СЕЙЧАС -6°С
Все новости
Все новости

Жить самому, а «не рука в руке»: как в Архангельске детей с аутизмом учат быть самостоятельными

Педагоги рассказали, как занятия помогают адаптировать детей в обществе

Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений.

Поделиться

Педагоги архангельского Центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» — АНО ДО «Счастливое детство» реализовали в Архангельске проект по детской нейрокоррекции. Организация выиграла президентский грант, благодаря чему идея о создании кабинета нейромоторной коррекции воплотилась в жизнь.

Если говорить официальным языком, главная цель проекта — адаптировать детей в обществе и повысить их уровень качества жизни. Но как это работает на практике?

Родители должны быть готовы ко всему


Все начинается с беседы с родителями. Педагог центра, клинический психолог, нейропсихолог, АВА-терапист Надежда Прокофьева по специальным протоколам разбирает, какие факторы могут или уже повлияли на задержку развития ребенка.

Далее специалист общается с малышом, с помощью диагностических методик смотрит, в каких участках мозга идут нарушения. После этого Надежда разрабатывает для каждого индивидуальную программу и на ее основе проводит занятия. Один курс длится примерно два-три месяца, он рассчитан на 21 занятие по два раза в неделю, от 40 до 80 минут.

— В центре мы работаем с детьми с разными диагнозами — расстройство аутистического спектра, аутизм, синдром Дауна, различные задержки развития слуха, зрения. Работа по нейрокоррекции с детьми, у которых есть РАС, осложнена тем, что у детей может проявиться нежелательное поведение. Поэтому иногда на специалиста ложится дополнительная нагрузка — занятия приходится отложить и начать работу по коррекции поведения, а это может затянуться на два и три месяца, — отмечает Надежда Прокофьева.

Дыхание и движение помогают чувствовать себя и свое тело


Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений. Дыхательные способствуют релаксации и саморегуляции, ребенок учится владеть своим телом, чувствовать его, благодаря чему улучшается его психическое здоровье. 

— Мы делаем растяжку, двигаемся, ползаем, играем с мячом, используем методы арт-терапии. Если необходимо, подключаем массаж речевого аппарата. Затем переходим к занятиям на развитие внимания, памяти, мышления. Как правило, все они построены в игровой форме, — объясняет Надежда Прокофьева. — Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Приведу пример: есть дети, которым тяжело даже лечь на коврик. Поэтому все задания приходится адаптировать и подстраивать под малышей. В целом программа построена таким образом, что с каждым разом упражнения усложняются.

Специалисты отмечают — эффективность занятий для ребенка зависит в том числе и от родителей. Если с нормотипичным ребенком можно просто начать заниматься, то особенным детям к занятиям нужно готовиться. Кроме этого, часто занятия приходится дублировать.

— После того как я прописываю план занятия и провожу его с ребенком, план отдается родителям. Поскольку дети особенные, упражнения обязательно нужно прорабатывать и закреплять дома. Родители это хорошо понимают и работают. Для них это тоже дополнительная коммуникация с ребенком, хорошая эмоциональная зарядка. Многие отмечают, что дети стали раскрепощеннее, увереннее. Конечно, 21 занятия недостаточно, и такая работа с детьми должна идти на постоянной основе. Тем более что ребятам наши занятия очень нравятся, — говорит специалист.

Без АВА-терапии не обойтись


Далее дети начинают заниматься в группах, запускается процесс социализации. Под конец курса педагоги отмечают: ребенок начинает лучше понимать инструкции, обращенную речь, учится строить контакт с окружающими.

— Расстройство аутистического спектра — это тяжелое нарушение. Поэтому нейрокоррекция является дополнением к АВА-терапии, на которой строится основная работа с детьми с аутизмом. Если на занятиях мы более глубоко смотрим в причины задержки в развитии, то с помощью методик прикладного анализа поведения отрабатываем навыки. Лепим мы, занимаемся физкультурой или танцуем — так или иначе мы всеми силами стараемся, чтобы ребенок делал это сам, а «не рука в руке» с педагогом, как бывает в некоторых центрах, — считает Надежда Прокофьева.

Вместо педагога — метроном


Кроме этого, благодаря президентскому гранту в центре появился интерактивный метроном. Это специальная программа, установленная на компьютере, которая анализирует и диагностирует состояние ребенка, а после чего предлагает занятия и упражнения, над которыми необходимо работать. Получается, все то же самое, над чем работает Надежда, только процесс автоматизированный.

Поделиться

— На руки и ноги ребенка крепятся специальные датчики, по которым программа отслеживает, выполнено задание или нет. Компьютер отображает правильно и неправильно сделанные реакции, все это группируется, и следующие задания выдаются с учетом проделанной работы по степени сложности, — объясняет педагог.

Поделиться

Подготовка к школе начинается уже в октябре


Кроме этого проекта, педагоги центра «Другая сторона» уже начали готовить дошколят с РАС к новому учебному году. Проект по подготовке к школе впервые реализовали в 2018 году. По его результатам многие родители очень просили продолжить такую работу. В этом году организация выиграла президентский грант на реализацию второго проекта по подготовке детей к школе «Будущий первоклассник».

— Независимо от того, в какую школу пойдет ребенок, в коррекционную или общеобразовательную, к этому надо готовиться. Первый год в школе — стресс и для нормотипичного ребенка, а для детей с РАС двойной удар. Весь первый год ребенок тратит на то, чтобы адаптироваться к новым условиям, требованиям, ситуациям и людям, учится навыкам взаимодействия. За это время ему еще необходимо освоить общеобразовательную программу, что очень сложно физически. Поэтому наши дети должны быть еще более подготовлены к первому классу. К первому классу все наши дети учатся считать до десяти, читать, писать. Научиться этому в период адаптации в школе нереально, поэтому мы начинаем заранее и работаем основательно, — объяснила руководитель центра «Другая сторона» Анна Клиндюк.

Дети работают индивидуально и в мини-группах от четырех до шести детей, педагог занимается с ними по школьной программе.

Центр «Другая сторона» работает в Архангельске с 2015 года. Здесь проходят занятия с детьми по АВА-терапии, где у детей формируют основные навыки, занимаются развитием речи, игротерапией, творчеством и физической культурой. Кроме этого, при центре работает детский сад для детей с особыми образовательными потребностями. Подробнее о работе центра можно узнать по контактам ниже.

Центр реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона»;
Архангельск, ул. Урицкого, 68, корпус 1;
телефон: 
8 960 006-04-12;
группа во «ВКонтакте».

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter