Проблема бездомных животных, увы, в Архангельске не теряет своей остроты. Один из последних скандалов, который взбудоражил всех неравнодушных – ситуация, которая сложилась с пунктом передержки бездомных животных «Петр Первый». В начале декабря зоозащитники признали в нем «собачий концлагерь», откуда хвостатые отправлялись в мир иной. Однако представители «Петра Первого» не согласны с предъявленными им обвинениями. Они убеждены, что помогали братьям нашим меньшим.
«Они лежали на собственных обледеневших экскрементах»
Строительно-ремонтная организация «Петр Первый» отловом беспризорных животных занялась летом этого года. Рядом с офисом фирмы, на Гагарина, 44 был организован пункт передержки. Хозяин фирмы утверждает, что условия содержания животных соответствовали всем нормам: внутри гаража оборудованы клетки, утепленные опилками и специальной клеенкой. Животных выгуливали, кормили, поили.
Только вот зоозащитники лишь невесело смеются, когда это слышат. По их словам «Петр Первый» – компания живодеров, которые держали своих пойманных подопечных в собачьем аду. Стало известно об этом в начале декабря. Зоозащитник Вера Яковлева этот пункт передержки нашла, можно сказать, случайно, когда бросилась на поиски собаки-любимицы всего двора: «Пропала собака, я стала искать. Наткнулась на эти гаражи я 1 декабря. На улице было минус 25 градусов, животные замерзали. Они лежали на собственных обледеневших экскрементах. У одной собаки были отморожены лапы, также там находились и щенки, от голода похожие на скелеты. Это ужасно. Один из этих щенков сейчас живет у меня. Первое время он вообще не отходил от миски, спал с ней. Ощущение, будто еды до этого он не видел».
Волонтеры написали заявление в прокуратуру. «Грязно, холодно, голодные собаки скулят и воют», – говорится там. В пункт передержки приезжала полиция. В тот же вечер там была депутат Архангельского областного Собрания Надежда Виноградова. Ее пустили в вольеры, она рассказала журналистам, что собаки находятся, как ей показалось, в неплохом состоянии, их кормят, но при этом оговорилась, что она не специалист. Зоозащитники просили отдать им собак, но всех забрать не удалось. Владельцы пункта передержки отметили, что оставшиеся псы ждут своих хозяев – у каждого животного есть карточка, где записано имя владельца. Некоторые же очевидцы утверждают, что животные в гараже то появлялись, то пропадали неизвестно куда: «Коротков и его люди порой не могли дать четкого объяснения, где собаки. У нас нет доказательств, но мы слышали разговоры об утилизации животных, сдаче их для опытов в перспективе».
«12 декабря животных украли»
Дальше начала разворачиваться прямо-таки детективная история. Директор компании «Петр Первый» Вадим Коротков рассказал, что любители животных, на его взгляд, вели себя не совсем адекватно: «Они хотели выпустить собак. Некоторых забрали. Они жалуются, что собак не отдавали, это не так. После 10 декабря собаки уже были не в нашем ведении, мы отвезли их в вольеры ветеринарной клиники «Витагор». Оттуда 12 декабря животных украли. Мой товарищ видел, что тусуются какие-то люди, но значения этому не придал. А потом собак не стало. Наутро будущий хозяин одного из псов приехал за животным, но мы увидели лишь сломанные замки и пустые клетки. Врачи «Витагора» сказали, что они что-то слышали, но вмешаться не решились. По их словам, в клинику звонила женщина, голос был похож на Лию Виттель из «Островка надежды», она угрожала митингами, которые помешают работе клиники, если врачи будут мешать их деятельности».
На месте бывшего места содержания собак теперь пусто. На белом снегу – ошметки замка, следы взлома, о котором говорят сотрудники «Петра Первого». Нам показывают фарш, сухой корм, приготовленный для пропавших псов.
