Авто Что принес уходящий год автомобилистам?

Что принес уходящий год автомобилистам?

В уходящем году законодатели были на редкость изобретательны на разного рода поправки, законопроекты и нововведения. Каких только идей не озвучивалось за этот год, но, к счастью, далеко не все из них воплотились в жизнь...

В уходящем году законодатели были на редкость изобретательны на разного рода поправки, законопроекты и нововведения. Каких только идей не озвучивалось за этот год, но, к счастью, далеко не все из них воплотились в жизнь. Тем не менее, среди всех принятых законов оказалось немало таких, которые так или иначе затронут всех автолюбителей, причем не самым лучшим образом. Попробуем собрать вместе самые необычные предложения правительства, о которых нам довелось писать в этом году.

Напомним, в 2008 главным потрясением для российских автомобилистов, особенно для дальневосточных водителей, стало резкое повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок. Праворульные «японки» в одночасье стали главным врагом отечественных производителей: в битве за дальневосточного потребителя последние проигрывали с разгромным счетом. Тот факт, что половина Приморья жила за счет импорта автомобилей, видимо, очень сильно расстраивал отечественные автозаводы. Тем более что продукция нашего автопрома резко набирала в цене после транспортировки на Дальний Восток.

Тарифы были повышены временно – до сентября 2009 года. Планировалось, что за эти месяцы отечественные производители оправятся от кризиса, вся страна дружно пересядет на продукцию «АвтоВАЗа», и размеры ввозных пошлин можно будет вернуть на прежний уровень. Не тут-то было: желаемые результаты так и не были достигнуты. Продажи катастрофически падали, и правительство решилось на беспрецедентный шаг: субсидировать доставку новых автомобилей отечественного производства в удаленные регионы. Не помогло и это: приморские потребители, как и раньше, продолжали голосовать деньгами за подержанные иномарки.

Со стороны другого министерства подавались идеи о введении «экологического» контроля ввозимых машин, что подразумевало бы под собой не только очередные затраты для импортеров, но и ряд неудобств для самих проверяющих. Предлагалось проверять иномарки на наличие нежелательных спор, бактерий и прочего. К счастью, законопроект не прошел.

Все это, как известно, проходило на фоне оказания госпомощи российским автопроизводителям: последние получили десятки миллиардов рублей, но вливания ситуацию особо не исправили. Зато в плановом порядке сократили достаточно сотрудников.

Почему-то вышло так, что за неспособность «эффективных менеджеров» справиться с кризисом должны были расплачиваться автомобилисты. По сути, так и вышло: вскоре на высшем уровне было принято решение увеличить ряд платежей. Больше всего споров возникло из-за повышения транспортного налога: в некоторых регионах водители даже собирались на акции протеста, но добились лишь того, что федеральные власти оставили налог на прежнем уровне, зато предоставили возможность региональным администрациям самостоятельно увеличивать или уменьшать налоговую ставку максимум в 10 раз. По сути, в случае повышения ставок крайними окажутся именно региональные власти. Тем не менее, в Башкирии пока изменений транспортного налога не предвидится: в следующем году он останется на прежнем уровне.

Зато сразу по всей стране увеличились размеры «непериодических» платежей. В основном это пошлины, связанные с регистрацией автомобилей в ГИБДД. Ставки на некоторые госуслуги выросли сразу в три-четыре раза. К примеру, за постановку машины на учет придется отдать не 400 рублей, а полторы тысячи. Аналогично повысились размеры пошлин за оформление водительских удостоверений, прохождение техосмотра, выдачу транзитных номеров и прочее.

Уже несколько лет в воздухе витает идея о необходимости строительства платных автодорог. Как всегда, необходимость возникла, исходя из зарубежного опыта. Мешала одна проблема: дорожная сеть в стране не слишком-то развита, а по существующим нормам у каждой платной трассы должен быть бесплатный дублер. Выход нашелся в коридорах сразу нескольких министерств: а почему бы вообще не отменить эти нормы? Перевести в категорию платных часть существующих федеральных дорог, установить приемлемую плату – и дело с концом! В изначальном виде инициатива не прошла: был определен ряд участков федеральных трасс, проезд по которым планируется сделать платным – от одного до пяти рублей за километр. Вкупе с тем, что инвесторов, желающих вложить деньги в строительство платных трасс, так и не нашлось, строить и ремонтировать дороги будут как и прежде – на деньги налогоплательщиков. Другими словами, водители заплатят дважды за сомнительное удовольствие покататься по национальной беде. Впрочем, проект довольно долговременный и будет введен не раньше, чем через два-три года.

Продолжают законодатели «омолаживать» и российский автопарк. Для этого было подготовлено сразу два законопроекта, один из которых прошел все необходимые согласования и был принят. Речь идет о федеральной программе выдачи сертификатов на сумму в 50 тысяч рублей в обмен на сдачу старого автомобиля в утиль. Официально программа стартует в 19-ти регионах страны с начала января, фактически же она начнет действовать не раньше марта: на местах еще не решены многие технические детали реализации проекта. В лом будут принимать машины старше 10 лет, как иномарки, так и произведенные в России, однако использовать сертификат можно будет лишь при покупке машины отечественного производства, в том числе выпущенного по схеме промсборки.

Второй законопроект, судьба которого пока находится под вопросом, предусматривал при сдаче старой машины в утиль уплату некой суммы за услуги компании-переработчика. Назывались приблизительные цифры на уровне двух-трех тысяч рублей. В то время как в европейских странах (да и в России до поры до времени) автовладелец сам получает деньги за утилизацию его автомобиля, у нас решили наоборот – взимать плату за переработку машин в обмен на сертификаты, которые можно использовать только одним способом. В Германии, откуда и была скопирована идея субсидирования утилизации старых машин, автовладелец получает за это живые деньги и может тратить их по своему усмотрению.

В том же законопроекте предлагалось вообще запретить передвижение по российским дорогам автомобилей старше 25 лет. Эта инициатива вызвала бурю неодобрения со стороны автолюбителей. В частности многие утверждали, что иной «старичок» будет понадежнее современных моделей.

Но наиболее радикальным предложением думских заседателей стала сначала идея о необходимости роспуска МВД. Буквально месяц спустя другой единоросс предложил ликвидировать ГИБДД и передать все функции по контролю над ситуацией на дорогах отдельному ведомству. Обе идеи были, естественно, отклонены. «Если уж там это, наконец, поняли, значит все еще хуже, чем кажется», – то и дело раздавались возгласы, особенно после заявления министра Нургалиева о том, что граждане имеют право дать отпор сотрудникам милиции. Тем не менее, на днях президент Дмитрий Медведев все же подписал указ о постепенной реформе МВД. Скажется ли это положительным образом на автомобилистах – пока неясно. Однако начало положено. В следующем году, стало быть, российским автомобилистам приготовят и другие сюрпризы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления