20 октября вторник
СЕЙЧАС -2°С

Весна не придет: почему в Архангельске загибаются фестивали?

Насколько реальна перспектива гибели двух культурных брендов Поморья – в материале 29.ru.

Поделиться

Бразильский карнавал на фестивале уличных театров в 2016 году

Бразильский карнавал на фестивале уличных театров в 2016 году

Художественный руководитель Архангельского молодежного театра Виктор Панов в пятницу заявил о закрытии Международного фестиваля «Европейская весна». Фестиваль уличных театров также находится под угрозой. Причина банальная – нет денег. О том, насколько реальна перспектива гибели двух культурных брендов столицы Поморья, и что об этом думают организаторы других городских мероприятий – в материале 29.ru.

«Губернатор сказал: «Виктор Петрович, зачем это поднимать?»

Печальную новость Виктор Панов сообщил 21 апреля во время предпремьерного показа спектакля Молодежного театра «Пьяные».

– Заявляю сразу. Это была последняя «Европейская весна». Впервые в жизни фестиваль практически не был профинансирован, – сказал Панов. И добавил, что, возможно, и от Международного фестиваля уличных театров придется отказаться. По крайней мере в том формате, к которому мы все привыкли.

В беседе с корреспондентом 29.ru Виктор Панов пояснил, что такая ситуация сложилась из-за недостаточного финансирования проектов. По словам худрука Молодежного театра, бюджет «Европейской весны» сократили в три раза. Для организаторов мероприятия это стало сюрпризом.

– Театр, который признан одним из лучших театров в России, театр, два спектакля которого входят в лонг-лист «Золотой маски», который привозит в Архангельск мировых театральных звезд, не получил денег. Точнее, получил гроши по сравнению с тем, на что мы рассчитывали. Чтобы вы понимали: театры, которые мы приглашаем на фестивали, планируют свои выступления за пять лет! Поэтому я был уверен, что нам будет дан бюджет прошлого года. Но только в январе мы узнали о сокращении. На «Европейскую весну» дали в три с половиной раза меньше, на фестиваль уличных театров, пока это условно, в полтора раза меньше. А на постановки – в шесть раз меньше денег. Не может театр жить без постановок! В этот раз нехватку денег на фестиваль мы компенсировали из доходов театра. Деньги, которые мы зарабатываем на спектаклях в маленьком зале, идут на повышение зарплат людям. И человек, который обычно получает у меня 25-28 тысяч рублей, два месяца получает по 12 тысяч (а ему за квартиру нужно платить 15!). Это преступление по отношению к одному из лучших театров. Великий Лев Выгодский сказал, что об уровне экономики можно судить по уровню культуры в стране. У нас явно не все в порядке. Папуас не будет работать, не будет давать доход стране, – рассказал Панов.

Худрук «молодежки» добавил, что губернатор Архангельской области Игорь Орлов был в курсе сложившейся ситуации. В целом, по словам Панова, диалоги культуры с властями в Поморье идут очень сложно.

– Я, почетный гражданин области, уже два с половиной месяца не могу попасть на прием ни к одному начальнику. То им некогда, то потом просят прийти. Может, им нечего сказать? На общественной палате, когда я заявил, что буду вынужден закрыть фестиваль, губернатор сказал: «Виктор Петрович, зачем это поднимать? Мы договоримся, мы все сделаем», – вспомнил Виктор Панов.

Худрук Молодежного театра Виктор Панов, министр культуры Поморья Вероника Яничек и губернатор Архангельской области Игорь Орлов

Худрук Молодежного театра Виктор Панов, министр культуры Поморья Вероника Яничек и губернатор Архангельской области Игорь Орлов

Помощница художественного руководителя Молодежного театра Анастасия Дедёшина рассказала 29.ru, что в 2017 году Фестиваль уличных театров точно будет. Но из-за нехватки денег горожане не смогут насладиться привычным размахом мероприятия.

– В этом году он, конечно же, будет, но из-за сокращения финансирования все будет намного скромнее. Коллективов штук на шесть меньше, будет больше российских участников. О том, что бюджет на фестивали будет такой, мы знаем с начала января. Но проблема в том, что всю подготовку мы начинаем намного раньше. По той же «Европейской весне» договора заключаем в ноябре-декабре, иначе ту же Мастерскую Брусникина со спектаклем «Конармия» нам просто не вывезти. Это не за месяц решается, – прокомментировала 29.ru Дедёшина.