А были ли собаки действительно украдены? Координатор Архангельского отделения центра защиты прав животных «Вита» Алексей Скробанский рассказал, что на самом деле 12 декабря волонтеры хотели забрать оставшихся собак, но в этот день Вадим Коротков позвонил и сказал, что никаких животных у него уже нет, они, мол, отданы новым хозяевам. Зоозащитники считают, что история с кражей – чистой воды фальсификация, организованная компанией «Петр Первый», чтобы выставить себя жертвой.
Руководитель приюта для собак Лия Виттель прокомментировала сложившуюся ситуацию: «Про обвинения. Меня не волнует, что говорит Вадим Коротков. Это дело полиции, пусть разбираются. До того, как животных якобы украли, он звонил нашему юристу, сказал, что все собаки отданы. Что касается его пункта передержки – животные не выгуливались, в «вольерах» торчала рабица, которая ранила животных. Условия содержания указывают на то, что собаки попадали туда не для того, чтобы продолжать жизнь».
«Мы отняли их прибыльный бизнес»
Главное обвинение в адрес компании «Петр Первый» – жестокое обращение с животными, которое зачастую заканчивалось убийством. Вадим Коротков с этим не согласен: «За время работы нашей организации не было убито ни одной собаки, все они нашли хозяев, люди брали по три–четыре пса на охрану». Кроме того, эта версия произошедшего подразумевает, что у организации по отлову бездомных псов было соглашение с клубом любителей животных на предоставление площади 300 кв метров под питомник.
Звучит неплохо, но многие уверены, что это не соответствует действительности. Лия Виттель рассказала, что после 10 дней передержки была обязательна болезненная процедура эвтаназии: «Они говорят, что отдавали зверей в некое общество любителей животных. Но такого не существует! Мы пробовали найти какие-то контакты, адрес этой организации – нет ничего».
После того, как волонтеры «взялись» за данный пункт передержки бездомных животных, ветеринарная инспекция провела проверку в данной организации. «Петру Первому» был выписан штраф десять тысяч рублей за то, что собаки не были привиты от бешенства. По словам же ловцов собак, они как раз таки действовали по закону: «Мы подготовили документы в суд, чтобы обжаловать решение ветинспекции. Прививок не было, так как собаки находились на десятидневном карантине».
Строительно-ремонтная организация «Петр Первый» отловом беспризорных животных занималась по муниципальному контракту. По их словам, дело это было не то что не прибыльное, а скорее убыточное: «Нам сколько собака обходилась, столько счет и выставляли. Иногда за свой счет. Половину собак они могли вообще не закрыть по деньгам. Если брать последний заказ, то он обошелся заказчику в 44 800 рублей. По дополнительным соглашениям муниципальные контракты расторгались, и цена падала почти в два раза. Мы занимались этим потому, что никто этим не занимался».
Со стороны мало кто верит, что Вадим Коротков и его люди работали на голом энтузиазме. Зоозащитник Вера Яковлева поделилась своей точкой зрения: «"Петра первого" можно понять, ведь мы отняли их прибыльный бизнес. Сейчас их «манает» прокуратура, и эти люди пытаются сделать все, чтобы отмыться. Отлов бездомных животных – дело прибыльное. Клиника «Витагор» делала им все нужные справки. Так, одна собака была беременна, по бумагам же она уже ощенилась и все щенки были отданы хозяевам. Беременное животное было в жутком состоянии, местами без шерсти. Родившиеся потом щенки были не жизнеспособны, так как их мать голодала».
Мы не хотим давать какие-либо оценки, но очень надеемся: однажды в Архангельске животные перестанут быть предметом передела, и что муниципальные власти наконец займутся всерьез проблемой бездомных братьев наших меньших. Вместо того, чтобы сваливать это на совесть частных лиц и коммерческих фирм.
Фото: Фото из архива Веры ЯКОВЛЕВОЙ, видео и монтаж Алексея МОЛОКОВСКОГО