18 августа воскресенье
СЕЙЧАС +9°С

«К иностранцам едут за эстетикой»: дизайнер о том, реально ли влюбиться в Архангельск

Чем опасны северные бренды, возможно ли заново открыть свой город и при чем тут Стас Михайлов

Поделиться

К 9 Мая Кирилл Старицын нарисовал на стене Архангельского музыкального колледжа героя фильма «В бой идут одни

Фото: Кирилл Старицын

Таким серым и холодным летом легко словить сплин — настроение часто зависит от того, что мы видим вокруг. О проблемах городской среды и о том, как заново влюбиться в родной город со всеми его недостатками, мы поговорили с Кириллом Старицыным — дизайнером, преподавателем Архангельского педагогического колледжа и автором масштабного рисунка на стене музыкального колледжа ко Дню Победы.

Раньше — Ленин, сегодня — Арктика

Кирилл Старицын преображает многие общественные места нашего города. Художник-конструктор детально проектирует интерьерную среду и сам воплощает — рисует, занимается каллиграфией, работает с разными материалами — от стекла до дерева. Может создать красоту с нуля — даже безнадежно унылое пространство ему по силам превратить в уютное и стильное. Или вернуть к жизни состарившиеся предметы — Кирилл реставрирует мебель и предметы домашнего обихода. Своим опытом и знаниями он делится со студентами Архангельского педагогического колледжа.

Тонкие меловые линии, выточенные из дерева буквы, воздушные рисунки маркером или широкоформатные — красками — он работает в разных техниках, но руку Кирилла Старицына в оформлении узнать легко, — будь то кофейня, бар, бургерная или уличная стена. Однако вольным художником он себя не считает — все эти работы делаются на заказ, а диалог между дизайнерами и их клиентами в Архангельске всегда имел свои сложности. Кирилл говорит, что честнее к себе самому — не делать того, что не нравится. Один из его личных проектов — molokо, интернет-галерея, где можно найти много авторских вещей.

— Увы, сегодня работника креативных индустрий часто воспринимают как обслуживающий персонал. То есть ты исполнитель идей, которые могут быть в лучшем случае — устаревшими, в худшем — нереальными к воплощению. Заказчик платит и потому считает, что может учить тебя, — как лучше. Но ведь дизайнер — это такой же специалист с узкопрофильными знаниями. Мы же не советуем врачу, какими лекарствами нас лечить. И не зашиваем себе аппендицит по интуиции — вроде, неплохо получилось! И тем не менее заказчик не хочет принимать что-то новое, ему не нужно творчество — ему надо так, как он себе представил, что он уже видел где-то и хочет теперь видеть здесь. А потом начинается — «эх, в Европе так классно, там есть на что посмотреть и чему удивиться».

Художник-конструктор детально проектирует интерьерную среду и сам воплощает — рисует, занимается каллиграфией, работает с разными материалами — от стекла до дерева

Художник-конструктор детально проектирует интерьерную среду и сам воплощает — рисует, занимается каллиграфией, работает с разными материалами — от стекла до дерева

В итоге, есть то, что дизайнеры могут и хотят, и есть то — что им позволяется делать. В советские годы — штамповали Ленина, сегодня — новые образы, не политические, но тоже массовые.

— Поморы, Арктика, — такой вектор все равно навязывается, — считает Кирилл. — Хлебные темы, но тебя как художника в итоговых продуктах нет совсем. Свои мысли и идеи — остаются при тебе. Конечно, мы не говорим сейчас о высоком искусстве, это же заказ — но компромисс искать нужно. Поэтому, как правило, все самое настоящее делается художниками уже без денег со стороны.

Почему красота полезна для здоровья

Зачем архангелогородцы едут на море — понятно. Рассуждаем с Кириллом, почему наши земляки отправляются в зарубежные города с таким же климатом.

— Люди едут за эстетикой. Они рассматривают Финляндию не как курорт, а как возможность побыть в уютном, чистом, практичном и главное — красивом пространстве. Ведь что такое дизайн? Это органичность — и сюда же можно отнести не только виды, но и вкусы, запахи, текстуры, свет. У иностранцев как: земля должна быть на газоне. А асфальт — чистым. Но вы-то знаете, как у нас. Машина выезжает со двора, тащит за собой с псевдопарковки полосу грязи, в которую можно картошку сажать. Другие автомобили это размазывают. А вот и дождик пошел. А ты в светлых брюках. А потом жижа засыхает, и этой пылью дышат все, но больше всего дети. Так что начали мы с красоты, а пришли — к самочувствию человека в этой среде. И как это ни грустно, — спроса в Архангельске на хороший дизайн нет.

Не только в Архангельске, но и по всей стране дизайнера часто воспринимают как обслуживающий персонал, когда все же удается воплотить свои идеи, получается что-то действительно интересное и новое

Не только в Архангельске, но и по всей стране дизайнера часто воспринимают как обслуживающий персонал, когда все же удается воплотить свои идеи, получается что-то действительно интересное и новое

В дизайне популярно сегодня то, что на поверхности, — как Стас Михайлов в мире музыки, при этом в стране есть множество талантливейших музыкантов, которые остаются за бортом. То же - с дизайнерами.

— Творческие и по-настоящему идейные люди могут кому-то мешать, — считает Кирилл. — Если их будет много, они начнут что-то требовать от власти, со стороны которой инициатив мало. Все как в средние века — когда появился готический шрифт — заковыристый, и потому недоступный для простых людей. Кто умел читать и писать, тот и владел информацией. Сегодня происходит что-то подобное — только это более сложный фильтр. Принимайте, не вникая, то, что вам дают, — с таким подходом обычно и появляются новые, но при этом безобразные здания, уличные объекты и интерьеры.

