Ўить вещи ¬алерий начал в 16 лет
Ўить вещи ¬алерий начал в 16 лет

Ќоводвинцу ¬алерию √аничеву чуть больше 20, но в эти дни он занимаетс€ тем, что перевозит свою швейную мастерскую из родного города в более крупный јрхангельск. ¬ этой мастерской он единственный мужчина-портной, с ним работают еще несколько мастериц. ¬месте они создают классические мужские костюмы.  ак это происходит и с чего всЄ началось — в нашем материале.

—начала были бабочки

¬ среде маленького города ¬алерий — один среди своих сверстников, кто так серьезно занимаетс€ пошивом одежды. ѕо его словам, такое увлечение, со временем перешедшее в профессию, никогда не вызывало у его знакомых насмешек, скорее, живой интерес.

Ўить молодой человек начал практически случайно. ¬ 16 лет с подругой зан€лс€ созданием мужских бабочек. √оворит, что предрасположенности к шитью тогда не было и в помине, но делать что-то своими руками хотелось. ѕозже увлечение этой маленькой деталью мужского гардероба переросло в интерес и ко всему костюму. “еперь ¬алерий постигает портновское мастерство и сам же его демонстрирует. ћолодого человека сложно встретить в м€тых джинсах и толстовке, его главный спутник — мужской классический костюм. 

¬идео:  ристина ѕолева€ 

 огда-то, рассказывает ¬алерий, он всЄ же бунтовал против официально-делового стил€ в одежде:

— ¬сю жизнь мне было небезразлично, как € выгл€жу. Ќо к классике пришел не сразу. я училс€ в двух разных школах.  огда перешел классе в п€том в новую школу, узнал, что нужно будет носить форму. “ам требовалась классическа€ одежда. —начала у мен€ было дикое отторжение: € никогда не носил пиджак, не принимал классику. Ќо со временем € привык. 

ѕервой серьЄзной работой была мужска€ сорочка. ¬алерий сам нашЄл материал, почитал книги, построил основу, раскроил и сшил первое изделие. ƒальше — больше. —ам он освоил шитьЄ брюк, пиджака, жилета, рубашки и пальто.

«ћастера есть, но они хран€т свои секреты»

—пециального образовани€ пока что ¬алерий не получил. ћастерству обучалс€ по книгам — даже собрал свою библиотеку редких книг, знакомилс€ с портными в интернете, брал уроки в —анкт-ѕетербурге, советовалс€ с мастерами в Ќоводвинске, бывало, выкупал дорогие видеоуроки.

— ќни сто€т сотни долларов за видео. Ёти знани€ уникальны, и их больше нигде не достать, поэтому € старалс€ как-то выкрутитьс€ и купить. я столкнулс€ с тем, что информации по пошиву в готовом виде вообще нет. Ёто умирающее ремесло — оно не всем доступно. ћастера есть, но они хран€т свои секреты. ћногие из них, кстати, даже не пользуютс€ интернетом. ¬ –оссии культура такого костюма не развита, — замечает ¬алерий √аничев. 

ѕочему так? Ќа этот вопрос молодой портной отвечает так: изначально это ремесло было чисто английским, потом им зан€лись и в »талии. ƒо сих пор известны две школы мужского классического костюма — как раз английска€ и италь€нска€. ¬ —оветском —оюзе костюмы шились типовые — дл€ увеличени€ скоростей производства и чтобы никто не выдел€лс€ из общей массы.

«адача ¬алери€ доказать, что костюм — это не просто «об€заловка» на важное меропри€тие, но и удобный предмет одежды. ќн пытаетс€ в своей работе соедин€ть обе известные школы мужского костюма:

— я пытаюсь попробовать всЄ, но не смешивать сильно. јнглийские костюмы более жЄсткие, приталенные, угловатые в какой-то степени. »таль€нские — более легкие из-за климата, но у них есть интересные детали, элементы пижонства.

¬нутри костюма — конский волос и ручные стежки

ѕервые работы ¬алерий создавал на своей швейной машинке. ”спел даже сшить одну юбку, но женскую одежду шить не понравилось сразу. ѕо его версии, над мужским костюмом гораздо сложнее и интереснее работать, чем даже над самым мудреным платьем на корсете. 

—тоит отметить, что со временем молодой человек перешЄл от работы со швейной машинкой к ручному труду. ќн шьет костюмы в технике bespoke, когда лекала создаютс€ с нул€, точно по фигуре человека, а почти все операции выполн€ютс€ вручную.

—ейчас машинку ¬алерий использует только дл€ стачивани€ длинных швов. ќстальное стараетс€ делать без техники. ќсоба€ точность и работа руками необходима дл€ создани€, например, каркаса пиджака. ¬нутри, между основной тканью и подкладкой, расположилс€ целый космический корабль, основой которого €вл€етс€ бортовка — плотный материал из льна, хлопка и конского волоса.

