Авто Нефтепромышленники работают, как тормоз

Нефтепромышленники работают, как тормоз

Западные компании в последнее время всерьез обеспокоены поиском нового топлива и предлагают на рассмотрение...

Западные компании в последнее время всерьез обеспокоены поиском нового топлива и предлагают на рассмотрение потребителей то один вариант решения проблемы, то другой. Наша автопромышленность, исследовательские институты тоже занимаются этим вопросом. Вот только разработки все – или на бумаге, или воплощены в жизнь в единственном экземпляре.

Весь мир ищет замену бензину

Создается впечатление, что российские автопроизводители ждут, пока все западные компании построят свои заводы и будут по дешевке продавать нам популярные иномарки. Только рынок наш не становится от этого передовым: Запад рассматривает Россию как развивающуюся страну, которая проглотит любое предложение. В Европе, например, выходит из моды заправляться бензином, в Америке тоже начинаются такой процесс, а в России все по-прежнему: всем бензин, таксистам газ. Биотопливо пока вообще никому не нужно, не говоря уже о водороде, электричестве и тому подобном.

«Все новое – хорошо забытое старое, делится своим мнением автоэксперт, ведущий программы «Автоликбез» Юрий Гейко. – Даже не верится, что в 19 веке альтернативным топливом был как раз дорогущий ныне бензин. Тогда он стоил уйму денег. И поначалу его продавали в аптеках как чистящее средство. Напротив, то, что сейчас занесено в разряд топлива альтернативного – спирты, сжатые и сжиженные природные газы, водород – применялось как основное и было распространено достаточно широко».

На биоэтанол уже сейчас постепенно переходят все американские, японские и европейские производители, начиная с Peugeot и Volvo и заканчивая GM и Ford. Мало кто знает, что в Бразилии вообще нет бензиновых автомобилей, а в Швеции 80% авто на биоэтаноле. Судя по масштабам, это самая перспективная замена нефтепродуктам. В основе этого вещества лежит этиловый спирт, вырабатываемый из растительных культур. И это ключевая информация для России. Оказывается, еще в СССР биоэтанол уже производился, хоть и в ограниченных количествах. Однако в результате отравления работников продуктом, завод перенацелили на производство водки. Да и сейчас речь идет не об этанольном транспорте или заправках, а об экспорте готового продукта в Европу.

Больше надежд в России имеют все таки биодизельные автомобили. Однако и тут есть некоторая проблема: западные компании не хотят подвергать риску свои автомобили и клиентов соответственно, заливая в баки солярку с наших заправок. Ведь биодизель – это всего лишь обычное дизельное топливо с незначительной добавкой выработанного растительного масла. Но это только если дизтопливо качественное. А где у нас такое? Большинство производителей, регулярно проводя исследования российского дизеля, отказываются от вывода новых моделей, не желая подвергать клиента риску. Компания Renault, к примеру, вообще наотрез отказывается признавать, что дизель в России может быть хорошим. Компания рассматривает только один способ продажи своих дизельных моторов: параллельно заключив договор с одной из сетей заправок и рекомендуя свои клиентам заправляться только на них.

Газу нет альтернативы?

Вполне естественно, что самое широкое распространение в России получило газовое топливо. Пропан-бутаном можно заправиться в Москве почти на 40 заправках. Газовыми баллонами уже обзавелись все рачительные таксисты. Только опять же Европа ставит на другой газ – природный, так как пропан-бутан – это все-таки нефтепродукт, который не только стоит дороже, хоть и несущественно, но и загрязняет атмосферу. Заправок метаном в Москве меньше – 20. Volkswagen, тем не менее, рискнул начать в России продажи коммерческих Caddy Eco Fuel, работающих на природном газе. К 2030 году таких автомобилей станет заметно больше, а вот увеличится ли количество заправок – это вопрос.

«Пропаганда сжиженного газа, экологически чистого топлива – одна из задач нашего некоммерческого партнерства, – говорит директор ООО «Фирма «Гранд» Александр Минко. – Думаю, что никому не надо объяснять, какой вред окружающей среде наносят продукты сгорания бензинового топлива, в частности окись свинца, и масса других тяжелых соединений. Сжиженный газ – смесь пропана и бутана при сгорании выделяет воду, то есть практически ничего. Разве что остается небольшое количество недожженных фракций пропана и бутана, которые, собственно, всегда есть в атмосферном воздухе».