Кстати, про готику и другие шрифты Кирилл может говорить долго — он ведет курсы каллиграфии.

Кирилл ведет курсы каллиграфии, которая сегодня очень популярна как самодостаточный вид искусства

Кирилл ведет курсы каллиграфии, которая сегодня очень популярна как самодостаточный вид искусства

Чем опасны локальные бренды

Эстетика Архангельска как города — явление спорное, а вот некоторые деревенские дворики Кириллу нравятся. Скамейка, половичок, потемневший от времени деревянный забор — все это оказывается на своем месте и в целом выглядит эстетично. Туда не приходили дизайнеры с проектным планом, никто не пытался состарить оконные рамы специально и не выбирал, каким диким растениям цвести под ними. Все это прекрасно без усилий художников и зачастую ценность этого местные жители даже не осознают.

В современном городе тоже может быть по-простому красиво — либо со сменой менталитета — а на это нужны годы. Либо за короткий срок, но с привлечением дизайнеров и инженеров — то есть за большие деньги. А пока что — хаос.

В мастерской при колледже всегда кипит работа, много людей и есть на что посмотреть — это работы и самого Кирилла, и его студентов

В мастерской при колледже всегда кипит работа, много людей и есть на что посмотреть — это работы и самого Кирилла, и его студентов

— У города нет единого образа, концепции, — считает Кирилл. — Есть привязка к брендам, но я лично против этого. Ведь это значит, что гостю города что-то навязывается, — сюда смотри, а сюда не смотри. Этот дом — старинный, его разглядывай. А на этих домах деньги отработаны — ничего интересного. А ведь лучшие экскурсии проводятся не официально, когда тебе, туристу, рассказывают не только про традиционную культуру, но и про интересные факты из современной жизни. «А вот у этой обычной стены», «А вот на этой обычной с виду скамейке»... Надо растворяться в городском пространстве полностью. Бренды — это не плохо, но при фанатизме они делают неважным все, что под них не попадает, однако в том же Париже есть много всего куда более интересного и прекрасного, чем Эйфелева башня.

А интересного и привлекательного даже в нашем городе, который часто ругают, — очень много.

— На кусты с полотен Гогена молится весь мир, люди рассматривают оттенки, обсуждают падение света в момент рисования. Знаете, такие кусты, на которых можно залипнуть — есть и в реальной жизни. Просто их не рисовали великие. У меня, кстати, есть любимое дерево — около остановки «Рембыттехника». Им действительно можно любоваться. В каждое время года и даже дня — оно другое. Это искусство самой жизни, никто не трудился над ним (разве что я как-то сползал на него, чтобы снять с веток выкинутую кем-то из окна швабру). Проблема наша не только в том, что мы сделаем, чтобы было красиво. А в том, что мы видим, что мы хотим замечать.

Это не та швабра, которую пришлось Кириллу снять с дерева. Эту наш спикер использует на занятиях как инструмент — демонстрирует свои навыки художника, рисуя на полу — водой

Это не та швабра, которую пришлось Кириллу снять с дерева. Эту наш спикер использует на занятиях как инструмент — демонстрирует свои навыки художника, рисуя на полу — водой

Как влюбиться в Архангельск

Конечно, проблемы благоустройства никуда не уходят — детские площадки штампованные, а где-то их просто нет. Парковок катастрофически не хватает. Дороги латают черной жижей — ямочно. Велосипедных дорожек — нет. Что говорить про фасады домов. О каком дизайне может идти речь, если часть горожан выживает в ветхих деревяшках и осыпающихся сталинках. И тем не менее влюбиться в Архангельск можно.

— Можно, надо просто по-новому посмотреть на привычные улицы. А как? Если люди настолько устают видеть одно и то же, что даже за круглую сумму вылетают из Архангельска за границу, чтобы также погулять там, но по другим улицам. Знаете, сменить обстановку, если нет возможности путешествовать, — можно и здесь, в Архангельске. Стоит только прийти в привычное место в другое время дня — с другим освещением, и оно уже покажется вам новым. А еще надо читать историю города, когда ты сам себе гид, и можешь смотреть на здания с каким-то знанием о них, представлять их в контексте прошлых времен, — это очень увлекает. И ты начинаешь чувствовать себя частью этого города, где так много всего происходило раньше, и о твоей эпохе тоже будет кто-то размышлять.

Сменить обстановку, если нет возможности путешествовать, — можно и здесь, в Архангельске, надо просто по-новому посмотреть на привычные места своего города

Сменить обстановку, если нет возможности путешествовать, — можно и здесь, в Архангельске, надо просто по-новому посмотреть на привычные места своего города

Чем меньше страна, город — тем проще навести порядок или красоту. Кирилл говорит, что в странах Скандинавии так уютно еще и потому, что это, как правило, маленькие города, где представители власти живут по соседству с горожанами и одинаково заинтересованы, чтобы было чисто или зелено. А еще там житель легко может менять городскую среду, если обратится к документам.

— Увы, даже если мы знаем, как надо, — добиться этого, даже обратившись к законодательству, в Архангельске — непросто. Но это более логично — отдать время и силы на то, чтобы улучшить что-то вокруг себя. Чем тратить деньги на билеты туда, где хочешь отдохнуть от реальности, в которую тебе все же возвращаться.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Popovich
    8 июн 2018 в 10:55

    "Принимайте, не вникая, то, что вам дают" - девиз дизайнера.
    "...появляются новые, но при этом безобразные здания, уличные объекты и интерьеры..." - как раз заслуга дизайнеров.

    Гость
    8 июн 2018 в 09:49

    Граффити с Быковым - не удачная копия. Оригинал в Сочи.

    Гость
    7 июн 2018 в 11:44

    По поводу рисунка на стене музучилища: цвет хороший, а Быков явно не удался. Он бы обиделся.