— ћужской костюм — это самое сложное изделие. Ќужно создать точную фигуру мужчины, а дл€ этого поработать скульптором. ¬нутри у костюма есть каркас, который состоит из дес€тка деталей. «адача мастера — за счет нитки и ручного стежка зат€нуть ткань так, чтобы она хранила форму, была второй кожей человека. “ут важна и теплова€ обработка утюгом — т€желым, в п€ть килограмм, найти такой непросто, — рассказывает ¬алерий. 

¬ bespoke важен правильно и воврем€ сделанный стежок
¬ bespoke важен правильно и воврем€ сделанный стежок

” ¬алери€ такой есть — досталс€ от прабабушки. —ейчас в его арсенале несколько утюгов. ѕомимо швейной машины ¬алерий пользуетс€ оверлоком, различными колодками и дерев€нными формами. —амому мастеру в классическом костюме нравитс€ своеобразна€ элитарна€ эстетика. ќн каждый день носит сшитую своими руками классику — не только костюм, но и пальто. ѕризнаетс€, что в джинсах и кроссовках его можно увидеть, но только во врем€ зан€тий спортом — молодой человек увлечен скейт- и сноубордингом.


—овременную одежду дл€ повседневной носки он не ругает, но и не жалует: не понимает, зачем люди трат€т на парки или кроссовки от модных брендов сотни тыс€ч рублей. Ќо больше молодому человеку не нравитс€ универсальный подход к пошиву одежды.

— ќбычно ткани дл€ создани€ формы дублируют более плотной тканью — используют дублерин или флизелин. Ќо они не пропускают воздух. ѕри использовании этих материалов на самом деле нельз€ создать форму по фигуре человека, — отмечает ¬алерий. 

Ўить такие костюмы на целую страну невозможно

ƒо недавнего времени весь процесс производства костюмов проходил в Ќоводвинске, в то врем€ как покупатели в основном находились в јрхангельске — в основном это мужчины за 30 лет, есть клиент из —анкт-ѕетербурга. —егодн€ мастерска€ обустраиваетс€ в јрхангельске. “ак ее создатели хот€т расширить свою аудиторию, рассказать ей, почему мужчины чаще всего одеваютс€ плохо. ’от€, отмечает ¬алерий, сильно расширитьс€, работать на клиентов за пределами города им пока все равно не удастс€. “ехнологи€ bespoke требует присутстви€ заказчика в мастерской: индивидуального сн€ти€ мерки и нескольких примерок.

¬ мечтах ¬алери€ √аничева — ездить со своим ателье по городам –оссии
¬ мечтах ¬алери€ √аничева — ездить со своим ателье по городам –оссии

— ¬ пределах страны развить индивидуальный пошив сложно. ≈сть така€ штука, как «транк шоу», когда ателье едут по городам или странам к своим клиентам сами, останавливаютс€ в мастерских или просто отел€х, снимают мерки, шьют. ¬ какой-то степени это развивает культуру, но представить такое в –оссии сложно, — комментирует ¬алерий √аничев.

ѕомимо того, что культура классического костюма развита мало, в стране нет и ткацких производств, готовых обеспечить ателье высококачественными ткан€ми. 

— ¬ јрхангельске сложно что-либо найти, как и в ћоскве, и в —анкт-ѕетербурге. “кани сто€т больших денег, например, пальтовые ткани, кашемир — 700 евро за метр. Ёто же как купить машину. „аще приходитс€ заказывать ткани и фурнитуру из јнглии и »талии, — по€снил портной. 

¬згл€д на профессию

—вой необычный в наши дни взгл€д на профессию ¬алерию √аничеву иной раз приходитс€ и защищать, но он всегда обращаетс€ к ее истории: портной и закройщик изначально были мужскими професси€ми, поэтому он просто верен традици€м.

ћолодой человек признаетс€, что не очень любит, когда о нем говор€т как о дизайнере или модельере — ведь они только придумывают идею и дают техническое задание, а сами при этом ничего не реализуют.

¬алерий также до сих пор делает бабочки
¬алерий также до сих пор делает бабочки

— ћне всегда казалось, что если ты творец, то должен творить до конца. Ќаучись делать всЄ и совмещать в себе все роли. “ы должен то, чем ты занимаешьс€, знать досконально. ћне не нравитс€, что есть ателье, где владельцы не умеют шить. я думаю, что идейный вдохновитель должен уметь это делать. я никогда не смотрю на дизайнеров, не вдохновл€юсь ими. я смотрю на ателье, на известных портных, закройщиков, — объ€сн€ет свою позицию ¬алерий.