Защищаться, не соглашаться, снимать на видео все свои разговоры с инспекторами ДПС, а потом жаловаться – настоятельно советуют профессиональные юристы. Сейчас без этого доказать свою правоту в суде практически невозможно. Как показывает практика, суды по большей части стоят на стороне инспекторов, которые не просто пользуются своим служебным положением, но и умышленно идут на обман, подтасовку фактов, и бывает, что нарушают закон.
«Все нарушения, которые допускают гаишники, идут от чувства безнаказанности, – говорит юрист Руслан Борзыкин. – А водители сами помогают им: редко кто начинает «качать права» или устраивать разбирательство. «Проще заплатить», – думают водители. Но до тех пор, пока мы все вместе не осознаем своих гражданских прав, сотрудники ДПС так и будут чувствовать свою безнаказанность. Кстати, снимать на видео теперь разрешено, а вот препятствовать – наоборот. Единственным исключением являются режимные объекты. К счастью, автомобильные дороги к ним никак не относятся».
Пункт 25 Административного регламента гласит, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. Если же водитель производит видеозапись, когда это запрещено законом («О государственной тайне», ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другие), то инспектор должен сообщить об этом участнику дорожного движения со ссылкой на нормативный правовой акт.
По словам юриста, проблема нарушения прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, с каждым годом только увеличивается. А происходит это потому, что до сих пор показатель работы сотрудника милиции и ГИБДД в частности – сколько человек привлечены к административной ответственности. То есть, попросту говоря, план. Причем из разговоров с милиционерами становится понятно, что начальству абсолютно все равно, каким образом этот план выполняется – законно или «с некоторыми шероховатостями».
«Сейчас водители стали другими, не то что раньше, – делится своими впечатлениями инспектор полка ДПС Андрей Ненашев (фамилия изменена). – Раньше работать было проще. Сейчас же водители все чаще начинают качать права, отказываются признавать нарушение, требуют показать кадры фото- и видеосьемки этого нарушения. Если номер при этом на машине нечитаем, то все – полностью идут в отказ, и даже в суде стараются доказать, что невиновны. А суды все чаще на их сторону становятся».
Кстати, недавно функцию разбора административных правонарушений с мировых судей сняли: у них времени рассматривать дела с соблюдением принципов «всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела, равенства всех перед законом, а также презумпции невиновности» катастрофически не хватает.
Если автовладелец пытается самостоятельно защитить свои права, то, как правило, судьи подходят к рассмотрению дел достаточно формально, ориентируясь больше на протокол об административном правонарушении и показания инспектора. Объяснения водителя при этом, как правило, не учитываются. И в результате суд определяет виновность и выносит постановление о привлечении к административной ответственности.
«Тем не менее бояться этого не следует, – говорит Руслан Борзыкин. – Если не согласны с разбором, не уверены в том, что суд решит дело по закону, а не просто отмахнется, то обращайтесь к профессиональным юристам. Кстати, в спорах со страховыми компаниями это тоже поможет».
Однако заметим, что даже если интересы автолюбителя защищает грамотный юрист, не факт, что закон будет соблюден. «У суда нет оснований не доверять показаниям сотрудника ГИБДД» – классическая «отмазка» равнодушных служителей Фемиды. Очень часто аргументы водителя вообще не попадают в материалы дела, потому что в отсутствие адвоката неискушенный в юриспруденции человек просто не имеет представления о допустимых методах защиты. Юристы советуют: чем больше документов и тем более письменных доказательств будет свидетельствовать о невиновности человека, тем больше у него шансов добиться справедливости, по крайней мере на пересмотре решения.
К сожалению, даже активный участник судебного процесса может оказаться в проигрыше, если не сможет доказать свою правоту. Например, он сделал фотографию места, где было зафиксировано нарушение ПДД, но не подал письменного ходатайства о приобщении этих снимков к материалам дела. Или не подал вовремя жалобу на отказ инспектора внести в протокол показания свидетелей. Федеральный судья просто не поверит, что такие фотографии являются подлинными, а свидетели действительно видели момент предполагаемого нарушения.
Есть еще один интересный выход из ситуации, когда видеорегистратора нет, а свидетели происшествия очень нужны. Если вы в машине не один, значит у вас есть свидетель! По закону такие показания учитываются в первую очередь. Поэтому повесить на вас несуществующее нарушение в суде практически невозможно. При условии, что свидетели стоят на вашей стороне, конечно.
Жалуйтесь, говорят юристы. Кстати, поводом для жалобы может быть даже то, что инспектор ГИБДД пытается вручить вам повестку в суд. Да, он может это сделать сразу, если ваше нарушение тянет на «лишение». Но есть один нюанс: согласно КоАП, повестку имеет право вручить замкомандира роты или выше. То есть если простой инспектор ГИБДД на дороге имеет повестки, то их вручение – превышение должностных полномочий. К тому же это противоречит Инструкции по работе судов, где сказано, что по поручению судьи повестку выписывает и подписывает секретарь суда. Вот вам и повод для обжалования протокола.
Если рассмотреть ситуацию поэтапно, то начинается все с того момента, когда вас остановил инспектор ДПС. В большинстве случаев инспекторы пренебрегают соблюдением всех норм закона и ограничиваются составлением протокола без понятых и свидетелей.
«Мы живем в цивилизованном мире и поэтому должны пользоваться тем, что дает нам эта цивилизация, – говорит юрист компании «Автоюрист» Рамис Закиров. – Совершенно нетрудно приобрести телефон с видеокамерой или даже при наличии средств видеорегистрирующее устройство. Записывайте сразу с момента остановки или даже раньше. Если видео не получается писать все время, пусть хотя бы будет звук, сейчас в судах такие записи – это прямое доказательство невыполнения инспектором всех положенных действий. Нам часто приходится сталкиваться с такими фактами, когда понятые появляются в протоколе уже после того, как он составлен, и часто эти люди вообще не видят водителя, на которого этот протокол составляется. Когда начинаешь спрашивать таких «понятых», то оказывается, что они подписали документ в страхе перед сотрудником, «чтоб права не отобрал».
Вообще, юристы часто сталкиваются с вопиющими фактами незнания и невыполнения законов. И советуют, что не бояться надо инспекторов или судей, а знать свои права! Не справляетесь сами – обратитесь к профессионалам, сообщите в прессу, поднимайте эти вопросы везде, где можно. Тогда и количество прецедентов уменьшится. Скандалы никому не нужны.
В бланках протоколов есть графа «Свидетели». Заполните ее обязательно. Гаишники, кстати, очень этого не любят и всячески противодействуют этому. Вот тут и поможет камера! Также заполнить нужно и графу «Объяснение»; если вам есть что сказать, то напишите «объяснение прикладывается на отдельном листе». После этого вы можете на обычном листе бумаги написать свое видение событий.
«По моему мнению, – говорит Рамис Закиров, – неадекват сотрудников внутренних дел происходит от чувства безнаказанности. Это чувство не приводит ни к чему хорошему. Так вот и надо лишить их этого ощущения. В конце концов, есть служба собственной безопасности, прокуратура. Если водители перестанут закрывать на «ошибки» инспекторов глаза, то и порядка, и закона на дорогах станет больше».