«Выборы есть, но есть ли выбор?» — задаются вопросом многие граждане
«Выборы есть, но есть ли выбор?» — задаются вопросом многие граждане

В Поморье единственный всплеск эмоций как избирателей, так и политбомонда вызвало появление в сети фотографии то ли до конца, то ли не до конца обнажённых представительниц модельного агентства во главе с гражданской женой депутата облсобрания, призывающих прийти на выборы. Впрочем, даже этот «всплеск» был связан с обсуждением не самих выборов, а причёсок, фигур и ног призывающих дам.

Выборы в стиле ню: почему президентская кампания в Поморье проходит так скучно

Явка через колено

Уже очевидно, что главная цель, которую поставили федеральные власти по явке на президентские выборы, — минимум 70% в Архангельской области — будет провалена. На избирательные участки придёт минимум на треть меньше избирателей, чем установлено «планом».

По данным агентства «Давыдов.Индекс», ожидаемая явка в Архангельской области составляет всего 52% — один из самых низких показателей в стране. В северо-западном регионе такая явка — худшая, наравне с Санкт-Петербургом.

Однако надежда «подтянуть» явку до сих по не оставляет руководителей как органов власти, так и директоров учреждений. Это приводит к скандалам, которые подрывают доверие к выборам.

Так, за полторы недели до выборов достоянием общественности стала история с попыткой заставить студентов архангельского медицинского колледжа голосовать не по месту жительства, а в учебном заведении — на избирательном участке № 30. По словам студентов, им угрожали даже отчислением. Впоследствии руководство учебного заведения такую «обязаловку» опровергло.

Ещё одной из мер повышения явки на избирательные участки стала «накрутка» руководителей муниципальных учреждений. Во-первых, накануне выборов их «попросили» провести «беседу» с персоналом о необходимости участия в голосовании.

Кроме этого, по словам руководителя одного муниципального образовательного учреждения, пообщавшегося с корреспондентом 29.ru на условиях анонимности, всех директоров и заведующих в день выборов обязали находиться на рабочих местах. Они будут отчитываться о ходе голосования наравне с участковыми избирательными комиссиями: сколько работников учреждения проголосовали на каждую контрольную точку.

Однако причиной возможной низкой явки на выборы президента России является не пассивность самих избирателей, а... откровенная скучность проходящей в Архангельской области предвыборной кампании. По словам депутата областного собрания Юрия Шарова, президентские выборы в Архангельске проходят «неинтересно».

— Кроме как агитации за действующего президента и кандидата от КПРФ, больше ничего нет. Штабы большинства кандидатов просто не работают, похоже. Соответственно и явка будет низкая, — отметил в беседе с корреспондентом 29.ru Юрий Шаров.

Выборы в стиле ню: почему президентская кампания в Поморье проходит так скучно

Дебаты без дебатов

Вы не поверите, но практически каждый день в эфире региональных телеканалов («Россия 24» и «АТК-Медиа») проходят дебаты доверенных лиц кандидатов на пост президента. За океаном такие «представления» проходят в прайм-тайм и очень эмоционально, привлекая внимание многомиллионной телеаудитории. Архангельские дебаты — это нечто среднее между скучным ток-шоу и интервью в студии.

Объяснить подобную скуку отчасти можно тем, что официально такие «дебаты» называются «совместными агитационными мероприятиями» и спорить на них не принято. Но большая проблема заключается в том, что в Поморье нет ярких ораторов, которые, что называется, могут «зажигать» в студии, «жечь глаголом». Как результат, сами доверенные лица теряют интерес к дебатам.

В первые дни «совместных агитационных мероприятий» в студиях телеканалов собиралось до четырёх доверенных лиц от кандидатов в президенты. Всего, напомним, претендентов на президентский пост восемь. Однако чем дольше длилась выборная кампания, тем меньше представителей кандидатов оказывалось в студии.

Апофеозом «дебатов» стал недавний эфир на одном телеканалов, который чуть было не сорвался из-за того, что на дебаты пришёл всего один представитель потенциального президента. Чтобы создать ему конкуренцию в эфире и не дать полчаса чистого эфирного времени, пришлось в срочном порядке искать оппонента. Дебаты состоялись, но для этого пришлось «снять с поезда» доверенное лицо от другой партии, который решил отправиться в Котлас к родителям.

Чаще всего эфире «звездят» представители Павла Грудинина (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР) и Григория Явлинского («Яблоко»). Как минимум один раз на телевизионных дебатах была замечена представительница Владимира Путина — архангельская певица Алла Сумарокова, но формат обсуждения ей явно пришёлся не по душе и больше на дебатах её не видели.

Такие скучные обсуждения насущных проблем тоже являются одной из причин возможной низкой явки на выборы президента. Какую фантастическую аудиторию собирают у телеэкранов «дебаты» сказать наверняка не сможет никто. Время дебатов, как и на центральных телеканалах, выбрано самое «удачное» — утро рабочего дня, когда все приличные люди уходят на работу. На телеканале АТК кандидаты дебатируют в половину седьмого вечера, но и это не делает их желанным зрелищем для избирателей.

Выборы в стиле ню: почему президентская кампания в Поморье проходит так скучно

Чистый город

Ещё одной особенностью нынешней предвыборной кампании стало практически полное отсутствие наружной рекламы в городе. Да, по городу развешаны десятки баннеров кандидатов в президенты, есть баннеры, призывающие «просто» приходить на выборы, но общей погоды они не меняют.

На предыдущих выборах весь город был практически заклеен агитационными листовками кандидатов. Причём клеили их настолько крепко, что многие до сих пор висят на столбах и трубопроводах теплотрасс. Сейгод же нам не удалось обнаружить в городе ни одной листовки за того или иного кандидата.

Немного удивили представители «красного кандидата». Помимо нескольких весьма скромных баннеров в Архангельске и Северодвинске, сторонники «красного директора» приняли участие в федеральном «флешмобе» и в качестве агитационной площадки использовали... снег. По свидетельствам очевидцев, в конце прошлой недели на снежной насыпи возле съезда с железнодорожного моста появилась надпись красной краской «За Грудинина». Впрочем, продержалась такая незаконная агитация недолго: уже в течение первого дня она была старательно затоптана неизвестными.

Не обошлось в наружной рекламе и без местной изюминки. Словили «хайп» на предвыборной волне два депутата городской думы — Ирина Чиркова и Олег Черненко. По всему городу появились баннеры с призывом прийти на выборы президента от имени этих депутатов.

Причём, что любопытно, реклама от Черненко размещена в округе, от которого он избран в городскую думу. А вот реклама от Чирковой — в центре Архангельска, что говорит о приоритетах народных избранников на ближайших выборах в областное собрание и городскую думу.

Олицетворением же всей выборной президентской кампании можно назвать флешмоб «Галочка», проведённый для рекламы самих выборов. Тогда, напомним, возле «высотки» молодые люди выстроились в форме галочки из бюллетеня. Что символизировала данная «фигура» не могли толком сказать даже сами организаторы. Архангельский же политолог Андрей Чураков описал увиденное просто и максимально точно: «Теперь я точно знаю, как выглядит мероприятие для галочки».