Рискованно ехать в темноте – лично я не люблю. Тяжело быть за рулем более 12 часов. Трудно ехать по незнакомой трассе, где велик риск заблудиться. Но особенно опасно, если совместить все три фактора: темнота, усталость, незнакомая местность.
От Челябинска до Самары где-то 860 километров, и, честно говоря, хотелось добраться до темноты. Долгота светового дня в конце октября – чуть больше 10 часов, и поэтому нужно держать среднюю скорость порядка 86 км/час. В идеале даже побыстрее, потому что 1,5-2 часа предстоит рыскать по городу, а это тоже изматывает.
Для трассы М-5, если ехать по правилам, средняя скорость 86 км/час почти невозможна. И здесь каждый выбирает свою стратегию минимизации рисков. Наша такова – на обгонах не усердствовать, «медленные» знаки соблюдать («зевнув», можно лишиться прав за превышение более чем на 60 км/час), но на свободных просматриваемых участках держать 120 км/час. У Mazda3 есть удобный «гаджет», который мы прозвали «электронная жена»: как только скорость превышает предустановленный уровень, раздается громкий тревожный гудок. Мы настроили его на штраф 300 рублей (120 км/час), но, к счастью, ни разу не попались. Средняя скорость на въезде в Самару составила 84 км/час.
Mazda3 стала новой, а шины по-прежнему шумят. Как патефонные иглы, они переводят шероховатости дороги в акустический сигнал, и лишь на гладком асфальте гул пропадает. И мотор, и аэродинамика у Mazda почти безмолвны, так что экономия на изоляции арок не вполне понятна.
Езду по трассе М-5 нужно причислить к видам спорта. А почему нет? «Спорт – это организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей...» На трассе М-5 есть всё: и гонка со временем, и соперники-фуры, и судьи-инспектора, а риски значительно выше, чем в профессиональных видах автоспорта. В год здесь гибнет больше людей, чем гонщиков по всему миру. Ники Лауда перед каждой гонкой оставлял в отеле краткое распоряжение, куда доставить личные вещи, если он не вернется. Несколько раз он действительно не возвращался. Те, кто ездит по М-5 регулярно, наверное, тоже имеют завещания – никогда нельзя быть уверенным на 100%.
Mazda3 в пару двухлитровому мотору получила новый пятиступенчатый «автомат», и он великолепен. Обгон – один из самых неудобных маневров для любого «автомата», и мерой совершенства «маздовского» агрегата стала его незаметность: в какой-то момент вообще забываешь, что у машины есть трансмиссия. Не нужно топить газ за полминуты до начала обгона или содрогаться от рывков в момент переключения. Все логично, плавно и быстро. Темп разгона пропорционален твоим пожеланиям, и на режиме «газ в пол» коробка напоминает фольксвагеновские DSG. Но, в отличие от них, Mazda3 и с места стартует без «тяжести в ногах». Отчасти именно уверенное поведение «матрешки» на обгонах позволило нам показать высокую среднюю скорость.
Реверсивная Самара
Наш отель располагался на юге Самары, а М-5 вливается в город с северо-востока. Хотели миновать мегаполис по объездной дороге, да пропустили нужную развязку. Сначала все выглядело безобидно, но очень быстро транспортный поток набряк, здания стали внушительней и красивее, и через полчаса мы оказались в самой гуще Московского шоссе. Вокруг сгрудилась пробка нечелябинских масштабов, настроение упало.
У Mazda3 перепад высот между педалями великоват, отчего в пробках устает лодыжка. А кнопочек на руле, словно у болида «Формулы 1», но беда не в этом: при крутых поворотах «клавиатура» цепляется за манжеты куртки, что довольно опасно – лучше засучить рукава.
Из позитивных моментов – все тот же предсказуемый автомат, хороший климат-контроль и приятное звучание акустики. Сиденье стало шире, лишилось выраженной боковой поддержки, но для длительных поездок это скорее плюс. В общем, если бы не усталость, желание «отлить» и разряжающийся ноутбук с картой, стояние в пробке не стало бы проблемой.
