Человек, которому только что поставили диагноз «онкология», может повести себя непредсказуемо: отнестись к этому спокойно или забиться в истерике, отдалиться ото всех или наоборот начать активно обсуждать эту тему со всеми. Мы поговорили с психологом Архангельского онкодиспансера Марией Поповой о том, как она работает с пациентами, кому легче принять заболевание и почему страх химиотерапии встречается чаще всего.
Спрашивали: «А сколько мне осталось жить?»
Мария Попова работает в онкоцентре уже восемь лет: за это время ей удалось пообщаться с сотнями пациентов. Кто-то приходил к ней сразу, как только узнавал о диагнозе, другие — попадали на прием из-за рецидива заболевания.
Чаще всего на приеме у психолога онкодиспансера звучат страхи людей: страх смерти, неизвестности перед будущим, страх перед операциями или курсом химиотерапии. В первые годы Мария отмечала для себя, что пациенты часто задают один и тот же вопрос: «А сколько мне осталось жить?»
— Я отвечала, что ни один доктор этого не скажет. Здесь уж кому и сколько отведено. Потом этот период прошел — сейчас таких вопросов не задают. Пациенты стали много читать, интересоваться. Врачи с ними открыто говорят о диагнозах. Теперь у всех настрой такой: лечат, значит, жизнь будет продолжаться. Есть большая надежда, — рассказывает Мария Попова.
Новая тенденция в беседе с пациентами, которую для себя выявляет психолог, — общение на темы, не связанные с болезнью напрямую. Люди зачастую приходят для того, чтобы освободиться от груза проблем повседневной жизни. Только после этого у них получается сосредоточиться на лечении.
Спрашиваем, как на этом первом этапе быть родственникам пациента: именно они находятся с ним в постоянном контакте. Психолог советует сделать паузу, не настаивать на общении:
— Придет время, и он сам начнет раскрываться. У него пока период осознания, когда нужно побыть наедине. Попытки помочь, лишние вопросы могут привести к обратной реакции.
Женщина будет в шоке три дня, а потом вспомнит о семье
На прием к психологу в онкодиспансере может прийти любой пациент — по желанию. Тех, у кого появляется ярко выраженные упаднические настроения, на консультацию отправляет уже в обязательном порядке лечащий врач.
На приём одинаково часто попадают и мужчины, и женщины. Мы спросили у нашей собеседницы, у кого упаднические настроения в связи с болезнью появляются чаще, а кто легче принимает свой диагноз?
— По моим личным наблюдениям, у женщин быстрее идет принятие, нежели у мужчин. Женщина примерно три дня будет находиться в шоковом состоянии, а потом она вспоминает, что у нее дом, семья, муж, работа. Ей некогда находиться в таком состоянии — у неё обязанности, ответственность. Мужчине же сложнее оправиться от шока.
Способы принятия диагноза у женщин, говорит специалист, разнятся в зависимости от возраста. Так, с диагнозом «рак молочной железы» сложнее всего у женщин 40–45 лет. Они воспринимают свое заболевание агрессивно, становятся раздражительными, часто замыкаются в себе, могут не идти на контакт. Как считает Мария Попова, отчасти это связано с тем, что как раз этот возраст в жизни женщины сам по себе переходный, трудный.
Уже во время лечения женщине труднее согласиться на химиотерапию. Страх перед этим способом лечения возникает из-за того, что женщина особенно боится потерять свою семью, стать непривлекательной для мужа. В данном случае не следует замыкаться в себе со своими страхами. Для устранения всех сомнений нужно поговорить со своим лечащим врачом, задать все вопросы. При необходимости — посетить психолога.
Мария Попова считает, что сам факт болезни не может разрушить семью, случается это чаще из-за того, с каким настроением женщина лечится.
— Бывает, что женщины сами вынуждают мужчин уходить от них: своим настроением, своими капризами, своими истериками. Женщина может полностью уйти в свою болезнь, а мужчина тоже хочет нормальной жизни. У него срабатывает инстинкт самосохранения, и ему ничего не остается, кроме как уйти от этой женщины.
Мы уточнили, какие страхи терзают мужчин, которым поставили онкологический диагноз. Как поясняет наша собеседница, мужчины в возрасте боятся не увидеть, как вырастут их внуки. У пациентов помоложе страх связан с сексуальной жизнью.
Психологическая помощь, отмечает Мария Попова, не будет эффективной, если сам заболевший не поработает над собой. И главное правило тут — научиться спокойно принимать случившееся и довериться лечению.
Сложнее оказать профессиональную поддержку бывает, когда у пациента случается рецидив: кто-то при этом теряет веру в лечение, кто-то остается спокоен и пролечивается снова.
— Тут важно не забывать, что онкология — хроническое заболевание. Человек проходит несколько стадий до принятия болезни — он переживает и шок, и депрессию. Но даже если он уже сейчас на стадии принятия, его может развернуть обратно в любой момент. Здесь особенно бывает нужна помощь психолога, — говорит наша собеседница.
Хотите избежать болезни — избегайте стрессов
В интернете легко найти много информации об онкозаболеваниях — проверенной и не очень. Мы уже разговаривали с врачом-онкологом Ольгой Новыш про мифы о раке, которые распространяются и в Сети. Один из них — о том, что онкология может наследоваться.
Мы уточнили у Марии Поповой, что делать человеку, который, прочитав об этом, начинает пугаться и думать, какие меры предпринять. Наша собеседница сразу говорит, что решить проблему в духе Анджелины Джоли в России не получится — отрезать здоровый орган по законодательству нельзя.
Зато стоит внимательнее отнестись к своему психологическому здоровью и избегать стрессов:
— Чего надо бояться, чтобы не было онкологии? Стрессов. Развитие онкозаболеваний часто — следствие стрессовых ситуаций, которые человек не мог вовремя принять и отпустить. Когда психика человека находится в болезненном состоянии, соответственно, и органы уязвлены.
Если человек подозревает у себя онкозаболевание, то ему будет особенно важно посоветовать абстрагироваться от лишней информации:
— Недоверие к врачам, к медицине часто начинается с того, что пациенты читают форумы. Там сидят разные люди: кому-то хочется выплеснуть всю свою отрицательную энергетику, чтобы и другим было страшно и больно. Мой совет: не надо читать форумы, не надо спрашивать у других пациентов, как протекает болезнь у них. Для каждого человека всё индивидуально. Есть вопросы — лучше всего идти с ними к лечащему врачу.