Пожалуй, одной из самых обсуждаемых новостей последних дней стала историческая поездка премьер-министра Владимира Путина по трассе «Хабаровск–Чита». Саму дорогу достроили относительно недавно, и за 10 лет строительства она уже «съела» 70 миллиардов рублей из бюджета. Премьер же предпочел почувствовать все прелести дорожно-строительных технологий, как говорится, на своей шкуре и проехал более двух тысяч километров в качестве водителя. Слово «историческая» здесь написано неспроста: именно так охарактеризовал Путин саму дорогу, объяснив, что впервые через Россию можно проехать от границы до границы по нормальному асфальту. Однако, по данным «Коммерсанта», трасса функционирует уже довольно давно, а в последнее время дорожники лишь укладывали асфальт на сравнительно небольшом участке.
Но речь, конечно же, пойдет не о трассе: в конце концов, Чита с Хабаровском настолько далеки от наших мест, что редкий водитель туда поедет. К тому же, по дальневосточной дороге ездил Путин, а не наш корреспондент.
В качестве транспортного средства вместо бронированного лимузина премьер предпочел ярко-желтую «Ладу Калину», выпущенную в версии «Спорт». Представители «АвтоВАЗа» поспешили заявить, что завод не собирал автомобиль специально под премьерский вкус: машина, мол, самая обыкновенная, точно такую же может приобрести себе любой желающий. Однако, как пишет «Коммерсант», над канареечным хэтчбеком поработали специалисты гаража особого назначения. Что конкретно они доводили до ума в этой «Калине», точно неизвестно, однако премьер остался доволен, а блогеры начали высказывать догадки, что с заводской конструкцией в машине совпадает лишь шильдик с лодочкой да надпись «Kalina Sport 1,6» на двери багажника.
Не обошлась премьерская поездка и без неожиданностей. В самом начале пути, еще во время движения по гравийной дороге, высокопоставленному водителю пришлось остановиться из-за неприятного скрежета, раздававшегося со стороны одного из колес. Выяснилось, что в щель между диском и шиной попали несколько камней: они-то и издавали неприятный скрип.
«Поломку» устранили в считанные секунды, просто заменив машину. Дальнейший путь премьер проделал на точно такой же канареечной «Ладе», отличавшейся от первой лишь номерами.
Впрочем, это недоразумение никак не сказалось на мнении Владимира Путина о «Калине». «Неожиданно, на самом деле оказалась очень удобная, комфортная и надежная машина», – оценил легковушку премьер, заметив, что не сожалеет о сделанном выборе.
Характеристики «спортивной» «Калины» по современным меркам довольно скромны, и слово «Спорт» здесь вообще кажется неуместным. Бензиновый двигатель объемом 1,6 литра способен развить мощность в 98 лошадиных сил, а сам хэтчбек питается бензином стандарта Евро-3 и способен разогнаться до 170 километров в час. Кроме того, «путинскую» машину укомплектовали системой навигации GPS-Глонасс и аудиосистемой. Разница в габаритах с базовой моделью практически незаметна: спортивная «Калина» на пять с половиной сантиметров длиннее, да еще на два выше своей «старшей сестры». В остальном облик модели стал более агрессивным, из других нововведений стоит отметить спортивную подвеску, развитую боковую поддержку передних сидений, измененную светотехнику, оригинальные бампера и щитки задних крыльев. Существует версия и попроще – с двигателем объемом 1,4 литра.
Изначально «АвтоВАЗ» планировал собирать такие «Калины» мелкими партиями: модель-то позиционировалась как удачная замена «восьмеркам» и «двенашкам», которые после несложного тюнинга якобы превращаются в пригодные для стритрейсинга машины. Теперь же, судя по проведенному автопробегу, Kalina Sport может выйти на более высокий тираж. Хотя, с той же степенью вероятности можно утверждать, что премьер личным примером показал жителям Дальнего Востока, что отечественные машины тоже годятся для езды. И все же непонятно: для чего премьеру наматывать тысячи километров пробега по не новой трассе и на не новой модели?
Пока Путин колесил по Дальнему Востоку, в интернет-блогах и на форумах кипели страсти. Кое-где писали, что премьер, мол, за руль садился исключительно перед большими городами, а всю остальную часть пути проделал в качестве пассажира на бронированном джипе. Обсуждали количество резервных «Калин», которые везли вслед за кортежем. Но, пожалуй, больше всего шума было вокруг записи на Livejournal.com, созданной свежезарегистрированным юзером Ayabelochka. Запись начинается нехитро: «Хочу поделиться впечатлениями о мелкосерийной машине производства ОАО «АвтоВАЗ» – Lada Kalina Sport 1.6», – пишет блогер, сопровождая практически каждую фразу подробными фотографиями. Все плюсы, которые Ayabelochka за четыре месяца эксплуатации нашел в своей машине, он уместил в трех предложениях: «Дизайн машины понравился, удобные кресла, климатическая установка, задние дисковые тормоза. Достоинств у машины немало. Отличная рулежка: короткая рулевая рейка, электроусилитель руля. Управлять Lada Kalina Sport одно удовольствие».
Дальше начинается перечисление поломок и недостатков, выявленных всего лишь за 11 тысяч километров пробега: болт от литого диска был закручен на заводе не по резьбе, начались проблемы с сигналом, через 70 километров пробега перестала работать лампочка кондиционера, немногим позже отказали задний дворник и омыватель.
И это только начало: по словам блогера, через восемь тысяч километров у «Калины» перестали включаться третья и четвертая передачи. «Коробку пришлось поставить обычную. Спортивных КПП Lada Kalina Sport 1.6 в наличии не было ни у официального дилера, ни в Тольятти. Сроки появления неизвестны», – пишет Ayabelochka, добавляя еще несколько менее существенных недостатков.
Запись сразу же взлетела в топ блогов, однако мнения комментаторов разделились: кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал, а кто-то предполагал, что такой «отчет» есть не что иное, как черный PR, кем-то заказанный и хорошо оплаченный. «АвтоВАЗ», в свою очередь, официально пока не ответил на эти претензии: несчастный автовладелец по-прежнему высказывает свое мнение сотрудникам автосервисов, вместо того чтобы потребовать компенсации у производителя.
Тем не менее, недавно директор по качеству автогиганта Паскаль Фелтен представил первые результаты программы «Lada Quality Program», которую автозавод начал внедрять еще в прошлом году. По сообщению пресс-службы «АвтоВАЗа», за 9 месяцев 2009 года количество претензий к продукции завода снизилось на 30%, причем для семейства моделей «Kalina» этот показатель составил 35%. К 2012 году руководство автогиганта ожидает трехкратное снижение количества жалоб, а еще через два года компания рассчитывает выйти на один уровень с иномарками.
Пока же складывается впечатление, что «АвтоВАЗу» важнее мнение одного VIP-владельца «Лады», чем недовольство обычных водителей. Не говоря уже о том, что 98 лошадиных сил в «спортивной» модели для 21 века – как минимум моветон.