RU29
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Архангельске

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

5 м/c,

южн.

755мм 74%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город Чтение – мучение или единственная отдушина?

Чтение – мучение или единственная отдушина?

11-летний Вадик из маленького поселка Архангельской области свободное от школы время проводит в смартфоне: соцсети, смешные картинки, переписка с друзьями, музыка. К книгам и тем более учебникам у семиклассника отношение более чем скептическое.

«По литературе на уроке дают длинные и скучные рассказы. Например, роман "Дубровский", 90 страниц, мне за неделю не одолеть. Теперь история. Очень много непонятных слов: аббат, феодал, зависимые крестьяне и другие. Биология. Это очень жестокий урок, нам по нему задают читать то, что мы в будущем вряд ли будем делать. Например: узнавать, сколько лет дереву или определять место происхождения обычной высокой травы», – делится Вадим.

Его поддерживают одноклассники: большинство из них и в столь юном возрасте понимают, что их ждут рабочие специальности, а значит, книжки могут подождать.

Кто виноват и что делать?

Очевидно, все дети разные, утверждать, что маленькие северяне сплошь «вадики» нельзя. Но, увы, их много. 47% семейных читателей 29.ru на вопрос о литературных предпочтениях отпрысков ответили «не любят читать».

Почему так происходит? Ситуацию комментирует психолог с 20-летним стажем работы со школьниками, руководитель психологического кабинета «Равновесие» в Северодвинске Анна Магдеева.

«На мой взгляд, сегодня существуют объективные предпосылки к тому, что современные дети не рассматривают чтение как приятное времяпрепровождение. Во-первых, если ребёнок не видит родителей с книгой в руках, у него затруднено формирование читательской модели. Если родители – книголюбы со стажем, а ребёнок читать не хочет, возможно, причина в области нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, поэтому от ребёнка ускользает смысл прочитанного, чтение для него пытка. В данном случае необходима консультация квалифицированного логопеда», – объясняет Анна Альфредовна.

Во-вторых, отмечает психолог, хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Для современных детей проще посмотреть фильм – там уже всё нарисовано и придумывать ничего не надо. Просто смотри и наслаждайся.

Следующий момент, о котором часто забывают, – негативное отношение к чтению порождается «обязаловкой». Любимое дело у любого человека может превратиться в ненавистное занятие, если его исполнения требуют. Обязательность отталкивает.

Читать нельзя заставить

Действительно, поставить запятую здесь – занятие для некоторых родителей не самое простое. У некоторых в голове аксиома «должен» затвержена на молекулярном уровне.

16-летняя Оля, старшеклассница одной из гимназий Архангельска, честно признается: читать и рада бы, но не в приказном порядке. До 14 лет мама заставляла пересказать девочку прочитанное и, если книга, по мнению женщины, не была полезной, начинала ругаться.

«Я не отлынивала от учебы, естественно, все, что надо, в учебниках было прочитано. Другое дело, что в свободное время могла с книжкой Белянина или Прозорова залечь на диван. Мама такие вещи считает бесполезной тратой времени», – делится Ольга.

Учительница русского языка и литературы старших классов Ирина в прошлом году провела опрос среди учеников 9–11-х классов.

«То, что дети не читают, – преувеличение. Читают и еще как! Просто им интересно не то, что нам. В основном, фэнтези и фантастика. По моим наблюдениям, скорее всего, это связано с тем, что дети более уходят от реального мира, углубляясь в мир виртуальный, – отмечает Ирина. – Мы не можем обвинять современных детей в том, что они не хотят читать. Они читают. Но литература в их прочтении несколько в ином жанровом восприятии, к которому привыкли мы. А мы как старое поколение не хотим их принять, поэтому считаю, что мы должны искать в себе изъяны на таком же уровне, как и мы пытаемся найти их в них, в наших детях».

Но, если ваш ребенок все же не особый охотник до книг, переживать не стоит. Анна Магдеева признает: ситуацию можно исправить даже за один месяц. В своей работе Анна Альфредовна занимается формированием полноценного навыка чтения младших школьников. Но для этого существует ряд условий – занятия идут каждый день без перерыва на выходные дни, 30 дней подряд (согласитесь, не самое удобное условие для родителей). Почему именно 30? Потому что идёт формирование новой привычки. Следующее условие – ежедневное выполнение домашнего задания (а это дополнительная нагрузка для ребёнка – домашних заданий ему и так хватает) и, самое главное, активное включение в процесс родителей.

«Что я имею в виду? Для ребёнка очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей, их заинтересованность постепенным ростом своего чада, внимательное отслеживание достижений в чтении. Если эти условия соблюдаются, то скорость чтения возрастает в 1,5–2 раза, появляется плавность в прочтении текстов, уменьшается ошибочность прочтения и, конечно, ребёнок начинает понимать, о чём читает. Соответственно, уже самостоятельно начинает выбирать интересные для себя книги», – резюмирует психолог.

Книга – лучший подарок?

Конечно, опытные родители лучше знают, что положить на книжную полку ребенка. Но иногда советы профессионала бывают не лишними. Топ-3 важных факторов при выборе литературы подготовила Алена Давыдова, доцент кафедры литературы Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М. В. Ломоносова.

Во-первых, стоит обратить внимание на соответствие книги возрасту читателя. Это требование касается как формы, так и содержания книги: известно, например, что дошкольникам и младшим школьникам просто необходимы счастливые финалы в произведениях и что чем младше ребёнок, тем динамичнее и проще должен быть сюжет книги. В последнее время издательства обязаны ставить на книгах возрастную маркировку, но, как показывает практика, прежде чем вручить книгу юному читателю, лучше пролистать её самому.

«В современной литературе для детей и подростков практически не существует запретных тем. В этом есть и плюсы, и минусы. Конечно, каждый родитель сам решает, рекомендовать для чтения своему ребёнку провокационную книгу, поднимающую "трудную" тему или нет, но, думается, таких тем не нужно бояться, просто нужно вовремя предлагать не только читать книги, их содержащие, но и обсуждать их с ребёнком», – комментирует Алена Владимировна.

Последний в списке, но не по значению фактор – безопасность. Хорошая детская книга должна быть безопасной – информационно, педагогически, эстетически. И, конечно, же интересной.

Хорошего чтения вам и вашим детям!

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления