Легенда Америки и мотоциклы с тату: что скрывает подземная парковка в Архангельске

В столице Поморья уже год работает музей авто- и мототехники с историей

Поделиться

Желание превратить накопления архангельских коллекционеров в музей возникло около двух лет назад

Фото: Кристина Полевая

Знаменитый «горбатый» «Запорожец», свадебная «Чайка», армейские автомобили из Америки, а также советские «Ижи», «Уралы» и «Юпитеры» и «Явы». Больше сотни свидетелей прошлого, когда-то браво покорявших улицы русских и зарубежных городов, расположились на подземной парковке на Воскресенской улице. Здесь уже год работает музей автомототехники. Корреспонденты 29.ru заглянули внутрь и узнали, как собиралась необычная экспозиция, откуда привозят экспонаты и почему техника объединяет поколения.

Музей начинается с улицы

В начале октября на Воскресенской появился брутальный арт-объект — модель мотоцикла, созданная в стиле стимпанк. Он сразу привлёк внимание архангелогородцев: «железного коня» в несколько увеличенных размерах легко можно оседлать для эффектной фотографии.

Мотоцикл создавался около года в творческой мастерской, занимающейся металлическими скульптурами. Мастера — Алексей Медведков и Максим Булыгин — создавали некий памятник мотоциклу, но при этом в творческом подходе их никто не ограничивал: не было даже ориентира на конкретную модель.

Элементами памятника мотоциклу стали самые неожиданные вещи из обихода, например, носик самовара

Элементами памятника мотоциклу стали самые неожиданные вещи из обихода, например, носик самовара

Экспонат получился уникальным из-за того, что создавался он из самых неожиданных деталей: тут и плафон уличного фонаря, и носик самовара, и урны для бумаги, и сидения от газонокосилок. Всё это — металлолом, который обрёл вторую жизнь.

— От мотоцикла в нём нет ничего, хотя многие верят, что он настоящий, рабочий. Его сделали суперхудожники. Продумать всё до мельчайших деталей стоило огромного труда. Позже нам пришлось озаботиться антивандальным вопросом, потому что его сразу покрыли дети, по ночам уже пытались раскачивать взрослые. Мы покрыли его специальным керамическим лаком, усилили крепления, — рассказывает нам куратор всего музейного проекта Александр Травин.

Теперь модель мотоцикла — визитная карточка музея

Теперь модель мотоцикла — визитная карточка музея

Именно от этого уличного экспоната, служащего теперь визитной карточкой музея, начинается наша экскурсия в мир ретроавтомототехники.

Миссия — сохранить дух эпох

Основная экспозиция расположилась на большой подземной парковке. Здесь всё напоминает реальную парковку со стройными рядами автомобилей и мотоциклов, только за каждым из них — целая история, а вокруг очень чисто.

Мысль создать музей родилась у сообщества архангельских коллекционеров ретроавтомобилей и мототехники. Раньше увидеть раритеты могли только их друзья и знакомые — всё было скрыто от посторонних глаз в гаражах. Около двух лет назад дело пошло: технику начали свозить в один ангар и потихоньку копить экспонаты, дополнять их компанию новыми. И лишь в прошлом году их накопилось достаточно для того, чтобы создать полноценную экспозицию.

Мотоциклы, мотоколяски, военная техника, автомобильная классика советского периода и машины, на которых могли себе позволить разъезжать партийные чиновники, — всё это наполняет парковку.

Эта «Чайка», рассказывают в музее, возможно, стояла у одного из архангельских ЗАГСов

Эта «Чайка», рассказывают в музее, возможно, стояла у одного из архангельских ЗАГСов

Изначально линейка экспонатов должна была представить транспортную историю с 30-х по 70-е годы, но, само собой, пришлось расширить спектр интересов: некоторые экземпляры предлагали взять в коллекцию обычные горожане, другие очень хотелось приобрести самим создателям музея. Теперь самые современные экспонаты датируются 2005 годом выпуска.

И сейчас в музей часто приходят любители техники, предлагая мотоциклы из собственных запасов. На такие предложения музей откликается нечасто: умельцы в гаражах, как правило, долго колдуют над тем, что предлагают, меняя старые детали на новые, а дух времени пропадает.

Координатор музейного проекта — Александр Травин

Координатор музейного проекта — Александр Травин

— Предлагали нам как-то очень редкий мотоцикл — посмотрели. Оказывается, что рама-то родная, а всё остальное — новодел. Так и хочется сказать: «Зачем ты лезешь?». Но для него это лишь средство передвижения, а для нас — историческая ценность. Сущность музея и заключается в том, чтобы через автомобили и мотоциклы показать жизнь нашей страны, зафиксировать определенную эпоху, — замечает координатор Александр Травин.

