8 декабря воскресенье
СЕЙЧАС +1°С

Сын и дочь выросли. Что теперь? Как архангелогородец стал другом детям, которые в этом нуждались

Библиотека, эколагерь для «особенных» ребят: с ними можно дружить, но нельзя жалеть

Поделиться

Дружить — главный девиз Александра. Поэтому благотворительная смена в экологическом лагере для детей с ограниченными возможностями называется «Друзья для друзей»

Дружить — главный девиз Александра. Поэтому благотворительная смена в экологическом лагере для детей с ограниченными возможностями называется «Друзья для друзей»

Директор Интеллектуального центра САФУ, организатор экологического лагеря для детей с ограниченными возможностями, папа двоих детей и друг для многих-многих ребят Александр Гильдебрант рассказал 29.RU о том, почему важно расширять кругозор, давать детям возможность приносить пользу и как не сойти с ума, когда твои уже выросли.

Мы продолжаем журналистский проект «Родительский понедельник», и веду его я, Екатерина Тенетова, мама годовалой дочки, в поисках лайфхаков современного родительства знакомлюсь с неординарным, на мой взгляд, мамами и папами и вдохновляюсь их историями. Семья Александра Гильдебранта легко вписывается в этот проект.

Сын и дочь Александра Гильдебранта уже взрослые, живут почти самостоятельной жизнью. Но так получилось, что сейчас вокруг Александра очень много детей, которые с верхом покрыли его острую необходимость в заботе, — это и крестники, и племянники, и дети из экологического лагеря в Кенозерье, 

в работе которого Александр активно участвует.

Пример дружбы

— Дети выросли, и это случилось совершенно внезапно. Когда ты вдруг переходишь из состояния ежесекундного участия в жизни ребенка в состояние абсолютного незнания.

Внезапная смена родительского статуса пугает, психологически с этим очень тяжело мириться.

Александр Гильдебрант

А маховик отеческой заботы уже разогнан! Куда его приложить? И я стал смотреть — где еще есть дети? И нашёл их. Племянники, крестники, соседи, дети из благотворительных проектов — круг постоянно расширяется. Вот так я размножил свою любовь: стало очень много близких людей, о которых я забочусь, а они обо мне.

Дружить — главный девиз Александра. Поэтому благотворительная смена в экологическом лагере для детей с ограниченными возможностями называется «Друзья для друзей». Волонтеры с экологической смены участвуют в создании инфраструктуры для детей-инвалидов: строят пандусы, прокладывают дороги, кто-то остаётся на саму смену и включается в инклюзивную работу.

— И взрослые, и дети в городе в обычной жизни очень редко встречаются с людьми с ограниченными возможностями. Как вы учите детей с ними общаться?

— Главное, не жалеть. В экологическом лагере стояла такая простая задача: будут люди на колясках, нам нужно сводить их в баню. И мы вместе с волонтерами идем и просчитываем: «Так, здесь нужно развернуться, здесь стащить, а куда мы положим вещи…» Все это проговариваем. «Вот один парень будет идти на ходунках, значит, будет идти медленно». Для меня это чисто техническая история. Вдруг я поднимаю глаза на ребят и вижу — у меня все в слезах и к работе непригодны. Что случилось? Они вдруг представили все воочию и пожалели всех. Не надо жалеть, понять надо! Я ведь не жалею, например, что я не медведь, если я у себя на даче прокладываю дорогу, чтобы проехать на велосипеде! Просто другой!

Но потом, когда показываешь им реальных людей, то постепенно их отношение меняется. Они видят, какие эти ребята интересные, как с ними классно общаться. Это происходит только в коммуникации, только благодаря дружбе. Я не могу подать пример заботы о больном человеке, я могу подать пример дружбы.

Одно из правил — исследовать, открывать, увлекаться вместе с детьми

Одно из правил — исследовать, открывать, увлекаться вместе с детьми

Развитие против воспитания

Кто-то прочитает и скажет, зачем это нужно? Лучше ограждать ребенка от негативных эмоций и всеми правдами и неправдами строить верную дорогу в будущее, чтобы найти то заветное место под солнцем: «Уж наши дети будут жить лучше нас». Таким был и сам Александр Гильдебрант в свои 20 лет.

— Мне кажется, что мы очень поздно стали заниматься воспитанием. Я в молодости хотел вырастить из своих детей «человека эффективного», со всеми показателями: интеллект, скорость, гибкость, грубая физическая сила и мелкая моторика. И я даже грубо это назвал: тактико-технические характеристики. Мне очень поздно пришло понимание, что ценностные установки должны идти раньше, чем показатели эффективности как какой-то боевой единицы. И сейчас многие на это ставят. Но, например, я спрашиваю коллег: «А правда всех нужно учить эффективному менеджменту? Давайте будем учить эффективному менеджменту только тех, кто хороший человек, в чьих нравственных установках мы уверены!»

— Нравственные установки сложнее формировать в людях. Как это делать?

— У меня нет рецептов. Я могу только показывать, что люди разные, что есть люди, которым очень трудно, что есть примеры отношения других людей к людям, которым трудно. Лет 15 назад я договорился с собой, что в душе человека есть росток добра, и он прорастет сам, только дай ему, куда расти, я бы в 20 лет такими словами даже говорить не смог. Наша задача в том, чтобы показать людям, что эти ростки есть в других людях, есть в нем, а для этого создать обстановку, в которой можно эти ростки проявлять. 

Александр уверен, что дети вообще всегда хотят помогать, хотят приносить пользу, не нужно мешать им это делать

Александр уверен, что дети вообще всегда хотят помогать, хотят приносить пользу, не нужно мешать им это делать

Зачем нужна математика?

Честность — главное правило в общении с детьми. Как-то ночью дети в лагере у костра спросили: «Александр Егорович, объясни, пожалуйста, нам, зачем в жизни математика?» Вопрос, который волнует и многих взрослых.

— Начинаем разговаривать, что значит в жизни математика. И понимаем, что дети в своей жизни строят образы определенных действий только по тем образцам, которые они видят перед собой: в семье, школе, магазине, поликлинике, кому повезло — еще в театре и в музее. Они не знают, что кто-то проектирует самолеты, они не знают, что кто-то думает о том, под каким давлением нужно нагнетать воду в нефтяную скважину, чтобы нефть оттуда била. И из всего набора их ежедневных действий математика в жизни не нужна!

Мне кажется, что дети очень ограничены, сжаты тем набором жизненных ролей, способов жизни, которые видят. Я сам совершил эту ошибку.

Александр Гильдебрант

Мы с супругой изо всех старались не настаивать, чтобы наши дети пошли по нашим стопам. Но невольно и я, и она (а оба физики по образованию, у обоих работа была связана с техникой) демонстрировали ценность физического, инженерного знания. И к окончанию школы оказалось, что у дочки физика — одна из самых сильных компетенций. Возможно, потому что не показали ей другой возможности. Сейчас у нее есть очень серьезное образование СПБГУ по специальности «астрономия». А ей хочется рисовать! Сетует «ну как можно в 17 лет решать, кем быть» и искренне сочувствует сегодняшним выпускникам.

Второе правило — исследовать, открывать, увлекаться вместе с детьми.

— Мне неинтересно проделывать лабораторную работу, результаты которой я знаю. Это такой элемент равности. Например, мы вместе рисуем карту и идем в поход. Так вот, самые интересные походы, когда я сам не шел по этой дороге. «А нам далеко еще идти?» «Я не знаю!» Ты вместе с детьми открываешь этот мир. Где мне еще искать желающих что-то открывать! Я очень многие вещи учусь делать вместе с детьми.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
игорь
24 сен 2019 в 10:40

цинизм рулит
в чем суть воспитания детей если он фактически становясь взрослыми остаются такими же больными детьми?
они ведь больные и тем получается что всегда привязаны к И к коляске и К родителям их обхаживающих