Собеседница издания подчеркнула, что, хоть накануне высказывание Виктора Панова и было очень импульсивным, «Европейская весна» в 2018 году действительно может не прийти в Архангельск.

– Если в следующем году нам подтвердят такой же бюджет, как в этом, то мы не будем проводить фестиваль, потому что мы сейчас реально в убытке. Артисты получают плохую зарплату из-за того, что театр вынужден рассчитываться за «Европейскую весну» из собственного бюджета. Хотя всегда власть имущие поддерживают, говорят, что да, конечно, делайте. И это есть в госзадании, – отметила помощница худрука «молодежки».

Фестивали всегда запоминались зрителям яркостью и красотой выступлений

Фестивали всегда запоминались зрителям яркостью и красотой выступлений

Русский рок-музыкант, поэт и актер Петр Мамонов на 
«Европейской весне» в прошлом году

Русский рок-музыкант, поэт и актер Петр Мамонов на «Европейской весне» в прошлом году

«Нам нужно живое искусство»

Организатор одного из старейших в России рок-фестивалей «Беломор-Буги» Александр Мезенцев отметил, что подобные ситуации негативно сказываются на жизни города.

– Архангельск много потеряет, если не будет «Дней Джаза», фестиваля «Беломор-Буги», уличных театров и «Европейской весны». Конечно, это будет потеря. Правда, для тех, кто прилип к телевизору, безразлично, что происходит. Таких сейчас немало. Но остались еще люди, которым все еще интересно живое искусство. Искусство не с экрана, а со сцены театра или из концертного зала. Если этого в реальной жизни не будет, а будет все только эфирное и экранное, то мы потеряем остроту восприятия. Кроме того, у нас уже много лет говорят о так называемых брендах культурного и музыкального туризма. «Европейская весна» – один из таких, он может заинтересовать туристов, и они приедут в Архангельск, – поделился с 29.ru своим мнением Александр Мезенцев.

Собеседник издания подтвердил, что местные власти «брендам культурного и музыкального туризма» не особенно помогают.

– Что касается «Беломор-Буги», то его не закроют. Это такой здоровый оптимизм. На самом деле это все печально, потому что ни город, ни область в этом участия не принимают. Причем нас практически не замечают, когда речь идет о финансировании. Когда надо написать, что есть и такой фестиваль в городе, тогда пишут, конечно. А реальной помощи, конечно, нет, – сказал Мезенцев.

Бюджеты «Европейской весны» не снились и еще одному яркому событию Поморья – фестивалю «Тайбола», куда, как и на «Весну», съезжаются сотни людей.

– Я не думаю, что наша молодёжь живёт только «Театрами» и «Весной». Однако, если они закроются, то это будет культурной потерей для Архангельска. Мне кажется, что эти проекты рассчитаны на широкую публику без конкретной привязки к возрасту. Думаю, что многие молодые люди сейчас уделяют внимания саморазвитию, дополнительному образованию, путешествиям, походу в спортзалы, карьере и так далее. В принципе, им есть чем заняться. Конечно, в плане культурного и интеллектуального досуга Поморье уступает столицам как минимум в количестве предложений. Это одна из многих причин, почему от нас постоянно утекают светлые молодые головы. Мне кажется, стоит не только привозить хорошие коллективы из-за границы, ещё надо развивать и поддерживать собственную сцену – музыкальную, театральную, художественную. Я помню, когда я впервые побывал на Фестивале уличных театров лет 10 назад на шоу «Механические цвета» (если не ошибаюсь в названиях). Тогда набережную Северной Двины было не узнать, это было сильное впечатление. Если коротко, то надо развивать качественные культурные проекты, а не закрывать их, – считает организатор культурно-экологического волонтёрского фестиваля Илья Кузубов.

Напомним, впервые Архангельск увидел «Европейскую весну» в 2007 году. В 2015 году прошел юбилейный 10-й фестиваль «Европейская весна», который к этому времени уже прочно занял свое место среди самых ярких событий культурной жизни региона. В Международном фестивале «Европейская весна» за годы его проведения приняли участие более 30 коллективов из Франции, Чехии, Польши, Китая, Марокко, Испании, Грузии, Беларуси, Украины и России.

Международный фестиваль уличных театров появился в Архангельске в 1990 году. В мае 1992 года проект был включен в список мероприятий «Всемирного десятилетия развития культуры», провозглашенного ЮНЕСКО. За 27 лет в Архангельске на фестивале выступили более 200 творческих коллективов со всего мира.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!