ѕавел ≈сипов ведет факельное шествие на «ѕоморский Ќовый год» в 2014 году
ѕавел ≈сипов ведет факельное шествие на «ѕоморский Ќовый год» в 2014 году

«наете ли вы, что сегодн€ Ќовый год? Ќа –уси поморы отмечали его не зимой, а 14 сент€бр€ по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. ћожет, помните, несколько лет подр€д в современном уже јрхангельске люди собирались на ѕоморский Ќовый год, уличные гул€нь€ с обр€дами и музыкой. ћы вспомнили, как это было, и вы€снили, почему сегодн€ никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище.

ѕоморский Ќовый год — это возжигание

Ќа первое €нвар€ Ќовый год перенес ѕетр ѕервый, но старообр€дцы все равно праздновали его осенью — когда урожай собран и накрыт стол, когда т€желые работы в поле позади.

¬первые ѕоморский Ќовый год отметили в современном јрхангельске в 2001 году. ѕраздник проводила общественна€ организаци€ «Ќационально-культурна€ автономи€ поморов».

14 сент€бр€ по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обр€дов
14 сент€бр€ по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обр€дов

јрхангелогородцы провожали год в традици€х предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гул€нь€ — ќсенины. Ёто праздник урожа€, гостевани€, угощени€, окончани€ уборки €ровых хлебов и огородных культур. ј еще в это врем€ кресть€не совершали поминки по мЄртвым.

¬ один из таких праздников в современном јрхангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени ¬.». ¬оронина зажгли и спустили на воду костровище-«ма€к». ¬озжигание огн€ — это ключевой обр€д старинного празднества, гаситс€ старый и зажигаетс€ новый. ≈ще одним €рким зрелищем было факельное шествие. Ёти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки.

∆енщины встречали осень у воды

≈ще в этот праздник на –уси почитали женщин. –ано утром они выходили к берегам озЄр и прудов встретить матушку ќсенину овс€ным хлебом и киселЄм. —тарша€ женщина обычно сто€ла с угощением, а молодые вокруг неЄ пели песни. «атем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот.

∆енщины на –уси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песн€ми, овс€ным хлебом и киселем
∆енщины на –уси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песн€ми, овс€ным хлебом и киселем

∆енщины произносили заговорные слова: «Ѕогородица ѕречиста€, избави от маеты, надсады, от других отведи, моЄ житие-бытие освети!» “акже в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

— ѕоморский Ќовый год — праздник с местным колоритом, — комментирует јндрей —вириденко, один из организаторов. — —овпадение с церковным Ќоволетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечалс€ на –уси с 14-го века, как дань византийской традиции. ѕосле реформ ѕетра ѕервого именно поморы дольше других отмечали своЄ Ќоволетие по старому стилю. —читаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными дн€ми.

«ачем хоронили мух?

ќсень дл€ древних слав€н — особенна€ пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «св€то» и «не св€то». ≈ще один интересный обр€д — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. „асто обр€д принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Ќасекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. ќбычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах –оссии. ≈сть поверье, что насекомые св€заны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. ¬от, например, не совсем поморское, но тем не менее забавное причитание:

ѕопрыгунь€ блошка,
ѕодогни ножки,
ѕерестань скакать,
ѕора ложитьс€ помирать.

ќсень дл€ древних слав€н — особенна€ пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «св€то» и «не св€то»
ќсень дл€ древних слав€н — особенна€ пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «св€то» и «не св€то»

«ƒо сих пор поздравл€ю в поморские красные дни»

јндрей —вириденко помогал в организации праздника в јрхангельске с 2012 по 2014 годы, сегодн€ он вспоминает, как все проходило:

—  лассные были событи€! “радиционна€ обр€дова€ часть проводилась на берегу ƒвины возле «мореходки». ј фестивально-концертна€ — каждый год в разных местах. ј√ ÷, «»скра», музейный дворик на ѕоморской. јбсолютно разные по формату событи€ были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. ќтличное врем€, жалеть не о чем! ћасса впечатлений и воспоминаний о Ќоволети€х, большой труд. ¬нутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравл€ем друг друга с нашими поморскими красными дн€ми, вспоминаем былые де€ни€.

јндрей считает, что молодЄжь недостаточно интересуетс€ историей и культурой родного кра€, по его мнению, сегодн€ в городе проходит немного меропри€тий, основа которых — традиции прошлого.

— ѕри этом праздники иных этнических общин в јрхангельске провод€тс€ громче и удалее. √ород и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой «поп-культуры», — резюмирует он.

ќбычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки
ќбычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

«’ранителей и собирателей фольклора — единицы»

ѕочему не прижилс€ «ѕоморский Ќовый год» в јрхангельске, мы спросили и у главного организатора этого событи€ ѕавла ≈сипова, который переехал из јрхангельска в ѕетербург.

— ƒес€ть лет мы проводили Ќоволетие, — комментирует ѕавел ≈сипов. — Ќо были вынуждены прекратить де€тельность организации. Ќаши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было — коммерческой де€тельности мы не вели. ¬незапно наши за€вки перестали брать гранты. ¬идимо, власти решили поддержать другую культуру — сами видите, какие событи€ проход€т в городе.

ѕраздник, по словам ѕавла, проходил €рко и масштабно, и сегодн€ ничего подобного в јрхангельске никто не организует
ѕраздник, по словам ѕавла, проходил €рко и масштабно, и сегодн€ ничего подобного в јрхангельске никто не организует

«¬идимо, решили, что не богоугодное это дело»

— ћы хотели дать традици€м прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. ” нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. ’ранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует ѕавел ≈сипов. — Ќо у кого еще вдохновл€тьс€, как не у наших предков?  опировать западную моду? ѕоморский Ќовый год стал брендом — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. ѕро јрхангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Ѕыло сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители –ѕ÷ — древние обр€ды противоречат концепции современного православи€. ¬ласти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. “ак все и закончилось.

ћы обратились за комментарием в јрхангельскую епархию и попросили сформулировать отношение –ѕ÷ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе ѕавел ≈сипов.

ћихаил Ќасонов: «‘акельные шестви€, огненные жертвоприношени€, поклонение идолам и тому подобное.  акое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»
ћихаил Ќасонов: «‘акельные шестви€, огненные жертвоприношени€, поклонение идолам и тому подобное.  акое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

— 14 сент€бр€, или 1 сент€бр€ по старому стилю, –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь отмечает церковное Ќоволетие или церковный Ќовый год, — комментирует пресс-секретарь ћихаил Ќасонов. — “ак было более 200 лет, пока ѕетр I не перенес празднование на 1 €нвар€. ѕавел ≈сипов с друзь€ми и соратниками, по его же словам, 14 сент€бр€ отмечал годовщину «—отворени€ мира в «вЄздном ’раме по ƒаарийскому  руголету „ислобога», посв€щенную воспоминани€м «ѕобеды ¬еликой –асы над ¬еликим ƒраконом».  акое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традици€м, остаетс€ загадкой.  ак и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шестви€, огненные жертвоприношени€, поклонение идолам и тому подобное.

¬ход на ѕоморский новый год всегда был свободным. ћы спросили у ћихаила Ќасонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодн€?

— ƒл€ православных христиан с сент€бр€ начинаетс€ годовой круг богослужений. ѕервый большой праздник церковного года — –ождество Ѕогородицы, а последний — ≈е ”спение — переход из временной жизни в вечную. ¬ церковный Ќовый год в храмах традиционно служитс€ Ѕожественна€ литурги€ и молебен.  роме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные меропри€ти€: чаепити€, совместные поездки на природу, концерты.

ѕавел ≈сипов: «” кого еще вдохновл€тьс€, как не у наших предков?  опировать западную моду?»
ѕавел ≈сипов: «” кого еще вдохновл€тьс€, как не у наших предков?  опировать западную моду?»