Самарцы с удивлением разглядывают белую «трешку» с логотипами «Автомира»: здесь компания представляет не «Мазды», а Ford, Skoda и Suzuki (кстати, Suzuki стал «автомировским» брендом и в Челябинске).
Движение в Самаре непривычно. Московский проспект имеет три реверсивные полосы, и это удобно: многие мегаполисы живут приливами и отливами автомобильных масс, так что несимметричность помогает. В Челябинске направления с Северо-запада или ЧМЗ в Центр вполне можно делать реверсивными.
Но возникло ощущение, что эффект от реверсивности в Самаре съедает большое нерегулируемое «кольцо», обозначенное как главная дорога. В часы пик оно становится узким местом – по нему колесят несколько десятков машин, еще тысяч пять стоят на подъездах, ожидая очереди втиснуться в неровные промежутки автомобильной карусели. Езда по четырехполосному кольцу требует привычки, а самарцы добавляют стресса, креативя с поворотниками: например, включают левый сигнал, когда хотя проехать кольцо прямо. Может быть, в этом есть логика (они перестраиваются на внутренние «левые» полосы), но вообще въезд на кольцо должен обозначаться правым сигналом поворота, а резать его напрямую не вполне правильно.
Зато какие тут светофоры – на зависть! Яркие, хорошо видимые, они ведут обратный отсчет до «конца света», как зеленого, так и красного. Это позволяет, к примеру, не спешить под «закат» красного и ехать с минимумом остановок.
Через час въехали в старую часть города, растянувшуюся вдоль набережной Волги. Подвеска «Мазды» – примерно как у моего «Ситроена». Мягкой не назовешь, но и душу не вытрясает. Дороги в Самаре не шибко ровные, плюс узкие и загроможденные транспортом, включая старомодные трамваи. Зато ориентироваться в городе легко благодаря прямоугольной сетке кварталов, точно в американских мегаполисах. Спуски к Волге в некоторых местах довольно круты, и через изломы асфальта перевалится не каждая машина. Дорожный просвет у «трешки» в 155 миллиметров вроде бы небольшой, но для наших задач глубины «под килем» хватало всегда, даже в ужасных выщербленных дворах.
Если б было море пива...
Вечером, конечно, потащились на Самарский пивзавод. Есенину бы тут понравилось: атмосфера праздности разлилась по соседним кварталам, кромешная тьма разбавлена жиденькими неоновыми вывесками, за пивзаводом – спуск в Волге и устойчивый запах солода. Вокруг грязновато, что придает сцене естественность, молодежность, и хочется уйти в отрыв. Пьяные десантники с флагом задирают местного охранника, он догоняет нас, чтобы излить обиду, долго и невнятно объясняет, как залетные выбили у него из рук «сотик», по которому он не успел вызвать реальную братву, которая бы тут всех поставила... Тем временем мимо проходит компания с серьезной тарой и воронкой такого размера, словно пиво тут разливают их пожарных брандспойтов. Причаливает паром с толпой не то туристов, не то сезонных рабочих. Терпения слушать обиженного охранника уже не хватает...
Разливное пиво стоит 30 рублей за литр, а наполнение идет со скоростью, наверное, несколько литров в минуту (это как если дома открыть кран на полную мощность). При этом пены почти нет. Вкус легкий, с едва обозначившейся горчинкой, и пить можно бесконечно, пока табурет не станет пластилиновым, а потолок ромбовидным. Если вы путешествуете на машине, это коварное свойство. Помимо настоящего «Жигулевского», здесь делают «Самарское», пиво «Фон Вакано» и «Старая Самара». Рядом есть известный ресторан «На дне» и «У Вакано» с шикарным деревянным интерьером, шкурами убитых медведей и кусачими ценами. Он назван в честь основателя пивзавода Альфреда Фон Вакано.
В год пивзавод варит 900 миллионов декалитров пива. То есть ежедневно до состояния невменяемости тут может напиться шесть миллионов человек – столько не найдется во всей Самарской области. Хорошо, что есть приезжие.
