предпринимателей Севера
кто, как и зачем занимается бизнесом в Поморье
ДЕЛО ЖИЗНИ
Быть предпринимателем непросто. Одно дело — выполнять поставленные задачи руководителя. И совершенно другое — контролировать все бизнес-процессы: от создания продукта или предоставления услуги, сервиса, и заканчивая начислением зарплаты для своих работников. Но герои этого спецпроекта трудностей не боятся, они просто берут и делают бизнес на Севере. Как создавали дело всей жизни — маленькое, зато свое — рассказали бизнес-амбассадоры центра поддержки предпринимателей «Мой бизнес» в Поморье.
Александр Беляев,
клуб юных химиков «Фарадей»
Ольга Лопаткина,
светильники и подарки «Лампово»
Анна Трофимова,
магазин без упаковки «Зеленая точка»
Вячеслав Железников, производство и продажа мотобуксировщиков
«Железная собака»

Сергей Чемесов,
застройщик «Фин-Строй», агентство недвижимости «Гостиный Двор»
Александр Беляев, 42 года.
В деле: 3 года
Бизнес: Центр развития и творчества «УНИКУМ» и Клуб юных химиков «Фарадей»
Образование: два высших — техническое и юридическое

— Два года назад вы открыли клуб юных химиков, это ваш первый бизнес?
— На самом деле на сегодня этот проект, скорее, хобби и дополнительный источник дохода. Уже более 15 лет я работаю в сфере транспортной логистики.
— Почему решили заняться именно таким проектом?
— Идея возникла, когда моему ребенку исполнилось два года. Мы решили записать его на развивающие занятия, но обнаружили, что в районе, где мы проживаем, в округе Варавино-Фактория, ничего подходящего нет. Вот и подумали с супругой — почему бы не заняться этим самим? Эта сфера абсолютно новая для меня. Потребовалось погрузиться в тему, изучить ее, чтобы понять всю специфику.
— Был ли у вас бизнес-план?
— В классическом варианте, в виде многостраничного документа с расчетами, таблицами и диаграммами — как представляют многие — такого не было. Но, разумеется, для себя определенные расчеты делали, например, расходную часть, прогноз доходов. Без этого начинать и вести бизнес, на мой взгляд, просто неразумно. К заёмному финансированию прибегать не пришлось — использовал собственные средства. Плюс, мы выбрали франшизу, что немного упростило момент старта. Разумеется, верил, что всё получится, но вероятность неудачи также не исключал. В конце концов, любой бизнес — это определенный риск и неудача не стала бы для меня большой трагедией. Однако через полгода мы уже почувствовали, что бизнес работает.
— Есть ли у вас планы на будущее?
— Да, хотим открывать новые направления, расширять спектр оказываемых услуг на базе действующего центра в его текущей локации. Возможно, если будет спрос и хватит времени и сил, откроем дополнительную точку в другом районе.
— Вы когда-нибудь пользовались государственной поддержкой для развития бизнеса?
— Никогда, просто предпочитаю рассчитывать на собственные силы. При этом деятельность Агентства регионального развития Архангельской области считаю для предпринимателей весьма полезной — здесь периодически проходят достаточно интересные обучающие мероприятия, в том числе в онлайн-формате. В некоторых из них я принимал участие, кое-что полезное для себя почерпнул. Считаю, что они могут быть полезны не только для тех, кто начинает. Агентство оказывает также широкий комплекс консультационных услуг, предоставляет помещения для коворкинга, помещения для переговоров, причем всё это совершенно бесплатно. Выступая в качестве амбассадора данного проекта, я получаю возможность рассказать о себе и своем бизнесе широкому кругу лиц, некоторые из которых, возможно, станут нашими клиентами, то есть это своего рода информационная поддержка бизнеса. Со своей стороны готов участвовать в популяризации идеи предпринимательства, на своем примере показывая, что в этом нет ничего сверхъестественного.
Ольга Лопаткина, 30 лет
В деле: 2 года
Бизнес: светильники и подарки «Лампово»
Образование: высшее, эколог

