Город Фронтовой инстаграм обзор Фронтовой инстаграм: пять уникальных фотографий, которые рассказывают истории о войне и людях

Фронтовой инстаграм: пять уникальных фотографий, которые рассказывают истории о войне и людях

Сегодня, когда по России идут парады в честь 75-летия Победы, мы решили напомнить о тех, кто воевал

За этими фотографиями есть удивительные истории, достойные стать сюжетом кино

В Архангельске сегодня нет парада и салюта, и многие сидят дома — не только из-за ограничений, но и погоды. Предлагаем вам почитать истории, которые мы собрали к 75-летию Победы в проект «Фронтовой инстаграм». Это своеобразный онлайн-альбом с уникальными снимками прошлых лет, которые рассказывают о вкладе каждого региона в Победу над фашизмом. Кадры той эпохи, собранные по всей стране, мы опубликовали в инстаграме «Первый фронтовой», где собраны истории не только из нашего региона, но и всей страны. В этом материале мы хотим напомнить, о каких наших земляках мы писали.

Отправилась на Карельский фронт сразу после свадьбы

Анастасия Алексеевна во время службы в Кеми в 1943 году

Фотографиями и историей Анастасии Алексеевны Луповой с нами поделились в Музее народных промыслов и ремёсел Приморья, который расположен в посёлке Уемский. Туда их принесла сама Анастасия Алексеевна — еще в 2005 году. Анастасия Луппова родилась в 1922 году в деревне Агафино Карпогорского района. Её подвиг начался еще до войны — она трудилась медсестрой в одной из больниц Архангельска.

Призвана в армию Анастасия Алексеевна была в августе 1941 года — Карпогорским РВК. Сначала, как рассказали в музее, она несла службу медсестры в архангельском госпитале, ухаживала за ранеными, была хирургической медсестрой. За годы войны бывала Анастасия Луппова и на Карельском, и на втором Белорусском фронтах.

История о том, как наша героиня попала на Карельский фронт, связана с романтической линией в ее жизни — туда она попала вместе с супругом почти сразу после свадьбы.

— В 1943 году увезли в Кемь в Карелию. Везли в теплушках, в вагонах холодно, не топлено, привезли в поселок Латушки. В бараки поместили. Санитарочки вымыли полы, занесли кровати, стали жить. 1439-й номер нашего госпиталя. В этом госпитале работала медсестрой до 1944 года. Встретила своего будущего мужа, поженились, на Карельский фронт были отправлены вместе. Когда приехали, поразил лес — такой высокий, что неба было не видно. А после боев одни пни остались. Вот какие там были страшные бои, — записано со слов Анастасии Лупповой в уемском альбоме, подготовленном в 2005 году к юбилею Победы.

Бравый летчик со своим самолетом

Попал под сильный обстрел зенитной артиллерии противника, но умело вывел самолет невредимым

Бравый лётчик-истребитель в обнимку со своим самолетом — это уроженец Московской области Лев Щербаков. После Великой Отечественной он летал по северу, руководил аэропортом в поселке Пинега Архангельской области, женился на пинежской учительнице, чья семья сполна прочувствовала всю горечь войны. Фронтовую фотографию хранит его племянник — пинежанин Александр Клобуков.

— За время наступательных действий войск Волховского фронта по окружению Ленинградской группировки войск противника и освобождению города Ленина от блокады товарищ Щербаков произвел 54 ночных боевых вылета на бомбометание опорных пунктов и узлов сопротивления противника с налетом 50 часов и нанес ущерб противнику: подавил огонь — 18 артточек, 1 ЗП точки, 1 шестиствольный миномет, уничтожено — 3 артточки, 1 шестиствольный миномет, 9 автомашин, взорвал 2 склада с боеприпасами и имуществом, — говорится в наградном листе.

Во время дневных вылетов Лев Щербаков добыл ценные данные для разведки, на его самолете насчитали больше 10 пробоин. В наградном листе к ордену Красной Звезды от 21 января 1943 года его заслуги описывают так:

— Материальную часть самолёта У-2 знает хорошо и грамотно его эксплуатирует. В бою проявляет мужество, командирскую выдержку и инициативу. Будучи не раз пойманными прожекторами противника и под сильным обстрелом зенитной артиллерии противника, товарищ Щербаков <...> умело выводил самолет невредимым из-под обстрела. Товарищ Щербаков — дисциплинированный командир, требователен к себе. Имеет большое желание летать на боевые задания, делая в ночь по 5 боевых вылетов.

За час до войны: последнее мирное фото 1941-го

22 июня 1941 года. Борис Иванов — третий справа, в профиль

Эту фотографию мы опубликовали, когда писали о супругах Ивановых, работниках судоремонтного завода «Красная Кузница», который в сороковые помогал фронту. Удивительные снимки сохранились в их семейном альбоме — фото в первый день войны и фото на 9 Мая. Между этими фотографиями — трагичная история, которую нам рассказала Любовь Борисовна Бровина, их дочь.

Её отец — Борис Васильевич Иванов — работал в мастерских слесарем. Он был прекрасным спортсменом, охотником и рыболовом, очень смелым и жизнелюбивым мужчиной — во всяком случае, таким его запомнила супруга, которая потом рассказывала о герое семьи дочери. Мама Любови Борисовны вспоминала один эпизод — когда на завод пришло судно со сломанным винтом, и он спустился в ледяную воду, чтобы устранить поломку. Ещё до Великой Отечественной он успел побывать на боях с Японией на Халхин-Голе и вернуться назад на производство в родной город.

Прилежно трудились бы и дальше, но жизнь внезапно изменилась. В семейном архиве сохранилась фотография с первого дня войны — 22 июня 1941 года. В этот солнечный день молодой Борис Витальевич отправился с друзьями на рыбалку. Ничто не предвещало беды.

— Был жаркий день, они уехали рыбачить на остров Кошка, — рассказывает Любовь Борисовна. — А Молотов как раз в 12 часов объявил о войне. У мамы, когда она услышала, был порыв — она побежала на Соломбалку, чтобы встретить катер с отцом и рассказать ему.

В августе 1941 года Борис Васильевич, как и многие мужчины из Архангельска, был отправлен на войну, вначале он воевал на Ленинградском фронте. Затем — на Волховском фронте в составе 52-й армии, был командиром отделения.

Ушёл он со словами: «Или грудь в орденах, или голова в кустах».

Как британский летчик погиб в небе над Архангельском


Летчик Джон Дуглас Смит родился в Гастингсе, южная Англия

В Британии существует традиция — хоронить воинов на той земле, где они погибли. В Архангельске есть Британский мемориал, где похоронены четыре английских летчика. Один из них — Джон Смит из Гастингса. В те годы совсем еще молодой штурман. Он погиб в сложной воздушной операции. Историю о нем и его экипаже для проекта «Фронтовой инстаграм» на 29.RU рассказали в клубе «Братство Северных конвоев».

Джон Смит, молодой и улыбчивый парень, был штурманом одного из торпедоносцев, которые в августе 1942-го и направили в СССР для прикрытия PQ-18. Операцию назвали «Оратор». Эскадрильи торпедоносцев Хендли-Пейдж «Хемпден» должны были атаковать немецкие корабли, которые могли выйти на перехват конвоя PQ-18.

В ночь на 4 сентября 1942 года самолет, штурманом которого был Джон Смит, над территорией Финляндии атаковали два немецких истребителя. Самолет упал в районе Алакуртти за линией фронта. Погибли трое членов экипажа: штурман лейтенант Джон Дуглас Смит, стрелки-радисты Джордж Десмонд Криби и Рой Стенли Оттер и летевший в качестве пассажира механик вооружения Лесли Гарри Маллинсон. Пилот сержант Джон Брэй попал в плен. Впоследствии он рассказывал, как Джон Смит пытался спасти экипаж.

— Смит взял огнетушитель и полез по фюзеляжу в хвостовую часть, пытаясь потушить пожар. В это время немцы снова атаковали. Снова несколько очередей снарядов и пуль. Смита ранило, и самолет, уже весь объятый пламенем, попал в штопор. Пилот сумел выброситься с парашютом и попал в плен. До 45 года он был в плену. И когда освободился, англичане получили эту информацию о самолете, они, естественно, запросили немцев о том, что же стало с останками погибших летчиков. Немцы официально заявили, что они похоронены там же, на месте гибели самолета, там есть могила. Поскольку они не сказали точно, где эта могила, все четыре погибших летчика считались пропавшими без вести, — объясняет представитель «Братства Северных конвоев» Георгий Гудим-Левкович.

Когда нашли обломки самолетов, четырех английских пилотов с воинскими почестями похоронили на Британском воинском мемориале в Архангельске.

Возил хлеб под бомбежкой — машины тонули за секунды

На фото Иван Игнатьевич — в длинном плаще на переднем плане. После войны он продолжил работать водителем

Был первоклассным водителем, возил хлеб по Дороге жизни в Ленинград и дошел до Берлина — всё это об Иване Игнатьевиче Ильенкове. Сам он из Эстонии — жил в Таллине, туда же вернулся после войны. Но его судьба неразрывно связана и с Архангельской областью — здесь живет его внучка Дарья. Для проекта «Фронтовой инстаграм» она рассказала о своем дедушке, у которого хоть и не было наград, меньшим героем он от этого не стал.

В 24 года Ивана Ильенкова призвали на фронт — из Белоруссии, а служить предстояло в войсках под Ленинградом. До войны он успел получить профессию водителя. В семье Ильенковых говорят, что это было его призвание — знал в автомобилях каждый винтик, всё в них мог починить.

Так всю войну Иван Игнатьевич и провел за рулем — его миссией было вывозить по Дороге жизни ленинградцев на Большую землю, а в голодный город привозить хлеб.

— Во время войны он спас сотни людей. Дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежками немецкой артиллерией и авиацией. Дед сам был контужен при бомбежках. Машины, люди, бесценный груз уходили безжалостно под лёд... за секунды, но Иван Игнатьевич всегда вывозил свою «полуторку» — давал газа. Водители, кстати, ездили без передней дверцы, чтобы успеть выпрыгнуть из уходящей под лёд машины. Затонувшие машины потом вытаскивали, чинили и снова отправляли в Ленинград. А деду везло — ни разу ему не пришлось выскакивать на ходу, — рассказывает Дарья Ильенкова.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления