Уже больше года WWF пытается доказать, что рубки леса — одна из причин сокращения численности краснокнижных оленей. Защитники дикой природы уже вышли с диалогом на лесозаготовителей, главный их тезис — в местах обитания этого животного, численность которого стремительно сокращается, необходимо установить щадящий режим лесопользования.
Специалисты Всемирного фонда дикой природы в Архангельске уверены, что для этого важно точно определить летние и зимние места обитания и пути миграции редких животных. Ранее они провели мониторинг дикого северного оленя в Архангельской области и представили результаты представителям сферы лесозаготовки: по оценке экспертов-зоологов, сейчас в регионе обитает всего 1000 – 1300 особей.
Важно было выйти на диалог с лесопользователями, поскольку многие важные для выживания оленя малонарушенные лесные территории находятся в аренде у компаний.
Из-за серьезного сокращения численности в 2015 году дикий северный олень был занесен в Красную книгу Архангельской области, а в 2020 году — в Красную книгу Российской федерации. Однако никаких региональных государственных программ по сохранению оленя в области не принято.
— За минувший год была проделана большая работа: на основе анализа космоснимков и данных ученых выявлены вероятные местообитания животных, по ряду наименее изученных территорий проведены маршрутные учёты, поставлены фотоловушки в потенциальных местах обитания зверя. На основе этих исследований сделаны предварительные выводы о численности и состоянии популяций. К сожалению, можно констатировать, что оленей становится всё меньше: по оценке экспертов-зоологов, сейчас в регионе обитает всего 1000 –1300 особей, — рассказал руководитель Архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России Николай Ларионов.
По словам ученых, основные причины резкого сокращения ареала обитания и численности дикого северного оленя — вырубки старовозрастных хвойных лесов, браконьерство и хищничество волков.
— Северный олень не может обитать на вырубках или вблизи мест, где ведутся лесозаготовки. Пройденные рубками ельники зарастают непролазным березовым мелколесьем, там нет пропитания и трудно передвигаться, — отметил зоолог Данила Панченко. — Зимой, когда оленям трудно добывать ягель из-под снега, они часто питаются лишайниками, растущими на старых деревьях. Вырубки лишают оленей этого пропитания. Кроме того, строительство лесовозных дорог в старовозрастные лесные массивы приводит к большему посещению недоступных ранее мест охотниками, беспокойству со стороны людей и заставляет оленей покидать пригодные места обитания, которых и так уже практически не осталось, выходить на дороги, болота, вырубки, где они становятся легкой добычей для браконьеров и волков.
Одной из важнейших мер для сохранения оленя специалисты считают ограничение хозяйственной деятельности или применение особого режима лесопользования в местах обитания и на путях сезонных миграций животных. Поэтому первоочередная задача — точно определить ключевые места обитания и маршруты перемещения животных, чтобы ограничить рубки и беспокойство животных в этих местах.
— Для того, чтобы точно выяснить, где обитает, куда и как мигрирует олень, необходимы более детальные исследования. Лесопромышленные предприятия подтвердили намерение оказать содействие в этой работе и предоставить специалистам данные дистанционного зондирования, таксационные описания и планы лесонасаждений, которые будут использованы зоологами для разработки предложений по щадящему режиму лесозаготовки, приемлемому для обитания оленя и необременительному для лесозаготовителей, — отметил Николай Ларионов.
Как отмечают эксперты, животные не соблюдают административных границ, поэтому очень важно, чтобы меры по сохранению вида принимались во всех регионах, где он обитает.
Аналогичная работа ведется WWF в НАО, Мурманской области, республиках Карелия и Коми. При активном участии фонда подготовлена и утверждена региональная программа по сохранению дикого северного оленя в НАО, к сожалению, другие регионы северо-запада пока отстают в разработке таких планов.