ƒо передачи јрхангельску автобусы два мес€ца ездили по ћоскве 
ƒо передачи јрхангельску автобусы два мес€ца ездили по ћоскве 

ѕроверили сидени€, зар€дили телефон и прокатились на московском подарке. ћы съездили на автотранспортное предпри€тие, где сейчас наход€тс€ 30 Ћиј«ов, переданных јрхангельску ћосгортрансом. «аодно узнали у замминистра транспорта региона — за что нашему городу такое счастье привалило?

¬идео:  ристина ѕолева€ 

ѕервым делом спрашиваем: где тут можно зар€дить телефон? »щем обещанные разъЄмы дл€ зар€дки и находим в середине салона на поручн€х. ¬ыгл€д€т они как маленькие коробочки, по два «гнезда» в каждой. “ак что пассажирам придЄтс€ выбирать: сто€ зар€жать свой гаджет или ехать сид€ с разр€женным.

— ¬от видите, разъЄмы целые, никто их не ломал, хот€ автобусы эксплуатировались в ћоскве два мес€ца. ѕотому что там люди относ€тс€ к технике, как к своей, — философствует заместитель областного министра транспорта ќлег ћишуков. — ѕосмотрим, сколько у нас продержатс€ эти устройства без ремонта.

¬ автобусе есть разъемы дл€ зар€дки мобильных устройств
¬ автобусе есть разъемы дл€ зар€дки мобильных устройств

Ћиј«ы, и правда, можно назвать подарком. ¬ыгл€д€т они прилично снаружи и внутри. ћожет, обивка на сидени€х слегка потЄрта, но это ещЄ присмотретьс€ надо. Ќет ощущени€, что јрхангельску отдали автобусы из соображений «всЄ равно выбрасывать». ѕробег у них, в среднем, около дес€ти с лишним тыс€ч километров, плюс примерно две тыс€чи намотали, когда перегон€ли в јрхангельск.

— ћосгортранс сейчас переходит с автобусов на электробусы. ћы первые в стране, кому ћосква передает часть автопарка. “еоретически, нам могли подарить автобусы постарее. Ќо есть соглашение о сотрудничестве, которое заключили в сент€бре 2012 года между ћосквой и јрхангельской областью. ¬ рамках него и подарили јрхангельску почти новые автобусы, — рассказывает ќлег ћишуков. — ¬ июне € приехал в столицу и выбрал именно их. ѕо ћоскве эти Ћиј«ы ездили с апрел€.

¬ жару теперь не нужно открывать форточки
¬ жару теперь не нужно открывать форточки

¬ автобусе есть кондиционер — его будут включать летом, зимой салон отапливаетс€. ƒл€ инвалидов-кол€сочников снаружи р€дом с двер€ми есть кнопка вызова водител€, можно опустить пандус. Ќо, по словам директора «јрхтрансавто» Ќикола€  ар€гина, эта опци€ больше подходит дл€ людей на электрических инвалидных кол€сках. ¬опрос — езд€т ли они на общественном транспорте? Ќа механической кол€ске проще заехать самому или попросить сопровождающего помочь. ¬одитель об€зан максимально близко подъехать к бордюру, если видит инвалида на остановке.

»з салона автобуса инвалид-кол€сочник тоже может св€затьс€ с водителем
»з салона автобуса инвалид-кол€сочник тоже может св€затьс€ с водителем

—наружи на корпусе и внутри по всему салону установлены видеокамеры. “ак что водитель видит всЄ, что происходит вокруг. «аписи хран€тс€ мес€ц. ≈динственное, что москвичи оставили себе при передаче автобусов, — валидаторы дл€ считывани€ транспортных карт.

—алон осмотрели, сидень€ опробовали — стандартные, нигде ничего не шатаетс€, закреплены хорошо. »дЄм в кабину водител€.

— «десь установлено пневмосидение. ¬ него встроен датчик веса. ќн не позволит автобусу тронутьс€ с места, если никого нет за рулЄм, — по€сн€ет Ќиколай  ар€гин. — ¬ случае какого-то несчасть€ с водителем автобус сам остановитс€.

