18 июля четверг
СЕЙЧАС +12°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

Город-пасынок: архангельские депутаты хотят отнять деньги у областных

Львиная доля собираемых в Архангельске средств поступает не в городскую казну, а в областную и федеральную.

Поделиться

Состоится ли налоговая революция? Это зависит от народных избранников

Депутаты Архангельской городской думы начали подготовку настоящей налоговой революции в отдельно взятом регионе. Её причиной станет нехватка средств на развитие города и дисбаланс в распределении налоговых поступлений в пользу областного бюджета.

Сегодняшняя налоговая политика в области построена таким образом, что львиная доля собираемых в Архангельске средств поступает не в городскую казну, а в областную и федеральную. В результате, город, по сути, находится в роли пасынка. Не хватает средств на самое необходимое, сфера городского хозяйства трещит по швам, коммуникации ветшают, дороги не убираются, помойки не вывозятся.

Речь об этом шла на очередной сессии гордумы во время рассмотрения отчёта об исполнении городского бюджета за 2016 год. В официальных комментариях и спикер гордумы Валентина Сырова, и глава города Игорь Годзиш были политкорректны и не давали оценку предложениям о перераспределении налоговых потоков в пользу областного центра, однако, стоит думать, что в душе они поддерживают «революцию», поскольку управлять городом без денег невозможно.

– Мы сегодня приняли итоги бюджета прошлого года, причем отметка депутатов, можно сказать «четыре с половиной», это что касается расходной части бюджета. Администрация города стала подходить более ответственно и деньги бюджетные тратятся более ответственно, учитывается каждая копейка, – отметила в комментариях по итогам сессии Валентина Сырова.

Однако копейки можно считать сколько угодно, вот только от простого пересчёта их больше не станет.

Старая песня о деньгах

По информации директора городского департамента финансов Марии Новосёловой, ежегодно жители и предприниматели Архангельска платят в бюджеты различных уровней порядка 21 миллиарда рублей налогов. Большая часть из них – уходит из города на обеспечение жизни в других муниципальных образованиях. Непосредственно в бюджет областного центра зачисляется около 3,5 миллиарда рублей. Примерно столько же приходит в город из областной казны.

Таким образом, две трети собранных на территории города налогов уходят «в никуда» – в областной и федеральный бюджеты, и к нам не возвращаются. То есть они не работают на жителей Архангельска. Да, такое «справедливое» распределение налоговых поступлений позволяет держать глав муниципалитетов «в узде», исключая любое инакомыслие, но вгоняет городскую среду в упадок, поскольку денег не хватает даже на самое необходимое.

К чему приводит такая нехватка денег, мы остро чувствуем на себе. Например, в Архангельске лишь 4% автомобильных дорог находятся в нормативном состоянии, средств на их уборку и содержание не хватает. Нет средств на выполнение в полном объёме капитального ремонта детских садов, школ, приведение в божеский вид памятников архитектуры, находящихся в муниципальной собственности.

Из-за этого скоро только в центральной части города мы утратим такие памятники как дом Калинина (на перекрёстке проспекта Ломоносова и Поморской улицы), дом Овчинникова (на Воскресенской улице) и многие другие. Про исполнение двух тысяч решений суда о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья и речи уже не идёт – на это, по оценкам специалистов, в городском бюджете необходимо предусмотреть порядка шести миллиардов рублей. А где их найти, если годовой бюджет города лишь больше семи миллиардов?

На этом фоне и областные, и федеральные власти наращивают финансовую нагрузку на городской бюджет, щедро «одаривая» муниципалитеты всё новыми и новыми полномочиями, не подкрепляя их деньгами, либо выделяя их в недостаточном количестве.

Такой путь – прямая дорога в тупик, которая приведёт только к тому, что город в определённый критический момент просто перестанет справляться со своими обязательствами и накануне главных выборов страны 2018 года просто получит социальный взрыв. Избежать его можно только одним способом – изменив финансовую политику в пользу Архангельска, как главного донора Архангельской области.

Налоги уходят в небо...

Как следует из отчёта об исполнении городского бюджета за 2016 год, основной источник доходов муниципальной казны – налог на доходы физических лиц. Горожане пополнили бюджет города 2,6 миллиардами рублей. Это те самые 13% от зарплаты, которые каждый месяц удерживаются с нас по месту работы.

