Вначале было слово. А в начале возникновения квадроциклов – велосипед. Еще в 1853 году в Нью-Йорке на выставке был представлен первый экземпляр велосипеда на четырех колесах, сочетавший в себе удобство велосипеда с отличной устойчивостью. Он появился как ответ на некоторые велопроблемы – на нем можно было установить пассажирское сидение, кроме того, увеличивалась скорость и курсоустойчивость.
В принципе, и первые автомобили с паровыми двигателями можно назвать квадроциклами, а первым из них с двигателем внутреннего сгорания стал Ford Quadricycle, у которого даже в названии упоминалось это слово. Конечно, автомобили заметно потеснили прежние конструкции с рынка, но в районах, где был развит туризм или даже сельское хозяйство, они по-прежнему пользовались спросом.
Пик популярности квадроциклов связан с нефтяным кризисом 70 годов прошлого века. Тогда сразу две конкурирующие компании, «Хонда» и «Сузуки», начали массированный захват рынка развлечений. Правда, сначала машинки для пляжных «гонялок» были трехколесными, и, соответственно, перевернуться на них можно было на раз. Тем не менее особую популярность приобрели трехколесники на пляжах Калифорнии, поскольку оказались удивительно удобными для перемещения по песку. Из практичных, квадроциклы быстро превратились в пляжное развлечение, производство их росло, а технические характеристики совершенствовались. Три колеса, малое количество лошадиных сил, четырехступенчатая коробка передач, шины низкого давления – именно так выглядела первая модель от компании «Хонда». А вот четвертое колесо «прикрутили» в «Сузуки», но все же благодаря «Хонде». Дело все в патенте на трехцикл, который заставлял конкурентов придумывать новое строение и расположение деталей. В «Сузуки» решили: «Мы пойдем другим путем», и добавили еще одно колесо.
Сейчас «квадрик» относится к категории транспортных средств, пользующихся особым спросом у любителей поездок на природу – на охоту, рыбалку или просто на прогулку. ATV, или All Terrain Vehicle представляет собой транспортное средство с максимальной проходимостью.
Они используются не только для поездок на природу, но и для сугубо утилитарных целей. Производители оснащают их дополнительным оборудованием, которое позволяет использовать квадроцикл на дачном участке, в частности, для перевозки грузов. Он действительно объединил в себе лучшие черты джипа, мотоцикла и трактора.
Но особенно востребованы эти вездеходы у любителей экстрима. У нас-то как раз этот вид транспорта вообще должен быть вне конкуренции – не даром появилась излюбленная фраза «танки грязи не боятся». Именно своей «всепогодностью» и универсальностью квадроциклы выгодно отличаются от другой мототехники, эксплуатация которой имеет ярко выраженный сезонный характер.
Охотники и рыболовы добираются на нем в районы с непуганым зверьем и рыбой. На нем гоняет «молодняк», выросший из педальных машинок, но которому мамы и бабушки пока запрещают ездить на мотоцикле. Владелец коттеджа за городом при необходимости самостоятельно может почистить дорогу к дому, убрать мусор, привезти стройматериалы. Были бы деньги на дополнительное оборудование...
Квадроциклы универсальны, но имеют индивидуальные особенности. Поэтому всю их гамму можно разделить на несколько типов.
Юниор-класс. Они чрезвычайно просты в управлении, имеют не только механическую, но и автоматическую коробку передач. Небольшие внешне и не особо мощные (10-20 л.с.), они способны лазать по крутым склонам и таскать грузы. Правда, скорость только 60 км/ч. Зато они экономичны. И дозированный выброс адреналина гарантирован.
Спортивные. Этих отличает большая мощность, крепкая подвеска и более высокая цена. При 60 паспортных «лошадях» «спорт» может разогнаться до 150 км/ч. На такого без основательной подготовки лучше не садиться. Сбросит.
Утилитарные ATV. Эти «квадрики» изначально ориентированы на использование в хозяйстве, причем не только сельском. Наличие багажников спереди и сзади позволяет перевозить массу всяческих грузов. А тяговитый объемный двигатель и полный привод позволяют использовать его не только как грузовик, но и как трактор. Тем более что всякого навесного оборудования для них выпускается более чем достаточно.
Конечно, любая классификация условна. В отношении «квадриков» это также справедливо, поскольку один и тот же ATV, отнесенный к тому или иному классу, совмещает в себе черты, присущие модели совсем другого назначения.
Так что же выбрать?
Начнем с двигателя. Чем он мощнее – тем лучше. Правда, с охлаждением чуть сложнее. В квадроциклах используются все системы охлаждения: воздушная (иногда принудительная), водяная и воздушно-масляная. Наиболее удобен и надежен мотор с водяным охлаждением: «закипание» практически исключается, температурный режим постоянный. Но в отличие от конструктивно более простых воздушных, такие системы (ну и весь ATV) значительно дороже.
Те же пропорции сохраняются в трансмиссии. На самые простые и недорогие модели устанавливают то, что дешевле – трансмиссии с автоматическим центробежным сцеплением. Те, что подороже и помощнее, оснащаются вариатором, который удобнее, надежнее, «терпеливее» к нагрузкам, но и дороже в изготовлении, что сужает круг машин, на которых он используется. А механическую (5- или 6-ступенчатую) коробку передач можно считать компромиссным вариантом, поскольку она с равным успехом устанавливается на дешевые «вездеходы» и на дорогущие «спорты» с форсированными движками. В обоих случаях использование механической КПП оправдано. При «втыкании» пониженной передачи утилитарный «квадрик» способен вытянуть себя из трясины или заползти на крутой склон. На спортивных моделях это вообще единственная возможность двигаться в желанном режиме.
Подвеска. Чем дешевле ATV, тем она проще. До недавнего времени на квадроциклах подвески вообще не было, и эту роль выполняли высокопрофильные шины. Сейчас таких уже не встретить – практический каждый имеет зависимую или независимую подвеску (иногда обе). Передняя, как правило, независимая. С ней конструкция мягче проходит колдобины, крепче держится за землю и облегчает управление. В отношении задней подвески такой ясности нет. Если задняя подвеска независимая, можно не сомневаться, что перед вами очень недешевый «спорт-турист». А если вы увидели только переплетение сваренных железных стержней – это самый дешевый «хозяйственник». Но именно такая подвеска славится надежностью и «неубиваемостью». Поэтому она иногда ставится на «настоящие» профессиональные ATV и вездеходы.
И последнее, на чем необходимо заострить внимание, – привод. Задний привод используют часто, но по большей части в детских и спортивных моделях. Для первых полный привод – излишество, а для вторых – экзотика. Для остальных полный привод – норма. Стоит отметить еще одно: что в квадроциклах может не быть заднего межколесного дифференциала и может присутствовать блокировка переднего. И то, и другое делается для повышения проходимости.
Ездить на ATV не просто, а очень просто. Но сама езда имеет свои тонкости: в поворот его, как мотоцикл, не завалишь, поэтому перевернуться на нем проще, чем удержаться. Опытные «АТV-шники» рекомендуют на скорости не сидеть в седле, а стоять на подножках! Это облегчает маневр, позволяет удерживать машину в горизонтальном положении, а на пересеченной местности уберегает от чувствительных шлепков «пятую точку». А чтобы уберечь все остальное, что к ней крепится, – ни при каких условиях не нужно ездить без защиты! Хотя утилитарные квадроциклы редко двигаются со скоростью более 60 км/ч, риск повредить жизненно важные органы в случае аварии все же есть. Шлем с очками (закрывает челюсть и уберегает глаза от веток и пыли), «черепаха» (прикрывающая грудь, локти, плечи и позвоночник при падении или ударе о препятствие), наколенники и налокотники (защищают суставы при соприкосновении с камнями или сухой землей при вылете из седла) и перчатки (зимой лучше теплые, поскольку пальцы, прижатые к рулю, немеют мгновенно) – вот минимальный набор, без которого в седло ATV лучше и не садиться. Есть риск покинуть его уже инвалидом. Кстати, хорошо бы иметь непромокаемую обувь и одежду.
Итог
Приходится признать, что квадроцикл – во многом универсальное средство передвижения. Действительно, он хорош и прост в управлении, устойчив на дороге и вне ее, резв и могуч. Он, пусть и отдаленно, но напоминает настоящий автомобиль. И еще. ATV просто обязаны быть востребованы в стране, где так нужна внедорожная техника. Она здорово облегчает жизнь. И главное – придает ей новый вкус.