Страна и мир Эхо Нёноксы, билеты на Соловки и запреты: какие потрясения испытал турбизнес в Поморье этим летом

Эхо Нёноксы, билеты на Соловки и запреты: какие потрясения испытал турбизнес в Поморье этим летом

Итоги сезона подвели в региональной туристской ассоциации

Добраться этим летом на вертолёте до Соловков могли в основном местные жители

До некоторых туристических «жемчужин» Архангельской области этим летом добирались только самые стойкие. Соловки оказались малодоступны из-за ремонта взлетной полосы. С морским транспортом, идущим на Кий-остров, возникли проблемы. Старейшему работающему пассажирскому судну России «Н. В. Гоголь» запретили рейсы в Северодвинск. И вроде бы туристический сезон в области не был провальным, но и лёгким его не назовёшь. К такому выводу пришли на собрании членов региональной туристской ассоциации.

«Мы глупо выглядим — не знаем, что сказать людям»


Если бы не ремонт взлётно-посадочной полосы, сезон сложился бы удачнее. За 30 лет было несколько реконструкций, но, по словам Сергея Никулина, раньше для взлёта и посадки самолётов всё-таки оставляли площадку. В этот раз такого не было — на Соловки вплоть до начала ноября продолжат летать вертолёты. И даже не это самое страшное, считают туроператоры. Областные власти проинформировали о сроках ремонта слишком поздно. И подпитывали надежду, что полосу для самолётов Л-410 всё-таки оставят, а ремонт проведут поэтапно. Но не случилось.

— На начало января было забронировано порядка 500 билетов. Среднее количество билетов, которое востребовано для туристов, — это 1500–2000 штук в летний сезон. Все 500 человек получили отказ в билетах. Перенаправить поток через Кемь и Беломорск практически не удалось, потому что те, кто ехал, платежеспособны. Они хотели хорошую экскурсионку, комфорт. Билет на самолет — 7500 рублей. Экскурсия стоит от 4000 до 20 000 на человека, — констатирует директор фирмы «Помор-Тур» Сергей Никулин. — Февраль, март, апрель нам говорили, что найдется выход, будет субсидирование. И эти 500 человек ждали, у кого терпения хватало, до конца мая.

По подсчётам руководства «Помор-Тура», в этом сезоне они потеряли 90% туристов, собиравшихся на Соловки. И если россияне ещё как-то смогли понять и простить, то иностранцы были в шоке — для них такое неприемлемо. Крайней в таком случае остаётся туркомпания, чья репутация страдает.

— Мы, например, направляли англичан через Апатиты. Фирма, которая направляла туристов в Россию, потеряла порядка миллиона рублей, — добавляет Никулин.

Главная альтернатива авиаперелётов на Соловки — водный транспорт. Но это не вариант для людей в возрасте, а их среди туристов большинство.

— На Соловки едут в основном туристы среднего и пожилого возраста. И это не намного дешевле, чем добраться на самолёте из Архангельска. Ещё одна трудность — на обратном пути под рейсовый катер, который идёт с Соловков, поезд не подходит. Если вперёд мы еще можем уехать, то на обратном пути у нас ночевка в Кеми, — рассказывает директор туристического центра Виктория Булатова. — Из-за того что приходилось менять логистику, количество дней мы уменьшили.

Туристам можно это объяснить, но это стоит наших нервов и репутации. Мы глупо выглядим, потому что не знаем, что сказать людям

С такими логистическими сюрпризами Архангельская область ещё больше проигрывает Карелии, через которую идёт основной поток туристов на Соловки. «Жемчужина» Поморья «уплывает» в руки соседей — пусть и в туристическом плане, но разве это не деньги?

«Ситуация была катастрофическая»


С путешествиями на другую «жемчужину» местного турбизнеса — Кий-остров — тоже нынешним летом было непросто. Конечно, дорога на Онегу с каждым годом всё хуже, и это привлекательности маршруту не добавляет. Но козыри в этот раз разыграла природа. Из-за штормов отменяли рейсы, люди отказывались ждать подходящей погоды. Как рассказывает Сергей Никулин, летом сломалось пассажирское судно «Капитан Митягин», оно могло перевозить до 200 человек. Замену найти не смогли. Из-за этого поток туристов уменьшился вдвое. Возили их на небольшом судне по 30 человек. Причалить к острову оно могло только во время прилива.

— В результате 30 человек сейчас, через 12 часов следующие 30 и так далее. В этой ситуации любая непогода просто ударит по этому сообщению. И она ударила в июле. Первый заезд — 2–11 июля — был отменен. Потому что желающих почти не было. 12–21 июля — три дня штормило. Группа из 36 человек застряла на четыре дня в Архангельске, потому что катер был полный. Свободный катер появлялся только на четвёртый день. И эта ситуация была катастрофическая. Кто-то был готов сидеть четыре дня в Архангельске, кто-то уже заехал в Онегу и сидел на чемоданах там. Спасибо руководству Кий-острова, людям, которые пытались решить проблему. Но всё-таки транспортная составляющая — не их стезя.

Большая часть туристов отказалась от поездки 1–10 августа — тоже из-за шторма. По той же причине из пяти двухдневных туров состоялись только два.

Кий-остров от туристов отрезали штормы

Без рейсов в Северодвинск, без съемок и Красной Пристани


Пароход-колёсник «Н. В. Гоголь» этим летом тоже заставил говорить о себе. По распоряжению капитана порта Архангельск с 23 июля прогулочному судну запретили возить пассажиров по маршруту в Северодвинск. Оказывается, он не входит в перечень внутренних водных путей регионального значения. Когда владелец — Центр судоремонта «Звёздочка» — узнал о запрете, пароход уже выполнил 12 рейсов. А ведь это было новое туристическое направление, на которое делали ставку и «Помор-Тур», и «Звёздочка». Теперь ситуацию пытаются урегулировать через областной Минтранс. «Легализуют» ли маршрут к следующей навигации, пока непонятно. Об этом рассказал директор парохода Олег Девятов.

