подвала. Однако проблемы не решаются, в том числе из-за нежелания ответственных лиц... Например, ситуация с управляющей компанией ООО «УК Левобережье». В течение полугода она не реагировала на обращения жителей дома №2 с улицы Западной. Люди просили прочистить выгребную яму – территория рядом с ней была сильно захламлена. В ответ жильцы дома не получили ничего. И только обратившись в прокуратуру, добились своего.

Положительных моментов немного, но есть – регион, наконец, ушел от массового дробления управляющих компаний, их банкротства, захвата многоквартирных домов новыми созданными компаниями. Времена, когда люди получали двойные квитанции, – в прошлом...

Мерзнем из-за двоечников

В моем доме редко дают тепло вовремя. Соседи уже не ориентируются на планы. Ежегодно в период прохождения отопительного сезона возникает много проблем в этой сфере. Причины? Вы не стучали бы зубами, не жгли бы кислород и рубли обогревателями, если бы органы власти различных уровней и ресурсоснабжающие организации вовремя подготовили объекты ЖКХ, многоквартирные дома к началу осенне-зимнего периода, обеспечили необходимый запас топлива.

В этом году Вельский, Коношский и Няндомский районы оказались не готовы к прошедшему отопительному периоду. Там топлива или не было, или было, но некачественное. Любой бизнес построен на расчетах, в этих районах у руководства ЖКХ оказались какие-то двоечники, и сдвинуть проблемы с мертвой точки удалось только с участием областного правительства. То есть миллиарды из бюджета выделяются, а топливо не покупается или покупается непонятно что? Приобретают некачественный уголь, а людям сидеть без тепла. И для чего экономили? Ошибка руководителя может поставить на грань выживания целый район, при этом в области сегодня нет резерва твердого топлива на случай чрезвычайных ситуаций.

Еще одна проблема – ветхое состояние тепло- , водо- , электросетей. Это тысячи километров. А также ветхое и аварийное состояние многоквартирных домов – 8,6% от общего количества домов в области.

Готовь топливо летом

Задолженность за энергоресурсы – еще один проблемный момент. В области эта цифра сегодня доходит до 2,1 млрд рублей. По сравнению с началом года это больше на 12 процентов. Эти цифры в прокуратуре вызывают сомнения, поскольку в задолженность включаются текущие и невозможные ко взысканию платежи. Для видения реальной картины необходимо провести немалую работу министерству ТЭК и ЖКХ области с муниципальными образованиями и ресурсоснабжающими организациями. Большую задолженность за энергоресурсы имеют бюджетные учреждения, в результате чего затруднительно ресурсоснабжающим организациям осуществлять подготовку объектов ЖКХ к зиме. Почему-то муниципалитеты эту проблему начинают решать, когда уже начат отопительный сезон, а где же они были в мае-июле, когда эти средства нужны организациям, в том числе и для оплаты потребленных ими ресурсов?

«В некоторых случаях руководители организаций из сферы ЖКХ пытаются избавиться от проблемы, а не решать ее, – считает Сергей Акулич. – В области отсутствует надлежащий контроль за результатами деятельности в сфере ЖКХ. Мы научились проводить конкурсные процедуры, заключать контракты в разных видах, а вот спрашивать по результатам... нет. Какая-то странная задача нынче стоит перед управленцами в ЖКХ – сэкономить бюджетные деньги? Но ведь они для того и выделялись, чтобы сделать жизнь людей лучше».

Особенности капитального ремонта

Новым не только для региона, но и для России в целом является проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе через регионального оператора – Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в области» с использованием денежных средств, собранных с собственников жилых помещений на специальном счете.

Действует региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории области. Она будет действовать три года, и в 2016 году в нее вошли 250 многоквартирных домов. Есть несколько проблем, которые тормозят проведение ремонта: некоторые собственники жилья не допускают специалистов в свои жилые помещения, провести работы нельзя в подвальных помещениях в результате их подтопления, и много вопросов возникает по качеству проведенного ремонта.

«Иногда на прием приходят люди – проведите нам капитальный ремонт, и, несмотря на дефицит средств, мы бы рады выделить деньги, но по законодательству не можем. Барьер – долевая собственность. И эту проблему надо решать на федеральном уровне – менять законы. Если мы проведем капитальный ремонт в такой ситуации, "подхватим" дом, чтоб он не сошел со свай, в итоге по факту проверки получим вердикт – "нецелевое использование бюджетных средств". При этом весьма проблематично собрать жильцов, чтобы что-то изменить», – комментирует Елена Петухова, замминистра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. – Также в Архангельске много домов с износом в 70 процентов, то есть они не аварийные, но состояние ужасное. И как объяснить жильцам, что эти дома целесообразнее снести, чем ремонтировать?»

«Водоканал»: проблем на несколько лет вперед

Эдуард Смелов вступил в должность директора МУП «Водоканал» в этом январе и, как сам признался, был в шоке от внутреннего тотального беспорядка. Знал, что в адрес «Водоканала» постоянно летят злые реплики. И сам убедился, почему. Такого предприятия он еще не видел... 69 аварий на водопроводе и 750 подпоров на канализации – таким был его первый рабочий день.

«Организация и контроль – это первое, что я решил внедрить, – говорит Эдуард Смелов, – потому что лично мне было непонятно, что мы делаем и как. Какие заявки к нам поступили, когда мы их выполнили или не выполнили. Сейчас все входящие звонки принимает внешняя по отношению к нашей организации информационно-справочная служба, которая, кстати, обслуживает и горячую линию губернатора. Мне было важно, чтобы не возникало подозрений, а все ли заявки регистрируются? И чтобы сам процесс от звонка до предъявления результатов работы по шагам контролировался, поэтому помимо телефонной службы был создан информационный портал, который сейчас постепенно набирает функциональность.

То есть заявка принимается, передается конкретной бригаде, бригадиру на гаджет приходит четкое техническое задание, он должен зафиксировать причины аварии, состояние объекта, и после – результат работы. То есть рабочие делают фотографии, отвечают за ситуацию. А мы могли проконтролировать эффективность их труда. К порталу есть доступ у глав округов, а сейчас доступ открыт и управляющим компаниям. То есть все видят, как мы работаем, могут подметить недочеты. В перспективе – сделать этот ресурс доступным всем гражданам. У "Водоканала"в любом городе есть производственные показатели, по которым оценивается качество работы предприятия: потери в сетях, аварийность, качество воды и расходы электроэнергии на подачу воды и отведение стока. Так вот по всем этим показателям по Северо-Западу мы последние... Хочется соответствовать хотя бы средним показателям».

Эдуард Юрьевич говорит, что все проблемы «Водоканала» не решить ни за год, ни за два. Хозяйство и инфраструктура были в запустении годами. Понадобится несколько лет тяжелого труда, чтобы вылезти из упадка. У нового руководства, в отличие от предшествующего, хотя бы есть критический взгляд.

Грустно, но честно. После такого потока негатива мы спросили у участников форума: что даст эта безрадостная дискуссия? Будут ли решаться перечисленные проблемы? Как отметил заместитель прокурора области Сергей Акулич, обозначить проблему – значит сделать шаг к ее решению. Надеемся, за словами последуют реальные дела...

В 2016 году прокурорами в рассматриваемой сфере выявлено свыше тысячи нарушений закона, опротестовано более 40 незаконных актов, по мерам реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 178 виновных лиц, в суды направлено около 50 заявлений, предостережено более 200 лиц о недопустимости нарушений закона, по материалам прокурорских проверок возбуждено пять уголовных дел.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
20 сен 2016 в 17:10

сочувствую директору водоканала. чужие ошибки разгребать -дело неблагодарное. вопрос только один - а раньше-то где была прокуратура, когда водоканал так работал и люди страдали?

20 сен 2016 в 15:31

печаль... общегородская...
ну хоть говорить начали.... а когда с места сдвинется? неизвестно...
печаль...

Гость
22 сен 2016 в 19:10

Мы, простые граждане, видим и знаем проблемы ЖКХ. Вопрос в другом - что делать? Не можем же мы каждый раз бегать в прокуратуру.Для этого есть люди, правда, они сидят в кабинетах и делают вид, что работают.Да,еще получают зарплату немаленькую