По итогам 2010 года среди условий, сопутствующих возникновению ДТП, на третьем месте, по данным ГИБДД Архангельской области, оказалось отсутствие горизонтальной разметки. Отсутствие простейшей сплошной линии или зебры сегодня может спровоцировать различные ситуации, вплоть до выезда автомобиля на встречную полосу. А имеющиеся дорожные знаки без разметки – ориентир недостаточный, особенно в темное время суток, когда они неразличимы.
«В первую очередь, водители должны руководствоваться дорожными знаками, и если на дорогах нет разметки, никто их не освобождает от ответственности, – замечает старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Архангельской области Инна Мирошниченко. – Зрительно водители должны примерно представлять разделительную полосу – должны на глаз делить дорогу».
Без грусти на дороги областного центра не взглянешь, а отсутствие разметки на дорогах просто пугает. Пугает и пешеходов, и автолюбителей. Дорожные разметки не всегда удается разглядеть при дневном свете, а через некоторое время после нанесения вообще сложно обнаружить. Пешеходные переходы иногда и знаком дорожным не обозначены – до разметки ли! Впечатление такое, что разметку наносят не краской, а обычным школьным мелом. «А она, разметка, есть? – недоумевает преподаватель ПГУ имени М.В. Ломоносова Александр Чураков. – Если где-то иногда и можно увидеть какие-то линии на дороге, то вполне возможно, что это и есть разметка».
Обычная дорожная краска стирается с автомобильных трасс уже через два-три месяца. Гарантийный срок краски недолог, а термопластик хоть и долговечен, да дороговат. В результате нанесенная летом дорожная разметка к осени, а тем более – к весне, исчезает с магистралей полностью. В этом многие архангелогородцы уже наверняка убедились.
«Разметка обычно наносится в мае при постоянной плюсовой температуре и определенной влажности воздуха. В Архангельске она производится раз в год краской, – поясняет старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Архангельской области Инна Мирошниченко. – Краска, как правило, быстро стирается, поэтому в июне текущего года запланировано попробовать нанести на дороги пластик. Лет пять назад пластик был нанесен на Талажском шоссе – горожане его просто расковыряли и испортили».
Со своей стороны ГИБДД проводит плановые обследования улично-дорожных сетей, составляет акты и выдает предписания собственнику дорог за ненадлежащее их состояние. При проверке учитываются все недостатки, и если они не устраняются вовремя, виновные привлекаются к административной ответственности. Только по причине дорожных условий в областном центре за прошедший год произошло 243 ДТП, в районах области – 190, по городам области – 91.
«Разметки весьма неудачные, в некоторых местах их вообще нет, но это, конечно, из-за ужасных дорог, – считает менеджер Каролина Николау. – В центре города, проспект Троицкий и улица Воскресенская, – еще около дела. Но стоит зайти в любой двор – не знаешь, как обойти машину, чтоб под нее не попасть. В большинстве мест и пешеходные переходы не отмечены».
По действующим стандартам дорожная разметка должна выполнять свою функцию полгода. Учитывая высокий уровень опасности дорожного покрытия для здоровья и кошельков как пешеходов, так и водителей, в областном центре спустя каждые полгода жизнь на проезжей части должна замирать. Пока, разумеется, не будут нанесены новые зебры и «сплошные». В настоящее время свеженанесенная разметка глаз участников дорожного движения порадовать не может. Но, надеемся, с завершением майских праздников радость общения шофера и «простого смертного» только начнет расцветать.