«Весь мир последние восемь лет занимается не только поиском, но и реальным использованием альтернативных и дополнительных источников энергии, – комментирует заведующий кафедрой финансовой стратегии МШЭ МГУ, иностранный член РАН, профессор Лоссальского университета Владимир Квинт. – Бразилия, к примеру, еще в марте 2006 года полностью отказалась от импорта нефти, заменив ее биоэтанолом (в основном, на основе сахарного тростника). Сейчас она – один из крупнейших экспортеров биоэтанола. А по его производству Бразилию обгоняют лишь США (они изготавливают биотопливо по большей части из кукурузы). Причем надо понимать, что этанол – это дополнение, а не альтернатива нефти. К примеру, в шести штатах Америки обязательным является 15% дополнение этанола в бензин, в остальных – разрешенным. Таким образом, топливо становится и дешевле, и экологически чище. Если взять Европу, то еще в прошлом году использование ею биоэтанола составляло всего лишь 0,6% от использования нефти, а сегодня уже – около 2%. Лидером по использованию является Венгрия».

Однако Россия считает, что если она богата нефтью, то и биоэтанол ей не нужен. Доказательство тому: в «Концепции развития страны до 2020 года» биотопливо упоминается лишь дважды – и то для статистики. Чем может грозить такая недальновидная топливная политика? В России утвержденных запасов нефти хватит примерно на 25 лет. Необходимость компенсировать их скорую нехватку этанолом – налицо. Многие политики говорят, что не будет нефти – перейдем на газ. Но надо помнить, что даже сейчас 80% российских деревень живут без газа. Чтобы устранить этот пробел, сколько нужно времени?

Кто же в России противостоит разумной идее, и что мешает производить этанол?

Первое, что тормозит, – это акциз на топливный этанол – он выше, чем на спирт, поэтому делает производства экологически чистого топлива невыгодным.

Второе – распускание слухов о том, что производство этанола сокращает объем продуктов питания. А зачем его делать из продуктов питания? Достаточно вспомнить об остро стоящей перед Россией проблеме утилизации отходов. А этанол можно и нужно производить, в том числе и из отходов! Тогда города перестанут страдать от мусора. В Японии его перерабатывают в этанол. Почему же этого нельзя делать в России? Ведь какая экономия получится: при стоимости одного литра бензина (АИ-95) в 25 рублей литр этанола обойдется максимум в 12 рублей! И такая экономия будет эффективна до тех пор, пока цена на нефть не снизится до 30 долларов за баррель, что в нынешних условиях, как все понимают, нереально, а значит, этанол выгоден, особенно для конечных потребителей.

В России одних только возобновляемых источников леса (то есть тот лес, который все равно надо вырубать, заменяя его новыми саженцами), даст, по меньшей мере, три миллиарда кубометров леса в год. Из этого получится очень большой объем бутанола. Кстати, на бутанол (производится из древесины) нет акцизного налога, как на этанол. Его легче транспортировать: из-за того, что в нем почти нет воды, трубопровод и цистерны не приходится покрывать специальными антикоррозийными материалами. При этом если по эффективности этанол на 30% уступает бензину, то бутанол – всего на 20%. Поэтому те, кто вовремя поймет все преимущества бутанола и начнет его производство, смогут стать лидерами в России в своей отрасли.

Есть и третья страшилка: этанол будут пить любители суррогатного алкоголя, что повысит смертность. Это невозможно. В этанол добавляется специальная вкусовая добавка. А бутанол вообще пить нельзя, так как в нем нет воды.

Вот и получается, что развитию производства этанола в РФ мешает нефтяное лобби. Они сами не хотят вкладываться в развитие своей отрасли. И при этом не хотят допустить конкуренцию: чтобы кто-то это лидерство оспорил. Хотя в той же Бразилии транспортировкой этанола занимаются нефтяные компании. Они понимают, что производство этанола приносит двойную прибыль. Когда это поймут и у нас?

Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Еще немного — и затеряются в прошлом»: чем интересны заброшенные здания и бункеры под Архангельском
Юрий Скородумов
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления