«Когда ты — аномалия»: феминистка, священник и вице-спикер Госдумы о месте женщины в России

Пока все постят в соцсетях букеты, 29.ru решил поговорить о проблемах, правах и возможностях женщин

Поделиться

Молиться, рожать, работать — свободна ли женщина выбирать сама, кем ей быть?

Сегодня вся Россия отмечает Международный женский день. Пока все постят в соцсетях букеты и желают друг другу весеннего настроения, мы решили поговорить о том, в каком положении женщина находится в современной России. 29.ru собрал полярные точки зрения представителей феминистского и православного сообществ, а также власти в женском лице.

«В этой стране от женщины требуют быть красивой и покорной»

О том, какова роль женщины в обществе и должно ли вообще общество определять эту роль, мы спросили у координатора программы «Демократия» Фонда им. Генриха Бёлля в РФ Нурии Фатыховой.

— Этот вопрос звучит для меня странно, — комментирует Нурия. — Я думаю, роль женщины и роль мужчины не сильно должны отличаться. Ну а самое главное, каждая женщина сама для себя определяет роль, которую хочет сыграть в обществе. А не общество ей должно указывать.

Нурия считает, что сегодня в России права женщин ограничены, одна из сфер — трудовая деятельность. В России по-прежнему существует список запрещенных для женщин профессий. 

Нурия Фатыхова: «Я думаю, роль женщины и роль мужчины не сильно должны отличаться. Ну а самое главное, каждая женщина сама для себя определяет роль, которую хочет сыграть в обществе. А не общество ей должно указывать»

Нурия Фатыхова: «Я думаю, роль женщины и роль мужчины не сильно должны отличаться. Ну а самое главное, каждая женщина сама для себя определяет роль, которую хочет сыграть в обществе. А не общество ей должно указывать»

— Конечно, это продиктовано «заботой о женщине». Но базовое право человека — самому решать, чем ему хочется заниматься. Пора нам уходить от патерналистской модели устройства общества, когда обязательно во власти есть кто-то, кто лучше тебя знает, как тебе жить. Это как раз и нарушает базовые универсальные права человека. Чем еще ограничены права женщин в России? Вы, наверное, слышали о декриминализации домашнего насилия, которое в нашей стране чаще всего направлено против женщины? И, конечно, оплата труда. Пару лет назад вышел доклад Всемирного экономического форума «Глобальный гендерный разрыв». В России женщинам платят на 30% меньше, чем мужчинам на тех же должностях. А в некоторых секторах экономики женщин почти нет, так как эти отрасли считаются традиционно мужскими.

По мнению Нурии, женщинам легко дают быть исполнителем и очень редко — руководителем. Она предлагает вспомнить любые экспертные подиумы, будь то конференция о судьбе России или телешоу, обычно там все занято мужчинами или их большая часть, словно у нас нет женщин-экспертов. Можно ли говорить о гендерном равенстве в России — вопрос сложный, и многие защитники прав женщин считают, что пока что наша страна в этом направлении позади Европы. Исключение разве что — страны Скандинавии.

— О каком равенстве можно говорить, когда несколько женщин обвинили депутата Слуцкого в домогательствах, предъявив доказательства (в том числе диктофонную запись), и это никем не было воспринято всерьез? То есть женщину как жертву насилия не защищает право? — задает Нурия вопросы, которые можно считать риторическими. — Вы спрашиваете, сложно ли быть женщиной. Пожалуй, да. Ко всему прочему тебе еще и не разрешают быть другой. Маркируют как не норму, аномалию, если ты, например, не родила до определенного возраста ребенка, не вышла замуж, если у тебя «непопулярное» вероисповедание, или ты выглядишь как-то иначе. В этой стране от тебя требуют быть красивой, покорной, а еще выносливой. И еще выглядит странно, когда именно мужчина считает себя уполномоченным оценивать, хорошо ли женщинам живется на Руси или не очень!

Нурия уверена, что гендерные роли и принцип отношения между полами — это основа как культуры, так и демократии. Именно с отношений между мужчиной и женщиной начинают формироваться властный дискурс и дискурс прав человека.

— Речь идет о базовом праве — о человеческом достоинстве. Сам факт вашего интервью, постановки этой темы, говорит о том, что мы движемся к созданию лучших условий для женщин. Ведь именно с обсуждения в публичном пространстве проблем, таких, как проблема отсутствия равноправия, начинается процесс коррекции ситуации. А еще в этой стране надо воспитывать у детей уважение к своей собственной личности и к друг другу, вне зависимости от пола, расы и вероисповедания, а на подиумы для обсуждения любых вопросов звать не только мужчин в галстуках, но и женщин. Когда мы будем слышать взгляд на мир как с позиции социального опыта мужчины, так и женщины, мир уже станет лучше и интереснее. Проблемы станет решать легче.

Молитвенница, «не освобожденная от семьи»

Так определяет роль прекрасной половины человечества протоиерей Валерий Суворов. Празднование Международного женского дня воспринимается православными людьми по-разному. Он считает, что праздник противоречивый, поскольку изначально — идеологический. Православные верующие поздравляют женщин с особым «женским днем» во второе воскресенье после Пасхи. Тогда празднуется память святых жен-мироносиц, ставших первыми свидетелями Воскресения Христа.