Пополняется коллекция музея теперь путем тщательных поисков на специализированных сайтах и творческих командировок, которые совершает в основном директор музея Григорий Гусев: как по России, так и за границу.

Уже на месте решается, что делать с новым свидетелем истории дальше: нуждается ли он в реставрации, перекрасить его или оставить родную краску.

«Разбираем всё — до последней спицы»

Все экспонаты музея представлены линейками моделей — от самых первых до современных. Например, коллекцию известных всем мотоциклов «Иж» начинают раритеты 30-х годов. Их намеренно обошла реставрация — чтобы не убить след времени. Рядом с ними мотолегенда — Л-300, в 1933 году выпущенный на заводе «Красный Октябрь».

Мотоциклы с самой давней историей — они «родились» еще в 30-х

Мотоциклы с самой давней историей — они «родились» еще в 30-х

Когда экспонат приезжает в Архангельск, его полностью разбирают на детали. Делается это для того, чтобы выяснить, какие детали уже были заменены на новые, или что из оригиналов прогнило и всё же нуждается в обработке. Координатор проекта рассказывает о довыставочной работе так:

— Всё раскладывается — до последней спицы, обрабатывается. Вся эта техника достаточно старая, гнилая, поэтому приходится всё пескоструить. Детали мы хромируем, красим, рисуем на корпусе, моторы делаем. Потом начинаем обратно собирать. Стараемся, конечно, все детали сохранить или найти оригинальные, вплоть до фонариков родных ищем.

Реставрацию вновь прибывшая техника проходит сначала в гаражах у специалистов. За время работы музея подобралась целая команда мастеров: механиков, автоэлектриков, аэрографов. А наносить фирменные знаки, максимально приближенные к оригинальным, привлекали настоящих татуировщиков.

Автогерои советских фильмов в подземном Архангельске

Помимо мотоциклов в зале представлена и совсем нестандартная техника. Например, увидеть здесь можно мотоколяски, выпускавшиеся в послевоенные годы для инвалидов, трициклы и педальные машинки, известные всем детям в СССР. Из автомобилей красуются здесь чёрная «Чайка», «Жигули», «Москвич», «Победа», «Волга» и «Запорожец». Почти все эти модели в разное время становились героями фильмов Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, а архангелогородцы могут рассмотреть их вблизи. Их реставрировали так, чтобы всё соответствовало оригиналу и внутри, и снаружи.

Так знаменитый «горбатый» восстановлен изнутри

Так знаменитый «горбатый» восстановлен изнутри

— «Запорожец», в народе — «горбатый», мы сделали практически из ничего. Поменяли внутри обивку — родной салон был тряпочный, искали детали, красили какие-то элементы под оригинал. Целая проблема найти приёмник в машину: все ведь ставили новые, а старые просто выкидывали, не думая, что мода когда-то вернётся, — пояснил Александр Травин.

Ещё одна гордость музея — линейка военной техники: здесь и легенда Америки — мотоцикл «Харли-Дэвидсон», американский армейский автомобиль Dodge WC52 и плавающий автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967.

Многие автомобили и мотоциклы имеют государственные номера, они зарегистрированы, на них даже можно ездить. Только выезжают они на улицы города нечасто: на городские мероприятия или выставки ретротехники. Но, несмотря на такую малую активность, до сих пор способны доказать, что их мощности сохранились.

Тот самый Dodge WC52

Тот самый Dodge WC52

— В Архангельске был слёт городов воинской славы — на Краснофлотском. Там развернулся целый патриотический лагерь. Мы туда тоже приехали с нашим «Доджем». И интересный момент: на серьезных машинах — на «Ленд-Крузерах» — приехали туда участники. И они там позастревали. И кто всех вытаскивал? Наш «Додж», — вспомнил координатор.

Сейчас в музейных планах — добавить в общую экспозицию элементы интерактива. Среди посетителей часто оказываются бабушки, дедушки и их внуки. По словам экскурсовода Никиты Галкина, эти межпоколенческие посещения музея всегда подразумевают ностальгические рассказы взрослых о прошлом. Рассказам не хватает пока мультимедийной картинки: наглядно показать молодому поколению, как работает двигатель, как выглядит машина в разрезе. Всем этим создатели музея обещают его со временем обеспечить.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 окт 2018 в 16:50

Годится. - Молодцы.