Банальный вопрос: зачем люди получают права? Конечно же, чтобы ездить. Именно сразу же после получения заветного удостоверения все вчерашние курсанты, сами того не подозревая, делятся на три категории.
Одни, как потом выясняется, учатся вождению «на всякий случай»: машина им не нужна, зато есть права – вдруг пригодятся. Другим переходит по наследству старый семейный автомобиль. И, наконец, третьи – те, кто только планирует приобрести свою первую машину. Вот для них мы и постараемся сегодня взвесить все «за» и «против» в вопросе покупки авто для начинающих.
Казалось бы, выбора у новоиспеченного автомобилиста немного: либо старое корыто, которое не жаль разбить, либо иномарка, ездить на которой приятнее, удобнее и, главное, безопаснее.
Отбросим в сторону «финансовую» сторону проблемы: понятно, что человек, рассчитывающий уложиться при покупке машины в 70-80 тысяч, вряд ли вообще станет смотреть в сторону приличных авто. Будем считать, что наш среднестатистический покупатель может себе позволить более дорогую машину, но при этом не прочь сэкономить.
Существует весьма распространенное мнение, что первая машина должна быть дешевой и старой. Сторонники «корыт для чайников» уверены: настоящим водителем может стать лишь тот, кто первые месяцы (а то и годы) проездил на плохой машине. Мол, научившись ездить на ведре с болтами, ты без проблем справишься с любым автомобилем. Отчасти это так, достаточно послушать отзывы пересевших в один прекрасный день с ржавой «копейки» хотя бы на Logan. И все же есть одно «но».
Психологи, автоэксперты и им подобные знатоки утверждают: сама мысль о том, что плохую машину не жаль разбить, в корне неправильна. Дело в том, что начинающий водитель зачастую не обладает «шестым чувством» и не воспринимает авто как продолжение себя. В результате он может не рассчитать дистанцию, не заметить знака или не вписаться в поворот – соответственно, риск попадания в ДТП у таких автомобилистов на порядок выше. Именно поэтому нужно гнать от себя любые мысли в духе «машина старая, ну и черт с ней». Другими словами, хорошее авто заставляет автомобилиста не только аккуратнее водить, но и более тщательно продумывать каждый маневр.
Самое главное при покупке первой машины – найти «золотую середину». Не стоит брать ни первую попавшуюся машину, ни самую дешевую, ни самую дорогую, ни самую навороченную. Вообще внешний лоск – совершенно не главное качество в автомобиле.
На главный вопрос: иномарка или наше родное – точного ответа нет. Как и на вопрос «новая или с пробегом». В конечном счете все упирается в деньги: если вы можете себе позволить хорошую машину, то почему бы и нет? Вот только не стоит забывать о страховке: для новичков полисы дороже, а первый «поцелуй» на трассе может не заставить себя долго ждать.
Нет ничего плохого и в подержанном авто, главное, чтобы техническое состояние машины не вызывало нареканий, а предыдущий хозяин хоть чуть-чуть, но заботился о ней.
Пожалуй, один из лучших вариантов – городская «малютка» средней мощности, управлять которой будет на порядок проще, чем, скажем, тяжелым внедорожником: сказывается неразвитое «чувство бампера». Коробка передач – на вкус и цвет. Правда, согласно последним поправкам в законодательство, если в автошколе обучали ездить исключительно на «автомате», то на «механике» делать нечего. Гнаться за количеством «лошадей» под капотом вообще не имеет смысла: новичку сначала надо научиться нормально ездить, а потом уже мнить себя таксистом Даниэлем Моралесом.
Конечно же, не стоит выбирать автомобиль «на века»: машины, как известно, не вечны, да и в большинстве случаев автомобилисты избавляются от своих первых «ласточек» уже через два-три года. Именно столько времени необходимо, чтобы как следует узнать характер машины, выявить все ее недостатки и слабые места, заметить то, что проглядели при покупке, а также решиться на продажу и найти покупателя. Последние два пункта занимают, пожалуй, основную часть этого срока.
И все же единого рецепта в выборе первой машины быть не может. Нельзя с уверенностью сказать, что новичку на правом руле делать нечего. Есть масса примеров, когда на отложенные 100-150 тысяч новоиспеченный автомобилист покупал праворульный Mitsubishi Galant и не жаловался на неудобства. То же самое касается и внедорожников: немало людей начинали ездить на полном приводе и ни разу ни в кого не врезались.
Зачастую точку в муках выбора ставят советы и отзывы многочисленных друзей, родных и коллег. Кроме того, никто не отменял тематические интернет-форумы, на которых счастливые обладатели той или иной модели обсуждают больные места и недостатки машин. Конечно, на многие вопросы не может быть однозначного ответа, что не лишает форумы их главного достоинства: многих сотен субъективных мнений, которые в результате складываются в объективную картинку. И все же советы друзей-знакомых в большинстве случаев оказываются решающими, что неудивительно: человек привык доверять близким людям и зачастую не обращает внимания на их компетентность в том или ином вопросе. Другими словами, если тесть, всю жизнь проездивший на троллейбусе, сказал: «Такая-то машина – фуфло!», значит так оно и есть.
Решающих факторов может быть сколько угодно. По статистике, для четверти покупателей главным аргументом становится более выгодная цена, еще для 22% начинающих автомобилистов – технические характеристики. Что характерно, 70% останавливают свой выбор на подержанных машинах, и ровно столько же предпочитают не брать кредиты, а расплачиваться сразу и полностью. Внешний дизайн, надежность конструкции и уровень безопасности интересуют покупателей далеко не в первую очередь. Зато наличие в автомобиле таких «необходимых» начинающему водителю наворотов, как электростеклоподъемники или хорошая аудиосистема, только добавляют очков.
И последнее: не стоит торопиться. Неделей раньше или месяцем позже, но машина будет куплена. И при всем изобилии плюсов, минусов, тест-драйвов, характеристик и прочего никто не отменял личные ощущения. И к ним стоит прислушаться: если душа к автомобилю не лежит, значит ему не место в вашем гараже.