Фото пользователя

Иван Тарасов

социолог из Архангельска, степендиат Oxford Russia Fellowship
Фото пользователя

Иван Тарасов

социолог из Архангельска, степендиат Oxford Russia Fellowship

Как сплотить горожан? Социолог — о гражданской общности на примере «Том Сойер Феста» в Архангельске

Иван Тарасов рассуждает, чем может быть полезна для всех нас реконструкция Марфиного дома

Поделиться

Иван Тарасов, социолог из Архангельска

Фото: 29.RU

За десять лет Архангельск потерял несколько важных городских вех: дом Сутягина, шхуну «Запад», дом Гринфельда. Можно спорить об их «аутентичности» и «ценности» в масштабах российской культуры и истории, но эти вехи в каком-то смысле выражали город и создавали его облик. Теперь их нет. Шансы на утрату других знаковых элементов города растут с каждым годом. Есть риск потерять и Дом коммерческого собрания, — он же Марфин дом, — нетипичное для Архангельска расписанное под кирпич здание на перекрестке Чумбаровки и Поморской. Чтобы восстановить Марфин дом, с начала лета в городе проходит фестиваль «Том Сойер Фест». Попробую объяснить, почему именно он может сплотить городскую общность и сделать нас «Архангелогородцами».

С точки зрения обывательского здравого смысла странная затея.

Зачем тратить время и силы на ремонт здания, которое как памятник находится под государственной опекой?

Тем более в редкие дни лета. Но мне кажется, что смысл этого фестиваля есть большее чем просто призыв спасти историческое здание. И я попробую этот смысл объяснить. 


По необходимости начну со скучной теории. Один из классиков социологии — Фердинанд Теннис — в конце 19-го века предположил, что существует два вида человеческих сообществ: общность и общество. Они отличаются между собой принципом, по которому люди связанны друг с другом. В общностях люди связаны естественным образом, практически органически, как родственники или свояки. В обществах они индивидуализированы, расчетливы, взаимодействуют друг с другом ради достижения каждый своих целей. Второе близко к тому, как воспринимают человеческую природу экономисты. Обобщая, можно сказать, что общность свойственна деревенскому стилю жизни, а общество городскому. Представим себе шкалу от -1 до 1, где одной крайностью будет общность, а другой общество. 

Что такая простая конструкция может сказать о нашем городе и «Том Сойер Фесте»? Ближе к какой крайности мы находимся? Судя по тому, как в целом мы участвуем в собраниях жильцов, в общественных слушаниях, субботниках, как мы поддерживаем местную благотворительность, насколько мы знаем соседей и доверяем незнакомцам 

мы ближе к расчетливому обществу экономистов, нежели к общности «Архангелогородцы».

Но это не только наша проблема, большинство городов мира находятся в таком состоянии, а сама эта теория стала в определенном смысле ответом на ускоренную урбанизацию 19-го века. 

Является ли разобщенность жителей городов проблемой и могут ли они жить по-другому? Мыслимы несколько разных ответов, а дискуссия по этому поводу может получиться интересной и острой. Мое мнение как социолога состоит в том, что разобщенность горожан — это не столько проблема, сколько преимущество. В старой поговорке, что городской воздух делает человека свободным, есть смысл и сегодня. Иначе не стремились бы в районные и областные центры жители деревень, а в столицах не оказывались бы люди со всей страны. Принимая городскую разобщенность, мы освобождаемся экономически, культурно, поведенчески. 

Так выглядел Марфин дом до начала реконструкции

Так выглядел Марфин дом до начала реконструкции

Попадая в город, мы оказываемся в пространстве свободного выбора: мы можем выбирать, где жить, кем работать, с кем создавать семью. Но и, разумеется, жертвуем преимуществами общности — уже не так просто пойти одолжить у соседа перфоратор или отправить детей гулять, просто выгнав их на улицу. Но свобода городского общества не исключает возможность сообщества как такового, один из примеров такого «семейного» анклава в городском пространстве — гаражные кооперативы. 

Но возможны и другие точки зрения. Современная отечественная «урбанистика», во многом потомок нового урбанизма Дж. Джейкобс, пытается техническими способами преодолеть городскую разобщенность, сдвинуть нас в сторону общности. Именно для преодоления разобщенности нужны парки и пешеходные зоны — они, по мысли идеологов нового урбанизма, создают пространство для знакомства с новыми людьми, тем самым способствуя исчезновению изолированности. Отсюда и повышенное внимание к дворам и «соседствам» — в такой логике они являются «скальными» сообществами, местами, где происходит превращение равнодушных жителей в участливых и ответственных членов большой семьи горожан. Упрощенно эту логику можно выразить так:

раз группа людей живет на определенной территории, то в их интересах относиться к этой территории как к общему семейному достоянию.

То, что хорошо в теоретическом высказывании, не всегда работает в жизни. В наших многоквартирных домах живут люди со значительной разницей в интересах, возрасте, доходах. У меня, как и у вас, под окнами вишневые «Жигули» соседствуют с Land Cruiser 200. Кто-то живет в этом доме с рождения, некоторые здесь только на пару лет, некоторые тянут ипотеку, чтобы потом продать квартиру и переехать. Мы разные. К счастью, мы пока лишены «прелестей» сегрегированных районов, гетто в Архангельске нет. Но при таком разнообразии нам тяжело найти точки общего интереса, по которым можно договариваться. Ими могут стать разве что парковка и детская площадка. Это хорошо, но слишком мало.

Не менее глупо надеяться, что гражданская общность возникнет за счет формирования предпринимательского отношения к своей недвижимости (выраженного в общем интересе увеличения стоимости общего дома). Это скорее основа «общества» Тенниса. Требуется нечто большее чем рациональный интерес. Тяжело представить себе человека, который выходит на субботники, участвует в работе ТСЖ, самостоятельно ремонтирует дворовую площадку и ходит на муниципальные выборы только из желания заработать на продаже квартиры, в среду существования которой — дом, двор, подъезд, парковка и т. д. — он инвестирует свое свободное время.

Мотивация участвовать в делах своего «соседства» не может быть сведена к простому желанию заработать.

Полагаю, что не во дворах и не в соседствах следует искать точки сборки новой городской «общности».

Но где же их тогда искать? Может ли схема создания «общности», предложенная «новым урбанизмом», работать в пространстве реального города? Я думаю, что такие места есть. Чувство утраты важных городских вех объединили самых разных людей в Архангельске: и тех, кто ездит на «Жигулях», и тех, кто ездит на «Тойотах». Мы все гуляли по Чумбаровке, ходили в детский парк, бывали в Малых Карелах. Именно такие места способны становиться вехами не только пространства города, но и тысяч индивидуальных жизней и историй его обитателей. Именно они способны быть точками общего интереса, но уже не рационального интереса «общества», а сущностного, родового интереса «общности». Смысл усилий по восстановлению Марфиного дома в рамках «Том Сойер Феста» сводится именно к этому, они могут сплотить городскую общность и как бы заново определить ключевые черты нашей идентичности, «Архангелогородности» 21-го века, если угодно.

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

      Поделиться

      Увидели опечатку?
      Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
      гостььь
      12 авг 2019 в 16:43

      как бесплатный ремонт может сплотить если после него скорей всего появится табличка - " сделано ЕР". И даже если в администрации не распилят деньги на ремонт, то в это все равно никто не поверит. Все будут думать- опять украли и распилили.

      игорь
      12 авг 2019 в 16:34

      что за глупый вопрос - как сплотить
      постройте мосты на острова и не будут люди разобщены
      постройте аквапарк на ленинградском и люди зимой будут там все вместе загарать
      постройте московский до объездной и люди будут быстрее к друг другу ездить

      Гость81
      13 авг 2019 в 13:38

      К вопросу о названии мероприятия - эпизод из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:
      "Тут Бен окончательно попался в ловушку. Он отдал Тому яблоко, лишь бы тот разрешил немного побелить забор.
      ...С остальными мальчишками, подошедшими посмеяться над Томом, произошло тоже самое.
      ...Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши...
      ...Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе..."
      Мероприятие названо в честь литературного героя, который с помощью хитрости не своими руками выполнил возложенное на него поручение.
      Кому-то обидно, что народ нахаляву не готов работать? ;р