Главный бухгалтер из Архангельска Оксана Чаус по вечерам спешит домой за город к другим делам: её ждут восемь собак, среди которых хаски, алабаи, беспородная дворняжка и бультерьер. А еще прядильный станок: наша героиня уже несколько лет сучит пряжу из собачьей шерсти, а после вяжет из ниток стильные теплые вещи — шапки, шарфы и варежки. Все этапы прядения и вязания она освоила сама и уверяет, что не перестает учиться. Корреспонденты 29.RU побывали у неё в гостях и узнали, как мастерица превратила любовь к животным и творчеству в своё любимое дело.
64 килограмма радости и «золотые мальчики»
В домашнюю мастерскую прядения мы отправились субботним утром. Оксана Чаус и Артём Юдинцев подробно объяснили, как добраться до их дома. Конечную точку мы сразу узнали по собачьему лаю на разные лады: в доме и рядом с ним разместились в вольерах их любимцы.
Раньше Оксана жила в квартире на 3-м Лесозаводе. Когда собак стало три (все хаски), пришло решение переехать за город. Всё потому, что эта свободолюбивая порода особенно нуждается в движении: они требуют длительных прогулок, а лучше тренировок. В городе из-за активности их приходилось выводить по одному: пока одна гуляла, две другие, оставшиеся дома, будто с укором жалобно смотрели в окно и поскуливали.
— Сначала у меня появился Дэф. Я поняла, что ему скучно. Взяли второго, потом третьего. Два хася попали к нам как отказники, с собаками не справились хозяева, — рассказывает Оксана. — Мы их забрали себе.
«Люди берут хаски, не зная, с чем они могут столкнуться»
Хаски нужны длительные прогулки — если вы погуляете с ней часа три, то собака будет вам только благодарна. Она просто будет спать, а не портить мебель, как у нас было в квартире. Хаски — не квартирные собаки. Рожденные бежать, поэтому с ними сложнее. Это можно сказать и про маламутов, и про самоедов. Им не нужны хозяева: им лишь бы бегать, они себе всегда сами всё найдут.
Теперь у Оксаны и Артёма четыре хаски. Самый первый из них, Дэф, — чемпион по красоте на собачьих выставках. Еще есть Бади и Кензо, а также задира и «золотой мальчик» — неоднократный участник и победитель выставок по всей России Бумер. Он объездил разные города, где не бывали хозяева, живет в отдельном вольере, несмотря на милую, радушную мордашку, своих собратьев не жалует — любит доказывать, какой он сильный.
В вольерах ещё два алабая — 64-килограммовая любительница мужчин Пэля и 70-килограммовый Джомар, он же Джем и Джама. Несмотря на внушительные размеры, оба обаятельны и миролюбивы. Хотя, конечно, сбить человека с ног они могут одним лишь приветствием. Хозяйка рассказывает, что Джомар жил раньше у другой женщины, но она переехала, а собаку с собой забрать не смогла — хотела передать её в УФСИН.
Дома в клетках соседствуют молодая дворняжка Мира, которую семья подобрала, узнав из соцсетей, что она нуждается в заботе, и суетливый бультерьер Гордей. Сейчас Гордею третий год — он готовится к своим первым гонкам. Вместе с Оксаной они будут участвовать в соревнованиях «Поморские кудесы — 2020», которую проводит 1–2 февраля в Матигорах Федерация ездового спорта Архангельской области — её создал Артём.
Все собаки — это примерно 300 килограмм живого веса. Так в шутку говорят о них хозяева. Если серьёзно, на содержание уходит не только много времени и сил, но и средств: это и корм (сухой преимущественно), и прививки, и оргвзносы для участия в выставках, и посещение перед ними грумеров.
Собаки сильно линяют дважды в год — в это время семья собирает их шерсть. От одного Джомара можно собрать за раз 600 грамм шерсти. Он, говорит Оксана, щедрый на это пес. С хаски при линьке тоже собирается ощутимый вес шерсти.
«Многие пряхи мне позавидуют»
Раньше наша собеседница только собирала шерсть и отдавала её пряхе в Архангельске. Когда та переехала в Санкт-Петербург, Оксана решила сама научиться прядению на дому — отдавать кому-то на пряжу такие объемы было дорого.
— У меня бабушка и мама пряли. Подумала, я же девушка с тремя высшими образованиями — должна это освоить! У мамы была электрическая самодельная прялка: она пряла овечью шерсть, ведь жили в деревне очень небогато, но передать навык она не смогла, всё подзабыла, — рассказала Оксана.
Курсов по прядению в интернете не так много — всю технологию наша героиня осваивала на дому. Зато кроме этого научилась и ткачеству — сейчас совершенствуется в этом, показала нам первые свои работы.
Пусть оборудованной мастерской у нашей героини пока нет, дома за станком она создает свои изделия и даже учит других, как прясть. Артём шутит: «Шедевры делаются в санузле!» Там, где сейчас организовано рабочее место, через некоторое время появится ванная комната. Ванна уже имеется, но заполнена до отказа клубками из полосок ткани, на них Оксана учится.
Барабанные кардеры для чесания шерсти — один ручной, другой электрический, небольшой ткацкий станок, электрическая прялка, вот из чего состоит рабочее место.
Кардеры — это то, на чем пряхи расчесывают шерсть. Она должна превратиться в облако, чтобы ее можно было легко сучить на прялке. Достать такие приборы было нелегко:
— Я приобрела выгодный, редкий прибор — в производстве его нет. Девушка свой продала за 25 тысяч рублей. Он один остался. Думаю, многие пряхи мне прямо позавидуют. Можно сказать, что женщину я уговорила мне его продать.
В планах освоить прядение веретеном и на традиционной прялке, которые использовали наши бабушки. Для этого в доме уже есть прялка 1907 года и самопрялка. Её, кстати, нашли запылившуюся в гараже — сейчас Артем пытается восстановить её для работы, недостающие детали вытачивает из дерева.
Оксана знакомит нас с процессом прядения. Собранную шерсть сначала перебирают вручную от ости — волосков, которые нужно убрать, чтобы потом вязаное изделие не кололось. Шерсть на пряжу в Архангельск присылают из разных уголков области и даже страны: например, из Уфы или Санкт-Петербурга. Сейчас Оксана работает над большим заказом на пряжу из питомника в Лешуконском районе.
Она показывает, как накладывать шерсть на кардер — это делается в несколько слоев, а потом снимается спицей. Многие пряхи стирают получившееся, но Оксана предпочитает устраивать стирку уже готовых нитей — с обычным шампунем и бальзамом-ополаскивателем.
Потом в работу вступает электрическая прялка — на вставленную в нее нить нанизывается шерсть. Нужно знать, в какую сторону скручивать её, чтобы потом нить сильно не распушилась, учитывать особенности шерсти.
Оксана говорит, что не помнит, когда именно начала заниматься прядением. Зато хорошо помнит первое изделие, заказчикам оно понравилось (если ты не в теме, подвоха не заметишь), но сама мастерица себя критиковала и даже не спала несколько ночей, в итоге предложила переделать вещь.
Наша собеседница считает, что собачья шерсть довольно невзрачная, поэтому она научилась окрашивать шерсть натуральными красителями из трав — прошла специальные курсы, училась у художника по костюмам. Яркие цвета на нити Оксана пока наносит красками для шерсти, но в планах — и их добиваться натуральными средствами, например, корнем марены.
Из получившихся нитей Оксана Чаус вяжет шапки (к ним — натуральные съемные помпоны), варежки, носки, пояса, а также пробует ткать на станке шарфы.
На вопрос о том, считает ли она, что собачья шерсть обладает целебными свойствами, Оксана отвечает: «Все собачники в это верят. Говорят, что шапки лечат головную боль».
От мини-мастерской — курс на предприятие
Среди клиентов Оксаны Чаус — её знакомые и случайные подписчики групп в «ВКонтакте» и «Инстаграме». Заказов сейчас больше, чем свободного времени у мастера. Теперь приходится рассчитывать, сколько времени занимает прядение одной катушки, чтобы правильно распределить свои силы. Прясть, ткать, вязать необходимо каждый вечер после работы:
— Это всё обороты набирает. Я как-то выложила прядение для кировской собачницы — народу в группе прибыло. С одной стороны, это хорошо, а с другой, — нет времени на объемы.
Заказов много не только на готовые изделия, но и непосредственно на пряжу. Прях в Архангельске много, замечает Оксана, но особой конкуренции не чувствуется — они занимаются пряжей шерсти своих собак, а с чужой работают редко.
Мы спросили, нет ли в планах мастера расширения — создать своё дело, нанять работников. Тут и её навыки бухгалтера пригодились бы. Оксана эту идею уже обдумывала — даже прошла курсы коучинга, где свои мысли пыталась превратить в конкретный план действий:
— Наверное, я к этому иду. Но главный вопрос — оценка труда: нужно суметь оплатить работникам труд. Да и прясть за один день научиться нельзя. То есть в каждого ученика придётся много вкладываться.
Пока что Оксана проводит небольшие мастер-классы по ткачеству: люди приезжают, учатся работать с ткацким станком, а уезжают уже с готовыми изделиями — самоткаными ковриками. Журналисты 29.RU выехали от гостеприимных хозяев в новых шапках из шерсти собак (целебные они или нет, сказать сложно), но абсолютно точно сделаны человеком добродушным, с любовью и большим старанием. А потому и уникальны.