≈сть одно «но»: датчик распознаЄт человека весом от 45 килограммов. “о есть худенькую девушку-водител€ он не признает. ƒл€ нормальной работы придЄтс€ перепрограммировать электронику. ¬ јрхангельске такой проблемы может и не возникнуть, а вот в ћоскве, говор€т, всЄ чаще барышни вод€т городские автобусы.

— “ри двери и везде низкий пол, нет ступенек — это плюс, — говорит директор «јрхтрансавто» Ќиколай  ар€гин. — ј вот колЄсна€ арка зан€та под огнетушители, здесь нет сидений. ¬от как на это посмотр€т пассажиры? ”знаем. «десь 21 посадочное место, в ћј«е — 23. ќбща€ вместимость ћј«а — 72 человека, Ћиј«а — 70.

¬ Ћиј«е — 21 посадочное место. ¬сего автобус вмещает 70 пассажиров
¬ Ћиј«е — 21 посадочное место. ¬сего автобус вмещает 70 пассажиров

¬ 2020 году гр€дЄт обновление автобусного парка в јрхангельске. Ќиколай  ар€гин, как директор фирмы-перевозчика, хочет за оставшиес€ полтора года посмотреть, кто выживет на наших дорогах: ћј«ы, коих в јрхангельске сейчас 35, или московские Ћијзы. »сход€ из этого и будут в 2020-м заказывать новую технику.

— ƒл€ мен€ Ћиј« — это «ћерседес», а ћј« — это «“ойота». ¬торой — надЄжный и менее компьютеризированный. ј здесь более сложный продукт, нужно специальное диагностическое оборудование, а дилер за две тыс€чи километров отсюда. «апчасти дорогие. ќригинальна€ турбина стоит 280 тыс€ч рублей, — рассуждает  ар€гин.

“еперь никаких бумажных объ€влений на стЄклах. ¬ автобусе установлены два монитора дл€ рекламы
“еперь никаких бумажных объ€влений на стЄклах. ¬ автобусе установлены два монитора дл€ рекламы

—прашиваем про старые пазики — куда их денут? ¬ интернете вис€т объ€влени€ о продаже таких автобусов — отдают за 100 тыс€ч рублей.

—  онечно, он стоит дороже, тут металлолома на 50 тыс€ч. Ќо за более высокую цену никто не купит, — утверждает Ќиколай  ар€гин. —  то-то предпочитает купить такой автобус и дооборудовать так, как ему надо.  то-то берЄт только ради красивого номера, а потом сдаЄт в металлолом. Ќа линии их всЄ равно не выпуст€т — есть ограничени€ по дате производства. ѕокупатели езд€т даже из других городов и регионов.

ѕросим прокатить — нам не отказывают. ѕравда, круг делаем по территории автопредпри€ти€. ѕоначалу автобус дребезжит, но как только набирает ход, вибраци€ уменьшаетс€. ƒорога тут тоже не ахти — периодически потр€хивает.

— ќдин такой Ћиј« стоит семь миллионов рублей. “ехника дорога€, еЄ нужно эксплуатировать в хороших услови€х, где заменено дорожное покрытие. ѕока вместе с администрацией города решаем, на какие маршруты поставить. —корее всего, это будут 44-й, 54-й, 12-й маршруты. „тобы в том же аэропорту или на железнодорожном вокзале гостей встречали новые автобусы, — говорит замминистра.

30 низкопольных автобусов сейчас наход€тс€ на одном из автотранспортных предпри€тий
30 низкопольных автобусов сейчас наход€тс€ на одном из автотранспортных предпри€тий

» всЄ-таки нам подарили автобусы просто так или в обмен на что-то, как пишут в соцсет€х? Ќапример, за открытие мусорного полигона на станции Ўиес, куда собираютс€ везти отходы из ћосковской области. ќлег ћишуков отвечает:

— ћне, как транспортнику, обидно, когда пишут в комментари€х, мол, автобусы в обмен на свалку. Ќичего подобного. я даже коллег спросил — в ћосгортрансе знать не знают ни о каких свалках.

ќсталось дождатьс€, когда «москвичей» выпуст€т в город. ѕроизойдЄт это до конца года. Ќа вопрос, повыситс€ ли стоимость проезда, ќлег ћишуков ответил отрицательно. Ќо это касаетс€ ближайшей перспективы.