Однако собранный в городе НДФЛ в бюджет Архангельска поступает не полностью. Примерно каждый седьмой (15%) собранный рубль уходит в федеральный бюджет, каждый второй (50%) – в областной. И лишь почти каждый третий собранный рубль (35%) пополняет городскую казну, решая конкретные проблемы горожан.

Причём «федеральный норматив» отчислений НДФЛ на уровне региона изменить нельзя – для этого требуется внесение изменений в федеральные законы. А вот баланс между региональным и муниципальными бюджетами вполне можно пересмотреть и на уровне областного Собрания. Для этого необходимо внести несколько изменений в областные законы.

Понятно, что полная отмена «областного» норматива НДФЛ будет неправильной – будет нанесён ущерб сельским муниципальным образованиям, которые и так не купаются в деньгах. Однако то, что необходимо пересматривать отношение к городам-донорам – это факт. И первым шагом можно сделать, например, равное распределение «нефедеральной части» НДФЛ между городом и областью.

Что это даст Архангельску? Это даст прибавку городскому бюджету примерно в 500 миллионов рублей в год. А уж куда направить полученные полмиллиарда рублей – вариантов великое множество. Начать хотя бы с наполнения муниципального дорожного фонда и ремонта дорог.

Но ведь не только НДФЛом жив бюджет. Например, ежегодно бюджет города тратит миллионы рублей на поддержку предпринимателей и малых предприятий, которые уплачивают налоги по упрощенной системе налогообложения. Им предоставляется льготная аренда, проводятся конкурсы, компенсируется часть затрат, например, на программное обеспечение.

Однако вместо роста налоговых поступлений в городскую казну, муниципалитет не получает ничего – «упрощенный» налог перечисляется «в область». Получается, что тратится на поддержку предпринимателей город, а сливки снимает региональная казна.

Или налог на имущество организаций. Имущество предприятий находится на территории города, но налоги за него поступают в областную казну. Несправедливо.

Транспортный налог

Отдельно необходимо сказать и о распределении транспортного налога, который архангельские автовладельцы (а их в городе – больше 100 тысяч) платят, как и все жители Поморья, в... областной бюджет, наполняя тем самым региональный дорожный фонд. Действительно, по федеральному бюджетному законодательству транспортный налог зачисляется в полном объёме именно в бюджет субъекта, формируя дорожный фонд.

А вот порядок расходования средств регионального дорожного фонда прописывается областными законами. То есть на региональном уровне депутаты вполне могут принять решение о большем выделении средств фонда тем муниципалитетам, от которых его поступает больше.

Сейчас городские округа гарантированно получают из областного дорожного фонда лишь 40% прогнозного поступления транспортного налога. Увеличение норматива хотя бы до 70% позволит увеличить наполнение муниципального дорожного фонда ещё сотней миллионов рублей. Не очень много, но в условиях нехватки бюджетных средств даже такие суммы будут весьма серьёзным подспорьем в содержании и ремонте автомобильных дорог.

Быть или не быть налоговой революции?

Конечно, очень часто заявления и реальные дела депутатов, скажем мягко, расходятся. И слово, сказанное даже на сессии, так и не обличается в решения на законодательном уровне.

Однако если городские и областные власти хотят реального изменения ситуации в Архангельске, им придётся всё-таки принимать решения в интересах горожан. Да, городских депутатов «не поймут» на областном уровне, но избиратели-то уж точно скажут спасибо, если жизнь в городе чуточку изменится.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 мая 2017 в 14:12

Незачем этому "городу" давать деньги. Они даже теми, что есть не умеют распоряжаться.
Уборка города - безалаберная, никакого контроля, что подрядчик (тракторист) налабал, то и принимается и оплачивается.

Гость
30 мая 2017 в 12:16

Ура!!! еще больше денег депутатам пилить!!!(по карманам)

игорь
30 мая 2017 в 10:38

отнимать надо у москвы)
если не умеете уговаривать путина напечатать для архангельска дополнительно
ведь деньги ПЕЧАТАЮТ
их не зарабатывают--экономисты доморощенные