Архитектура Самарского района города запоминается прежде всего из-за резкого контраста ветхих двухэтажек и современных офисных нагромождений. На одной стороне улицы могут быть современные таун-хаусы, на другой – частный сектор с домами из побуревшего кирпича, вдоль которых расхаживают похожие на несушек бабульки, а к старым наличникам присобачены спутниковые антенны. Город будто перескочил через временной промежуток от 70-х годов прошлого века до начала нынешнего, и сквозь приземистый лес старинных домов проросли мощные стеклобетонные колоссы. Идешь точно по Златоусту и Москве одновременно.
Неподалеку есть памятник под названием «Паниковский, отдай гуся» – самое высокое строение Самары. Мы проехали мимо на машине, а пешком, утомленные пивом, отыскать так и не смогли. Жаль – от него открывается отличный вид на Волгу. Памятник построен почти 40 лет назад, и по замыслу на колонне высотой 40 метров планировалось установить 13-метровую фигуру рабочего с громадными крыльями, которые он держит над головой. Крылья символизировали авиационный «уклон» Самары. Но идею убили именно авиаторы: посчитав давление ветра на размашистую фигуру, они посоветовали не увлекаться размерами. Посчитали, прикинули, и рабочий получил новые крылья раз в пять меньше оригинальных. Поэтому издалека фигура напоминает человека, схватившего гуся, или дельтапланериста-неудачника.
На похожей стеле в Тольятти установлен символ АвтоВАЗа ... нет, не рабочий на самокате, а вазовская ладья.
В Самаре есть пешеходная Ленинградская улица, напоминающая наш Арбат (Кировку), хотя в чем-то даже более красивая. Контраст чувствуется и здесь: нарядный старинный дом подперт замаскировавшейся под старину хрущевкой, откровенные развалины соседствуют с пиццериями...
А еще в Самаре так приятно пройтись по набережной. Пусть фонтаны уже пересохли, пляжи опустели и скамейки свободны, все равно не покидает ощущение приморского бульвара. Парочки, ролики, мячики... В Челябинске набережная более отчужденная, пустынная.
Непроизвольное сравнение
С любой машиной сживаешься за 1-2 дня. На второй день Mazda3 стала казаться продолжением самого себя, и даже по незнакомому городу ездишь на ней с удовольствием. В отличие от напружиненной предшественницы, новое поколение стало расслабленным, умиротворенным, словно чемпион, который избавился от необходимости самовыражаться в каждом жесте. Руль точный, но без намека на резкость. На «ушах» виадуков машина надежно держится за асфальт, хотя обозначает крен. На неровных дорогах больше нет характерного низкочастотного потряхивания, как на раллийном автомобиле.
Тестовая Mazda3 имела близкую комплектацию с опробованной накануне Skoda Octavia 1.4 TSI DSG и стоила столько же – 825 тысяч рублей. Они прямые конкуренты и схожи по многим параметрам: динамика разгона, виброкомфорт, акустическое сопровождение – даже затрудняюсь выделить лидера.
Mazda3 ярче и молодежнее: в нашем опросе о самом красивом гольф-класснике новая Mazda3 занимает 2 место после Honda Civic. Внутри Skoda подчеркнуто консервативна, а салон Mazda3 наоборот стал более техногенным, не утратив, впрочем, присущего машине стиля. Изобилие кнопок на руле «трешки» поначалу сбивает с толку, но владелец привыкнет, зато центральная консоль организована просто и интуитивно понятна. Еще у новой Mazda целых три информационных дисплея, что также требует некоторой привычки. Однако основные приборы четкие и лаконичные.
На стороне Skoda – более удобный багажник. У седана Mazda3 он тоже немаленький (430 л), однако проем узковат, так что грузить к дальней стенке сложнее. Для дальних поездок минусом является докатка под полом «трешки».
В городе удобнее «маздовская» гидромеханика, зато у Skoda 7 передач, что хорошо для экономичности. По лошадности лидирует Mazda (150 л. с. ), но Skoda за счет турбонаддува в разгоне не проигрывает.
Кстати, Mazda3 позабавила пропорциональной зависимостью расхода топлива от скорости. По дороге в Самару средняя скорость медленно росла: 79, 80, 81 км/час... И с точностью до нескольких минут менялся средний расход 7,9; 8,0; 8,1 л/100 км. Неплохой результат, учитывая, что максимальная скорость была в полтора раза выше, а обгоны требовали топить педаль в пол. Магическая взаимосвязь нарушилась лишь на обратном пути, когда пустая дорога от Самары уронила средний расход ниже пропорционального уровня, и с учетом выезда из Самары он составил 8,0 л/100 км при средней скорости 84 км/час.
Часов шесть мы преодолели в кромешной тьме. Ксеноновые фары Mazda бьют широким равномерным пучком, хорошо подсвечивая обочину. Удобны они и в городе, в тесных дворах. А вот дальний свет мог бы быть и дальнобойнее – по крайней мере резкой разницы с ближним не ощущается.
Настройки подвески и Skoda и Mazda схожи и в спокойных режимах кажутся жестковатыми, однако во время напряженных обгонов по продавленным, ухабистым дорогам обеспечивают хороший «держак». Это также сохранило нам немало нервных клеток, поскольку короткие зоны обгона порой требовали ускоряться до скоростей, когда поймать «поплывшую» машину почти невозможно. Mazda не напугала ни разу – подвеска гасила сильные толчки, не раскачивалась, не «лягалась» на пучинах.
За всю поездку мы попались сотрудникам ГИБДД лишь однажды – в Тольятти за несоблюдение правил движения по полосам. На трассе были особенно бдительны в окрестностях Уфы, однако и в пятницу, и в воскресенье на обратном пути «засад» было немного. Стоит также отметить, что после недавних модернизаций знаки и разметка стали чаще соответствовать друг другу, хотя ляпы все равно встречаются, равно как и забытые ограничения скорости.
Отслеживание знаков «Обгон запрещен» все равно утомляет. Мой друг Даниил Соломатов выступал в роли штурмана, и вдвоем мы старались не пропустить ни одного знака, а потом сосредотачивались на поиске перекрестков или знаках отмены ограничений – все это изрядно отвлекает, и, по уму, гораздо логичнее любой запрет обгона обозначать разметкой. А еще родилось рацпредложение – указывать длину зоны разрешенного обгона. В некоторых местах парадоксально короткие участки сделаны будто бы для того, чтобы спровоцировать водителя на маневр, заканчивать который он будет уже через сплошную.
Острый момент возник лишь однажды, когда следовавшая за нами фура на склоне не смогла остановиться перед хвостом пробки, которую мы замыкали, и ушла на встречку, распугивая набегающие КАМАЗы. Все-таки завещание нужно...
Из Самары мы выехали в 4:00 утра, чтобы оставить запас на Уральские горы. В принципе, не напрасно. Пять или шесть КАМАЗов на спусках ехали со скоростью... я даже затрудняюсь сказать, с какой именно, потому что стрелка спидометра не доходила до первой риски. И, если честно, меня это выбесило. Зона запрета обгона тянется на несколько километров, наверняка, поблизости караулят ДПСники, но если ехать за фурами, потеряешь часа три. Между тем в правилах есть пункт 11.6, обязывающий водителей подобной рухляди останавливаться на обочине и пропускать поток. Однако далеко не все камазисты его соблюдают, а ГИБДД не принимает никаких мер к устранению причины, из-за которой водители готовы рисковать правами и жизнями. На наших глазах табун машин, обгоняющих медленную фуру через сплошную, едва не спровоцировал аварию. Не можешь ехать в ритме потока – прочь с трассы. Это должно стать законом.
Впрочем, все это лишь добавляет колорита поездке. Как обычно расставаться с машиной было и радостно (все-таки возвращаем целую), и жалко, особенно из-за прыткого силового агрегата: есть в его повадках приятная непринужденность. В целом Mazda3 стала чуть спокойнее, но любовь к быстрой езде не утратила. Просто теперь акцент сделан на быструю езду по обычным дорогам, а не картодромам.
Фото: Фото автора и Даниила СОЛОМАТОВА