19 июля пятница
СЕЙЧАС +13°С
  • 5 июля 2019

    Скрывайте неприятные комментарии

    Теперь вы можете убрать комментарии читателей, которые вам неприятны. Скрыть можно только зарегистрированного пользователя.

    3 июля 2019

    Колонки стали заметней! 

    Друзья, у нас справа над объявлениями появился блок "Мнения". Там - три последних авторских колонки. Хотите, чтобы и ваше мнение оказалось там? Не стесняйтесь предлагать свои темы редакции. 

    31 мая 2019

    Мы избавились от капчи

    Мы рады сообщить, что теперь, оставляя комментарий на 29.RU, вам не надо отвлекаться на капчи. Просто пишете, что думаете, и сразу отправляете комментарий. 

    Еще

Хоронить мух, жечь «маяк» и варить кисель для осени: с Новым годом! Поморским

Как предки и наши современники праздновали в сентябре Новолетие

Поделиться

Павел Есипов ведет факельное шествие на «Поморский Новый год» в 2014 году

Фото: Поморский Новый Год — Новолетие 7523/vk.com

Знаете ли вы, что сегодня Новый год? На Руси поморы отмечали его не зимой, а 14 сентября по новому стилю — и чем урожайнее было лето, тем дольше праздновали. Может, помните, несколько лет подряд в современном уже Архангельске люди собирались на Поморский Новый год, уличные гулянья с обрядами и музыкой. Мы вспомнили, как это было, и выяснили, почему сегодня никто не выходит на улицу с факелами и не спускает на воду кострище.

Поморский Новый год — это возжигание

На первое января Новый год перенес Петр Первый, но старообрядцы все равно праздновали его осенью — когда урожай собран и накрыт стол, когда тяжелые работы в поле позади.

Впервые Поморский Новый год отметили в современном Архангельске в 2001 году. Праздник проводила общественная организация «Национально-культурная автономия поморов».

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

14 сентября по новому стилю организаторы праздника устраивали демонстрацию древних поморских обрядов

Архангелогородцы провожали год в традициях предков, встречали осень и пытались воспроизвести древние уличные гулянья — Осенины. Это праздник урожая, гостевания, угощения, окончания уборки яровых хлебов и огородных культур. А еще в это время крестьяне совершали поминки по мёртвым.

В один из таких праздников в современном Архангельске, к примеру, горожане возле каменных лабиринтов у «мореходки» имени В.И. Воронина зажгли и спустили на воду костровище-«маяк». Возжигание огня — это ключевой обряд старинного празднества, гасится старый и зажигается новый. Еще одним ярким зрелищем было факельное шествие. Эти обычаи из прошлого пересекались с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки.

Женщины встречали осень у воды

Еще в этот праздник на Руси почитали женщин. Рано утром они выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина обычно стояла с угощением, а молодые вокруг неё пели песни. Затем разламывали хлеб на куски по числу присутствующих и кормили им домашний скот.

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Женщины на Руси спускались к воде, чтобы встретить там осень с песнями, овсяным хлебом и киселем

Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Также в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

— Поморский Новый год — праздник с местным колоритом, — комментирует Андрей Свириденко, один из организаторов. — Совпадение с церковным Новолетием не случайно, этот церковно-государственный праздник отмечался на Руси с 14-го века, как дань византийской традиции. После реформ Петра Первого именно поморы дольше других отмечали своё Новолетие по старому стилю. Считаю, что место точки на годовом круге может быть любое, каждый в праве свои даты отмечать, мне лично ближе древние солнечные культы с их праздничными днями.

Зачем хоронили мух?

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято». Еще один интересный обряд — похороны мух, а еще комаров, тараканов и клопов. Часто обряд принимал шуточный характер или высмеивал поведение кого-либо из жителей села. Насекомое отпевали и поминали, причитали, как положено, проводили панихиду. Обычай хоронить осенью мух и тараканов был известен во всех регионах России. Есть поверье, что насекомые связаны с душами умерших родственников и персонажами низшей демонологии. Вот, например, не совсем поморское, но тем не менее забавное причитание:

Попрыгунья блошка,
Подогни ножки,
Перестань скакать,
Пора ложиться помирать.

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

Осень для древних славян — особенная пора, это период борьбы чести с нечистью, правды и кривды, «свято» и «не свято»

«До сих пор поздравляю в поморские красные дни»

Андрей Свириденко помогал в организации праздника в Архангельске с 2012 по 2014 годы, сегодня он вспоминает, как все проходило:

— Классные были события! Традиционная обрядовая часть проводилась на берегу Двины возле «мореходки». А фестивально-концертная — каждый год в разных местах. АГКЦ, «Искра», музейный дворик на Поморской. Абсолютно разные по формату события были, всегда оригинальные, без общего шаблона, интересные. Отличное время, жалеть не о чем! Масса впечатлений и воспоминаний о Новолетиях, большой труд. Внутри нашей орггруппы мы до сих пор поддерживаем общение, поздравляем друг друга с нашими поморскими красными днями, вспоминаем былые деяния.

Андрей считает, что молодёжь недостаточно интересуется историей и культурой родного края, по его мнению, сегодня в городе проходит немного мероприятий, основа которых — традиции прошлого.

— При этом праздники иных этнических общин в Архангельске проводятся громче и удалее. Город и область поддерживают свои культурно-исторические корневые традиции больше на уровне некой «поп-культуры», — резюмирует он.

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

Обычаи из прошлого пересекались на празднике с шоу нашего времени: фолк, этно-рок-концерты и театральные постановки

«Хранителей и собирателей фольклора — единицы»

Почему не прижился «Поморский Новый год» в Архангельске, мы спросили и у главного организатора этого события Павла Есипова, который переехал из Архангельска в Петербург.

— Десять лет мы проводили Новолетие, — комментирует Павел Есипов. — Но были вынуждены прекратить деятельность организации. Наши инициативы не находили поддержки со стороны городских и областных властей и предпринимательского сообщества, а своих средств не было — коммерческой деятельности мы не вели. Внезапно наши заявки перестали брать гранты. Видимо, власти решили поддержать другую культуру — сами видите, какие события проходят в городе.

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

Праздник, по словам Павла, проходил ярко и масштабно, и сегодня ничего подобного в Архангельске никто не организует

«Видимо, решили, что не богоугодное это дело»

— Мы хотели дать традициям прошлого новое звучание, чтобы все это не забылось со временем. У нас уже не так много осталось аутентичных музыкальных коллективов, которые грамотно вплетают народные мотивы в свое творчество. Хранителей и собирателей фольклора — единицы, — комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду? Поморский Новый год стал брендом — к нам приезжали федеральные журналисты и гости. Про Архангельск говорили на всю страну в положительном ключе. Было сложно сохранить праздник, палки в колеса ставили еще и представители РПЦ — древние обряды противоречат концепции современного православия. Власти, видимо, решили, что не богоугодное это дело — поддерживать такие организации. Так все и закончилось.

Мы обратились за комментарием в Архангельскую епархию и попросили сформулировать отношение РПЦ к народным праздникам, которые проводил в нашем городе Павел Есипов.

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

Михаил Насонов: «Факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное. Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам?»

— 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, Русская Православная Церковь отмечает церковное Новолетие или церковный Новый год, — комментирует пресс-секретарь Михаил Насонов. — Так было более 200 лет, пока Петр I не перенес празднование на 1 января. Павел Есипов с друзьями и соратниками, по его же словам, 14 сентября отмечал годовщину «Сотворения мира в Звёздном Храме по Даарийскому Круголету Числобога», посвященную воспоминаниям «Победы Великой Расы над Великим Драконом». Какое отношение этот удивительный праздник имеет к поморам и к поморским традициям, остается загадкой. Как и все, что ему в нашем городе сопутствовало: факельные шествия, огненные жертвоприношения, поклонение идолам и тому подобное.

Вход на Поморский новый год всегда был свободным. Мы спросили у Михаила Насонова, в какой атмосфере его могут отметить архангелогородцы сегодня?

— Для православных христиан с сентября начинается годовой круг богослужений. Первый большой праздник церковного года — Рождество Богородицы, а последний — Ее Успение — переход из временной жизни в вечную. В церковный Новый год в храмах традиционно служится Божественная литургия и молебен. Кроме того, приходские общины часто организуют в этот день праздничные мероприятия: чаепития, совместные поездки на природу, концерты.

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Павел Есипов: «У кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?»

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
14 сен 2018 в 13:59

Ура едря! крым нащ!

местный
14 сен 2018 в 13:32

на Руси язычество и есть родная вера (от языци - народы, народничество то бишь). а христианство заимствовано как пепси-кола, даже название нерусское.

Гость
14 сен 2018 в 12:44

"...комментирует Павел Есипов. — Но у кого еще вдохновляться, как не у наших предков? Копировать западную моду?"

Дак эти неоязыческие шествия и скопированы с неоязыческих тризн на Западе. Там мода на неоязычество зародилась раньше, чем в России, а уж потом неоязыческие гуру перенесли это на российскую почву, взяв нечто старое и выдумав по ходу пьесы и разные новоделы.