— При каких обстоятельствах задумались о бизнесе?
— Я уходила в декрет со своим первым ребенком и наивно полагала, что мне будет скучно и надо себя чем-то занять. О, как я ошибалась! Саму идею магазина с такими светильниками я, можно сказать, подсмотрела. На тот момент помогала одному интернет-магазину вести группу во «ВКонтакте» и, когда загружала каталог товаров, среди прочего увидела похожие светильники, которые уже готовыми привозили из Китая под заказ. Они выглядели очень мило и сразу запали мне в душу.
— С какими сложностями столкнулись на первых порах?
— В первые месяцы моя главная цель была — просто не бросить. Некогда было не то чтобы заняться делами, а просто себе время уделить. Это длилось месяцев восемь. В новогодние праздники пришло осознание, что «Лампово» начало давать материальную отдачу не только для меня, но и для всей команды. Новый год — традиционно хорошее время для таких студий, как у нас, люди готовы тратить деньги на подарки и сувениры, и мы использовали эту возможность по максимуму.
— У вас есть мечты, планы, идеи по развитию компании?
— Мы выходим на экспорт. О такой возможности мне рассказали в Агентстве регионального развития, а еще помогли оформить все необходимые документы, чтобы зарегистрироваться на международной площадке и запустить магазин на Etsy. Нравится, что здесь всегда максимально оперативно и дружелюбно проконсультируют по любым вопросам. Я, кстати, сюда же обращалась для регистрации ИП. Не люблю ходить по разным инстанциям, а здесь всё сделали в режиме «одного окна», вели за руку, пока не зарегистрировали бизнес.
Анастасия Трофимова,
28 лет
В деле: 1 год
Бизнес: магазин без упаковки «Зеленая точка»
Образование: высшее медицинское, преподает в медуниверситете
— Когда у вас появился свой магазин?
— На тот момент я уже два года находилась в декрете и понимала, что хочу начать что-то свое. Планы создать такой магазин были давно, но решиться смогла, только когда подруга предложила такую идею. Мы начали работать над запуском за два месяца и открылись в ноябре прошлого года. В самом начале мы говорили себе: попробуем поработать хотя бы год, посмотрим, как всё сложится. Но сегодня у нас уже два магазина — в Архангельске и Северодвинске и штат из девяти человек.
— Почему решили открыть точку именно с экологической тематикой?
— Невозможно оставаться в стороне от экологических проблем планеты. До открытия магазина я много лет вела общественную и просветительскую деятельность на своей странице во «ВКонтакте», а также среди своих друзей и знакомых. Проводила мастер-классы по изготовлению вещей из перерабатываемых материалов, учила вязать джутовые губки. Магазин стал логичным продолжением этой работы. У нас и сейчас есть много социальных и экологических проектов. Например, мы собираем некоторое вторсырье, которое нельзя сдать на переработку больше нигде в городе.
— С какими сложностями столкнулись в начале?
— На самом деле было сложно всё. Работа предпринимателя — это такой комплексный труд, который требует умений в самых разных сферах. Невозможно не стать профессионалом в маркетинге, ценообразовании, документообороте, товароведческих делах. Хорошо, что мы ведем магазин втроем, это очень облегчает задачу. Даже не представляю, как люди справляются в одиночку!
На начальном этапе мы составляли бизнес-план, рассчитывали точку окупаемости. Думали, кстати, что выйдем на рентабельность чуть позже, чем произошло по факту. Но это приятная ошибка. Кредиты мы не брали, у нас были свои вложения. Но вот уже год никто из владельцев не получает зарплаты — все деньги мы вкладываем обратно, чтобы расширять ассортимент, развивать магазин, запустили сайт.
Были сомнения, что всё получится?
— Однозначно, да. Я не питаю иллюзий — нужно обязательно рисковать. Иногда нужно многое поставить на карту, чтобы потом получить еще больше. И это не только про деньги, но и про бесценный опыт. Если бы я не сделала этот магазин, мое внутреннее, духовное развитие пошло бы по совершенно иному пути. Предпринимательство очень хорошо воспитывает в человеке такие качества, как самоорганизация, ответственность, коммуникабельность, уважение к другим людям. Здоровую конкурентную среду формируют самодостаточные личности, которые не сравнивают себя с другими, а считают окружающих партнерами, которые бегут на этой же дистанции.
— Какие планы у вас есть по развитию магазина?
— Очень хочется сделать франшизу. Мы давно об этом говорим, сейчас есть некоторые трудности, но я надеюсь, что у нас все-таки удастся запуститься таким образом в других городах. Скорее всего, после Нового года мы переедем на более видное место и будем работать над брендом магазина, чтобы больше людей о нас узнали. Кроме того, мы продолжаем вкладывать деньги в социальные проекты, без расчета на окупаемость, просто потому что это важно для нас и для жителей Архангельска.
— Пользуетесь услугами Агентства регионального развития?
— В основном только информационной поддержкой. Плюс, мы обращались за консультациями, они оказались очень качественными. Видно, что специалисты компетентные и погружены в тему. Мне кажется, каждый предприниматель должен хоть раз туда сходить и воспользоваться бесплатными услугами. Здесь чувствуешь, что нужен и важен для региона, несмотря на то, что делаешь маленькое дело.
Сергей Чемисов, 33 года
В деле: 8 лет
Бизнес: агентство недвижимости «Гостиный Двор»,
застройщик «ФИН-Строй»
Образование: высшее — инженер-биолог, преподаватель

— Как вы решились работать на себя?
— У меня всегда есть собственное видение, как в идеале должна работать та или иная компания. К сожалению, когда ты просто наемный работник, создать бизнес-процессы мечты не получится — слишком много переменных и от тебя мало что зависит. Именно поэтому мне захотелось создать что-то свое, где всё будет работать так, как нужно. Почувствовал уверенность в своих силах и желание что-то менять вокруг. Сегодня в бизнесе для себя я ставлю на первое место формирование и развитие команды из идейных специалистов, горящих и живущих своим делом.
— Почему выбрали именно эту сферу?
— Сфера строительства и недвижимости для многих очень сложная. Человеку, который первый раз столкнулся с выбором квартиры, разобраться в тонкостях будет нелегко, да и денежный вопрос стоит достаточно серьезно. Нам хочется, чтобы у каждого человека был свой дом или квартира мечты. Поэтому мы каждый день улучшаем жизнь северян — строим комфортные дома и подбираем идеальные варианты по недвижимости в рамках риелторского агентства.
— В чём видите перспективы развития для своего дела?
— Мы ставим для себя амбициозные задачи по увеличению штата по агентству недвижимости и количеству клиентов. Мы хотим больше работать дружественными и партнерскими компаниями для создания качественных и полезных коллабораций. Что касается строительства — сейчас прорабатываем новые площадки с партнерами. Кроме этого, мы активно развиваем себя через бизнес-клубы и объединения, являемся резидентами международного бизнес-клуба Delovar, а также постоянно проводим благотворительные программы совместно с организацией «Гарант».
— Сотрудничали когда-нибудь с центром «Мой бизнес»?
— Нравится качественная информационная поддержка Агентства регионального развития для бизнеса. В ближайшее время планируем войти в пару федеральных государственных программ по поддержке малого и среднего бизнеса, обязательно обратимся за помощью!
Вячеслав Железников, 29 лет
В деле: 1,5 года
Бизнес: производство и продажа мотобуксировщиков «Железная собака»
Образование: мастер мебельного и столярного производства

— Как вы придумали идею для своего проекта?
— Я всю жизнь интересовался техникой. Сначала это было просто хобби, но со временем увлечение мотобуксировщиками переросло в бизнес.
Прежде чем открыть собственное производство, я пять лет проработал в трех разных компаниях из этой сферы. В 2019 году мы с единомышленниками создали клуб владельцев мотобуксировщиков «Железная собака» и практически сразу наладили собственный выпуск техники, которую сейчас продаем по всей стране.
— Чего больше всего боялись в самом начале?
— Было много страхов и опасений: а вдруг не зайдет? При этом за плечами уже был огромный опыт продаж и организации производственных процессов. Бизнес-план, кстати, я написал, но не в самом начале, а через два месяца после старта, когда дело стало показывать первую положительную динамику. Решили расписать всё, чтобы четче осознавать производственные риски и слабые стороны проекта.
— Вы пользовались заемными деньгами или были свои накопления?
— На момент запуска своих средств было немного, да и не хотелось их тратить, поэтому, да, я воспользовался кредитом. Это была небольшая сумма, которая позволила шагнуть вперед и замотивировала на дальнейшее развитие.
— Какие планы по развитию строите на будущее?
— Хочется вывести наш региональный продукт на международный уровень. Сейчас мы доделываем сайт, готовим всю необходимую документацию для выхода на экспорт, хотим продавать нашу технику за рубежом и популяризировать мотобуксировщики по всему миру.
К следующему году планируем расширять производство и готовиться к запуску еще одного проекта в регионе. Какого — пока секрет.
— Вы когда-нибудь пользовались услугами центра «Мой бизнес»?
— Агентство регионального развития — хороший инструмент как для начинающих, так и для действующих предпринимателей. По каждому виду деятельности здесь найдется своя программа поддержки. Мы обращались за помощью в разработке сайта для экспорта, который должен быть на двух языках. Также нам помогли с регистрацией своих товарных знаков на выпускаемую продукцию. Если кто-то еще сомневается, обращаться в агентство или нет, — однозначно стоит попробовать. Заниматься своим любимым делом, когда кто-то тебя поддерживает и помогает, гораздо проще и приятнее.
Амбассадор бренда — это лицо рекламной кампании. С точки зрения маркетинга — это человек, который доносит идеи компании, а также продвигает продукты среди целевой аудитории. Его задача — ненавязчиво рекламировать бренд среди близкого круга общения, подписчиков, читателей и фанатов.
— Для предпринимателей это отличная возможность заявить о себе и своем бизнесе в ведущих региональных СМИ. Для каждого амбассадора будет организована своя информационная кампания. Победители конкурса расскажут про свою историю успеха и государственные меры поддержки. Мы надеемся, что этот проект повысит информированность бизнеса, ведь сегодня важно быть в курсе, следить за трендами и полученные знания использовать на развитие своего дела.
Максим Заборский
генеральный директор Агентства регионального развития
Партнеры проекта
Просмотров: 9 725