В правительстве Архангельской области ответили на запрос 29.RU о судьбе 11 заказников, которые убрали из планов по развитию заповедной сети. Мы спросили у властей, как появилось это решение, обсуждалось ли оно с общественниками и экспертами, кто их сейчас арендует, почему они не включены в Концепцию развития особо охраняемых природных территорий в Архангельской области и что будет предпринимать правительство для того, чтобы их сохранить. Мы получили ответы на часть своих вопросов.
- Коротко о проблеме
- Почему из проекта новой схемы территориального планирования предлагают исключить 11 территорий?
- Кто арендует предложенные к исключению природные территории?
- Почему территории названных заказников не включены в Концепцию развития ООПТ до 2028 года?
- Будет ли правительство вносить изменения в действующую Концепцию развития ООПТ, и когда?
- Вопросы без ответа
Коротко о проблеме
29.RU уже дважды рассказывал о проблеме, с которой столкнулись сотрудники представительства Всемирного фонда природы (WWF) в Архангельской области: они обнаружили, что власти Архангельской области подготовили на утверждение новую схему территориального планирования, из которой исчезли 11 заповедных мест.
Ранее же по пока действующей схеме там намеревались создать либо расширить заказники или природные парки. Защитники природы писали письмо на имя врио губернатора Александра Цыбульского и получили ответы, которые их не удовлетворили. Они опасаются, что из-за изменившихся планов властей ценные леса могут быть вырублены. Об этом они подробно рассказывали в интервью.
Почему из проекта новой схемы территориального планирования предлагают исключить 11 территорий?
В ответе, который мы получили из департамента пресс-службы и информации, говорится, что первоначальной схемой территориального планирования Архангельской области (была утверждена в 2012 году) было запланировано создать и расширить в границах 23 особо охраняемых территории (ООПТ):
создать 9 заказников, 4 памятника природы, один природный парк;
расширить границы 6 существующих ООПТ.
На сегодня небольшая часть планов уже осуществлена — создали три заказника: Уфтюго-Илешский, Лекшмох и Двинско-Пинежский.
Как объясняют в правительстве области причины корректировки планов:
— В результате проведенного анализа по поручению губернатора Архангельской области научных обоснований необходимости создания новых и расширения существующих ООПТ регионального значения, вошедших в схему территориального планирования Архангельской области, установлено, что по ряду проектируемых и планируемых к расширению ООПТ регионального значения научные обоснования отсутствуют, некоторые из запланированных к созданию ООПТ регионального значения попадают в границы участков лесного фонда, переданных в аренду, или границы инвестпроектов. Таким образом, перечень проектируемых и планируемых к расширению ООПТ регионального значения был актуализирован.
По информации департамента, создание Верхнечеласского, Атлеки, Сойгинского, Волошского заказников и заказника в Ленском районе, Тиманского парка, а также расширение границ Устьянского, Пучкомского, Клоновского заказников были исключены из планов, потому что находятся в долгосрочной аренде у лесопользователей. А Солзинский палеонтологический заказник и дендрологический (ботанический) сад Северного научно-исследовательского института лесного хозяйства — «по причине отсутствия материалов обоснования создания там особо охраняемой природной территории».
Кто арендует предложенные к исключению природные территории?
В ответе перечислили действующих арендаторов тех территорий, которые исчезли из новой редакции схемы территориального планирования региона:
Устьянский природный парк: часть лесных участков передана в аренду группе компаний «Устьянский лесопромышленный комплекс» (ООО «ГК "УЛК"»);
заказник «Атлека»: часть участков в аренде у ГК «УЛК», еще часть — у компании «Каргопольский леспромхоз»;
Верхнечеласский заказник: часть в аренде у ГК «УЛК», еще часть — у группы компаний «Титан»;
Волошский заказник: часть участков в аренде у ЗАО «Лесозавод 25», часть — у «Титана», еще часть — у крестьянского хозяйства «Виноградов В. С.»;
заказник в Ленском районе: часть — в аренде у АО «Группа "Илим"»;
Ковжинский ландшафтный заказник: часть в аренде у «Лесозавода 25»;
Сойгинский заказник: часть в аренде у ГК «УЛК», часть — у «Группы "Илим"»;
Пучкомский заказник: часть в аренде у «Лесозавода 25»;
Клоновский заказник: часть лесных участков в аренде у ООО «Ваеньга Лес Пром»;
Тиманский заказник: часть в аренде у группы компаний «УЛК».
Все участки переданы в аренду для заготовки древесины, некоторые — в рамках приоритетного инвестпроекта по освоению лесов.
Почему территории названных заказников не включены в Концепцию развития ООПТ до 2028 года?
Это один из вопросов, которым задавались эксперты WWF, поскольку в правительстве им сказали, что схема планирования подстраивается под Концепцию. А в ней как раз таки нет тех 11 территорий, которые хотят сейчас исключить.
Вот что об этом документе нам смогли сказать:
— Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Архангельской области и план ее реализации на период до 2028 года разрабатывались на основе предоставленных материалов обоснования создания новых и расширения существующих ООПТ.
В ответе регионального правительства говорится, что создание ООПТ не является единственным способом территориальной формы охраны окружающей среды, а концепция сочетается с другими формами охраны природы: защитные леса и особо защитные участки лесов, леса высокой природоохранной ценности, водоохранные зоны, части территорий регионального значения традиционного природопользования с ограниченным режимом хозяйственного использования. Также говорится, что концепция разработана с учетом системы хозяйственной деятельности (лесопользование, недропользование) и перспектив ее развития.
Будет ли правительство вносить изменения в действующую Концепцию развития ООПТ, и когда?
В ответе из департамента пресс-службы и информации говорится, что в Концепцию могут быть внесены изменения при условии предоставления материалов, которые обосновывают создание новых особо охраняемых природных территорий. Если такие материалы будут, то изменения будут вносить только после окончания срока действия Концепции, то есть после 2028 года.
Вопросы без ответа
Несмотря на то что в официальном запросе об информации на имя врио губернатора Александра Цыбульского мы просили дать ответ по пунктам на каждый из вопросов, на некоторые из них мы не получили ответ без какого-либо пояснения:
В связи с чем правительство Архангельской области решило изменить схему территориального планирования Архангельской области и разработать проект новой схемы? Почему действующая схема нуждается в изменениях? Назовите причины этого решения;
Обсуждали ли члены правительства проект новой схемы с научным сообществом, с общественными организациями региона? В частности, было ли организовано обсуждение с представителями Всемирного фонда дикой природы? Если подобное обсуждение было, то когда оно происходило, в каком формате и каковы были результаты этого обсуждения? Если подобного обсуждения не было, то почему? И считает ли правительство Архангельской области и врио губернатора, что такое обсуждение необходимо провести до того, как проект схемы будет согласован и принят, и будет ли его проводить?
Срок реализации схемы территориального планирования Архангельской области установлен проектом до 2040 года, а Концепция развития ООПТ разработана до 2028 года. Значит ли это, что в период с 2029 по 2040 год правительство Архангельской области не планирует создавать в регионе особо охраняемые природные территории?
Что предпримет правительство Архангельской области для того, чтобы сохранить уникальные природные комплексы на территориях, которые названы, чтобы не допустить их промышленного использования арендаторами этих территорий?
Вопросы будут снова направлены в правительство области с просьбой предоставить контакты компетентного по теме лица из Министерства природных ресурсов и ЛПК, а также эксперта из научного сообщества, чтобы мы могли получить более развернутый комментарий по ситуации.