— Что касается роли женщины в обществе, то для православия женщина — это наследница великих благ спасения, супруга своего мужа, вдохновительница семьи, хранительница её чувствования, молитвенница и ходатаица к Богу, всей своей жизнью являющая любовь к Создателю, к своему мужу и детям, ко всем нуждающимся, — комментирует отец Валерий. — Полноту этого образа являет Пресвятая Богородица и те святые женщины, которые навеки прославились за свою веру, любовь, кротость и величайшую духовную силу. В первые годы советской власти этот образ серьёзно изменялся в угоду новым мировоззренческим концепциям. Но, несмотря на все те попытки, для русских людей женщина остается не освобожденной от семьи и воспитания детей строительницей светлого будущего, но с благодарностью признается любящей женой и матерью. 

Протоирей Валерий: «Говорить о правах женщин как отдельном институте права — идея не наша. Мысль об этом пришла с Запада»

Протоирей Валерий: «Говорить о правах женщин как отдельном институте права — идея не наша. Мысль об этом пришла с Запада»

— Никогда и никто в России не оспаривал, что труд женщины матери очень тяжел, но вывести защиту прав женщины в некую самостоятельную сферу конкурентных преимуществ— не соотносится с нашими традициями, — комментирует протоиерей Валерий. — Сегодня ни в праве светском, ни в праве церковном не существует каких-либо чрезмерных ограничений для женщин, не основанных на самой природе слабого пола. Отношения между мужем и женой признаются в православии величайшей по своей ценности духовной тайной и сравниваются с отношениями Господа Иисуса Христа и Его Церкви. Апостол Павел призывал женщину ориентироваться не на внешнюю красоту, но на призвание к особой внутренней красоте, которая есть свидетельство Божественного присутствия в личности женщины. И признать другие права — значит разрушить установленную Создателем гармонию.

В этой гармонии, как говорит отец Валерий, нельзя говорить о равенстве женщин с мужчинами или о неравенстве, — это иная категория.

— Что делать, чтобы женщина могла в России развиваться и жить полной жизнью? Думаю, ответ прост — воспитывать женщин-матерей в чистоте и правде, хранить их и беречь от всякого зла, приумножать их способность любить. Ведь жертвенная любовь к жене — это главное, что Господь Бог определил для нас, мужчин.

Женщина-политик о побоях и неуплате алиментов

Об этом с нами порассуждала Ольга Епифанова, вице-спикер Госдумы. Одна из законодательных инициатив, против которой Ольга Епифанова выступила как политик, — декриминализация статей за неуплату алиментов, смягчение ответственности с уголовной на административную за преступления небольшой тяжести.

Ольга Епифанова: «Женщина — это «мягкая сила», которая нацелена на созидание и гармонию. Женщина это умеет и может»

Ольга Епифанова: «Женщина — это «мягкая сила», которая нацелена на созидание и гармонию. Женщина это умеет и может»

— Штраф за простое уклонение от уплаты алиментов не может являться эффективной мерой, а тем более снизить количество лиц, что платят алименты. Нельзя взять и исключить уголовно-правовое воздействие на должников, в том числе в виде лишения свободы. Иначе даже страшно вообразить, какую сумму долга по неуплаченным алиментам мы увидим.

В законопроекте о декриминализации преступлений есть еще один момент — освобождение от уголовной ответственности за побои. Представители «Справедливой России» не раз выступали против, эта инициатива кажется им странной на фоне ситуации с бытовым и домашним насилием в России, жертвами которого часто становятся женщины. «Справедливороссы» считают, что относить к преступлениям «небольшой тяжести» побои — это как минимум странно, и выступают против декриминализации соответствующей статьи.

— Женщина в современном мире имеет невероятные возможности, в политике ее роль сегодня едва ли можно переоценить, — считает Ольга Епифанова. — Особенно когда необходимо найти взвешенное решение при этом оставаться чутким к бедам и чаяниям простых людей, даже если ты занимаешь серьезный пост политика «в первом ряду»... Женщина по сути — это «мягкая сила», которая нацелена на созидание и гармонию. Женщина это умеет и может. Главное, чтобы рядом были единомышленники, поддержка земляков, семьи, любимого человека. Для меня как для женщины-политика прежде всего важно уметь слышать людей, работать на поставленную цель, строить вместе справедливое государство.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
12 мар 2018 в 10:19

Поп витиевато и туманно намутил воды, хотя вопросы, в общем-то были вполне конкретны.
И постарался ускользнуть от признания того, что для православия женщина - существо... эмм.. скажем так, не совсем первого сорта. Можно сколько угодно раздувать ноздри про каких-то там "святых" и всяких матронушек, но факт остается фактом. Хотя 90% прихожан в их "храмы" бабульки. Вот ведь в чем парадокс.

Гость
9 мар 2018 в 14:13

Правильно священник сказал.

Гость
9 мар 2018 в 14:11

Стыдно быть феминисткой.