В августе «Гоголь» должен был превратиться в съёмочную площадку. В Архангельске планировались съемки фильма «Двенадцать стульев», ждали исполнителя главной роли Дмитрия Нагиева. Но не дождались — всё перенесли на 2020 год. Объяснили это занятостью телезвезды. Но были и другие причины, говорит Олег Девятов. Киношников заинтересовала Красная Пристань, её рассматривали как одну из локаций фильма. Но официально там не разрешено принимать и высаживать пассажиров, хотя причалы пристани идеально для того подходят.

— Это гидротехническое сооружение, построенное в центре Архангельска, с пешеходной зоной — и всё. Хотя технически прекрасные причалы. Хорошая логистика — центр города, — замечает Олег Девятов. — Но Красная Пристань даже не введена в границы города Архангельск. И причалы не прошли сертификацию по транспортной безопасности. Это чисто бюрократическая работа. До настоящего времени оператором причалов был Фонд имущества Архангельской области.

Обещаниями, что Красная Пристань откроется, нас снабжали на протяжении четырёх лет

Пока «Н. В. Гоголь» принимает пассажиров, стоя у причала морского-речного вокзала. Эти причалы принадлежат «Росморпорту». Там же базируются его ледоколы, туда приходят другие пассажирские суда — например, «Русь Великая». Если пришвартованы несколько судов, «Гоголю» приходится «встраиваться» между ними, и не всегда это удаётся. Всё-таки маневренность у старинного парохода не такая, как у современных судов. Иногда приходилось отменять рейсы, потому что колёсник просто не смог подойти к причалу. Так что это ещё одна причина, почему судовладелец надеется на открытие Красной Пристани. Всё это обсуждали на недавней встрече представителей правительства области и местных туроператоров.

Пароход обычно стоит на Красной Пристани, но пассажиров принимает на МРВ

— Мы на совещании с одной стороны слышим — министр транспорта выступает: «Мы будем проводить, в течение полутора или двух лет добьёмся, чтобы эти причалы были введены. И на том же совещании господин Заборский говорит о том, что причалы Красной Пристани в общем-то не нужны, потому что они финансово не интересны никому — не могут найти инвестора, чтобы он их содержал: «Прекрасная прогулочная зона, зачем мы ее будем загромождать элементами транспортной безопасности». Это небольшой заборчик должен быть поставлен от края причала на каком-то метраже. Ну мы говорим: «Сделайте забор в какой-то стилистике, не обязательно воткнуть и замотать колючей проволокой».

Проблема с инфраструктурой не позволяет пустить колёсник до Новодвинской крепости — областные власти ждут федеральных вложений в реконструкцию памятника. Примерно так же дело обстоит с возобновлением ручных прогулок до Котласа и обратно. Эти рейсы прекратились в 2012 году из-за обмеления Северной Двины. Дноуглубление требуется всего на нескольких участках. Но денег на это, как всегда, нет. Ради одного только «Н. В. Гоголя» искать их не собираются.

Эхо Нёноксы


Когда произошёл взрыв на военном полигоне вблизи Нёноксы, более 40 состоятельных немецких туристов собирались выйти на турмаршрут по Архангельской области. Караван из 20 с лишним внедорожников дошёл до Каргополя. Вот-вот должен был начаться пробег караванеров — местные туроператоры впервые его организовали для иностранцев.

— Этот тур — самое лучшее, можно увидеть самое интересное: Белое море, тайга, много природы, деревянного зодчества. Эти парни даже сами проехали маршрут, сказали: «Ты был прав, отлично», — говорит директор каргопольского турбюро «Лаче» Радик Аднобаев.

Надо было продолжать тур — ехать в Онегу и далее в сторону Архангельска. Но полной информации об уровне радиационного заражения не было. По словам Радика Аднобаева, туроператоры обратились в областное Министерство культуры, просили проинформировать зарубежных туристов. Пять дней была тишина, потом последовал ответ, что Роспотребнадзор ужё все сказал. Тогда зарубежный организатор поездки решил, что туристы поедут по Вологодской области.

— Когда губернатор сказал — если не врут, — что может приехать в Нёноксу и искупаться, почему он не поехал? Съездил бы с Зеновской и искупался в море с дозиметром: «Вот видите, ребята, ничего страшного». Но ничего подобного сделано не было. Я же сам не могу на себя взять ответственность и сказать, что всё нормально.

На Вологодчине иностранцам понравилось. И уже следующий тур они планируют снова провести там. О том, как ещё инцидент в Белом море сказался на региональном туризме, мы писали в августе.

Мир, дружба, туризм


Поговорив о наболевшем, руководители турфирм сошлись на одном: их спасают партнёрские отношения. Казалось бы, они друг другу конкуренты, но турбизнес по-архангельски выживает только в симбиозе. Например, вместе разработали брендовый тур по Архангельску, Северодвинску и Малым Корелам, который продают 8 компаний.

— У нас достаточно сложный бизнес, и, если мы не будем подсказывать и помогать друг другу, тогда будет очень тяжело, — выразила общее мнение Виктория Булатова.

И всё-таки провальным этот высокий сезон назвать нельзя. Это подтверждают в областной туристской ассоциации. Данные по количеству путешественников озвучат в конце октября. В первом полугодии регион посетили около 180 тысяч человек — практически столько же было и первой половине 2018 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления