∆елание превратить накоплени€ архангельских коллекционеров в музей возникло около двух лет назад
∆елание превратить накоплени€ архангельских коллекционеров в музей возникло около двух лет назад

«наменитый «горбатый» ««апорожец», свадебна€ «„айка», армейские автомобили из јмерики, а также советские «»жи», «”ралы» и «ёпитеры» и «явы». Ѕольше сотни свидетелей прошлого, когда-то браво покор€вших улицы русских и зарубежных городов, расположились на подземной парковке на ¬оскресенской улице. «десь уже год работает музей автомототехники.  орреспонденты 29.ru загл€нули внутрь и узнали, как собиралась необычна€ экспозици€, откуда привоз€т экспонаты и почему техника объедин€ет поколени€.

ћузей начинаетс€ с улицы

¬ начале окт€бр€ на ¬оскресенской по€вилс€ брутальный арт-объект — модель мотоцикла, созданна€ в стиле стимпанк. ќн сразу привлЄк внимание архангелогородцев: «железного кон€» в несколько увеличенных размерах легко можно оседлать дл€ эффектной фотографии.

ћотоцикл создавалс€ около года в творческой мастерской, занимающейс€ металлическими скульптурами. ћастера — јлексей ћедведков и ћаксим Ѕулыгин — создавали некий пам€тник мотоциклу, но при этом в творческом подходе их никто не ограничивал: не было даже ориентира на конкретную модель.

Ёлементами пам€тника мотоциклу стали самые неожиданные вещи из обихода, например, носик самовара
Ёлементами пам€тника мотоциклу стали самые неожиданные вещи из обихода, например, носик самовара

Ёкспонат получилс€ уникальным из-за того, что создавалс€ он из самых неожиданных деталей: тут и плафон уличного фонар€, и носик самовара, и урны дл€ бумаги, и сидени€ от газонокосилок. ¬сЄ это — металлолом, который обрЄл вторую жизнь.

— ќт мотоцикла в нЄм нет ничего, хот€ многие вер€т, что он насто€щий, рабочий. ≈го сделали суперхудожники. ѕродумать всЄ до мельчайших деталей стоило огромного труда. ѕозже нам пришлось озаботитьс€ антивандальным вопросом, потому что его сразу покрыли дети, по ночам уже пытались раскачивать взрослые. ћы покрыли его специальным керамическим лаком, усилили креплени€, — рассказывает нам куратор всего музейного проекта јлександр “равин.

“еперь модель мотоцикла — визитна€ карточка музе€
“еперь модель мотоцикла — визитна€ карточка музе€

»менно от этого уличного экспоната, служащего теперь визитной карточкой музе€, начинаетс€ наша экскурси€ в мир ретроавтомототехники.

ћисси€ — сохранить дух эпох

ќсновна€ экспозици€ расположилась на большой подземной парковке. «десь всЄ напоминает реальную парковку со стройными р€дами автомобилей и мотоциклов, только за каждым из них — цела€ истори€, а вокруг очень чисто.

ћысль создать музей родилась у сообщества архангельских коллекционеров ретроавтомобилей и мототехники. –аньше увидеть раритеты могли только их друзь€ и знакомые — всЄ было скрыто от посторонних глаз в гаражах. ќколо двух лет назад дело пошло: технику начали свозить в один ангар и потихоньку копить экспонаты, дополн€ть их компанию новыми. » лишь в прошлом году их накопилось достаточно дл€ того, чтобы создать полноценную экспозицию.

ћотоциклы, мотокол€ски, военна€ техника, автомобильна€ классика советского периода и машины, на которых могли себе позволить разъезжать партийные чиновники, — всЄ это наполн€ет парковку.

Ёта «„айка», рассказывают в музее, возможно, сто€ла у одного из архангельских «ј√—ов
Ёта «„айка», рассказывают в музее, возможно, сто€ла у одного из архангельских «ј√—ов

»значально линейка экспонатов должна была представить транспортную историю с 30-х по 70-е годы, но, само собой, пришлось расширить спектр интересов: некоторые экземпл€ры предлагали вз€ть в коллекцию обычные горожане, другие очень хотелось приобрести самим создател€м музе€. “еперь самые современные экспонаты датируютс€ 2005 годом выпуска.

» сейчас в музей часто приход€т любители техники, предлага€ мотоциклы из собственных запасов. Ќа такие предложени€ музей откликаетс€ нечасто: умельцы в гаражах, как правило, долго колдуют над тем, что предлагают, мен€€ старые детали на новые, а дух времени пропадает.

 оординатор музейного проекта — јлександр “равин
 оординатор музейного проекта — јлександр “равин

— ѕредлагали нам как-то очень редкий мотоцикл — посмотрели. ќказываетс€, что рама-то родна€, а всЄ остальное — новодел. “ак и хочетс€ сказать: ««ачем ты лезешь?». Ќо дл€ него это лишь средство передвижени€, а дл€ нас — историческа€ ценность. —ущность музе€ и заключаетс€ в том, чтобы через автомобили и мотоциклы показать жизнь нашей страны, зафиксировать определенную эпоху, — замечает координатор јлександр “равин.

ѕополн€етс€ коллекци€ музе€ теперь путем тщательных поисков на специализированных сайтах и творческих командировок, которые совершает в основном директор музе€ √ригорий √усев: как по –оссии, так и за границу.

”же на месте решаетс€, что делать с новым свидетелем истории дальше: нуждаетс€ ли он в реставрации, перекрасить его или оставить родную краску.

«–азбираем всЄ — до последней спицы»

¬се экспонаты музе€ представлены линейками моделей — от самых первых до современных. Ќапример, коллекцию известных всем мотоциклов «»ж» начинают раритеты 30-х годов. »х намеренно обошла реставраци€ — чтобы не убить след времени. –€дом с ними мотолегенда — Ћ-300, в 1933 году выпущенный на заводе « расный ќкт€брь».

ћотоциклы с самой давней историей — они «родились» еще в 30-х
ћотоциклы с самой давней историей — они «родились» еще в 30-х

 огда экспонат приезжает в јрхангельск, его полностью разбирают на детали. ƒелаетс€ это дл€ того, чтобы вы€снить, какие детали уже были заменены на новые, или что из оригиналов прогнило и всЄ же нуждаетс€ в обработке.  оординатор проекта рассказывает о довыставочной работе так:

— ¬сЄ раскладываетс€ — до последней спицы, обрабатываетс€. ¬с€ эта техника достаточно стара€, гнила€, поэтому приходитс€ всЄ пескоструить. ƒетали мы хромируем, красим, рисуем на корпусе, моторы делаем. ѕотом начинаем обратно собирать. —тараемс€, конечно, все детали сохранить или найти оригинальные, вплоть до фонариков родных ищем.

–еставрацию вновь прибывша€ техника проходит сначала в гаражах у специалистов. «а врем€ работы музе€ подобралась цела€ команда мастеров: механиков, автоэлектриков, аэрографов. ј наносить фирменные знаки, максимально приближенные к оригинальным, привлекали насто€щих татуировщиков.

јвтогерои советских фильмов в подземном јрхангельске

ѕомимо мотоциклов в зале представлена и совсем нестандартна€ техника. Ќапример, увидеть здесь можно мотокол€ски, выпускавшиес€ в послевоенные годы дл€ инвалидов, трициклы и педальные машинки, известные всем дет€м в ———–. »з автомобилей красуютс€ здесь чЄрна€ «„айка», «∆игули», «ћосквич», «ѕобеда», «¬олга» и ««апорожец». ѕочти все эти модели в разное врем€ становились геро€ми фильмов Ћеонида √айда€ и Ёльдара –€занова, а архангелогородцы могут рассмотреть их вблизи. »х реставрировали так, чтобы всЄ соответствовало оригиналу и внутри, и снаружи.

“ак знаменитый «горбатый» восстановлен изнутри
“ак знаменитый «горбатый» восстановлен изнутри

— ««апорожец», в народе — «горбатый», мы сделали практически из ничего. ѕомен€ли внутри обивку — родной салон был тр€почный, искали детали, красили какие-то элементы под оригинал. ÷ела€ проблема найти приЄмник в машину: все ведь ставили новые, а старые просто выкидывали, не дума€, что мода когда-то вернЄтс€, — по€снил јлександр “равин.

≈щЄ одна гордость музе€ — линейка военной техники: здесь и легенда јмерики — мотоцикл «’арли-ƒэвидсон», американский армейский автомобиль Dodge WC52 и плавающий автомобиль-транспортЄр Ћуј«-967.

ћногие автомобили и мотоциклы имеют государственные номера, они зарегистрированы, на них даже можно ездить. “олько выезжают они на улицы города нечасто: на городские меропри€ти€ или выставки ретротехники. Ќо, несмотр€ на такую малую активность, до сих пор способны доказать, что их мощности сохранились.

“от самый Dodge WC52
“от самый Dodge WC52

— ¬ јрхангельске был слЄт городов воинской славы — на  раснофлотском. “ам развернулс€ целый патриотический лагерь. ћы туда тоже приехали с нашим «ƒоджем». » интересный момент: на серьезных машинах — на «Ћенд- рузерах» — приехали туда участники. » они там позастревали. » кто всех вытаскивал? Ќаш «ƒодж», — вспомнил координатор.

—ейчас в музейных планах — добавить в общую экспозицию элементы интерактива. —реди посетителей часто оказываютс€ бабушки, дедушки и их внуки. ѕо словам экскурсовода Ќикиты √алкина, эти межпоколенческие посещени€ музе€ всегда подразумевают ностальгические рассказы взрослых о прошлом. –ассказам не хватает пока мультимедийной картинки: нагл€дно показать молодому поколению, как работает двигатель, как выгл€дит машина в разрезе. ¬сем этим создатели музе€ обещают его со временем обеспечить.