Власти взялись за таксистов: деятельность таксомоторных компаний снова будет лицензироваться, и, чтобы получить разрешение на извоз, им придется выполнить ряд условий: обзавестись собственным автопарком, оборудовать машины таксометрами, обозначить их специальными цветографическими схемами и опознавательными фонарями, выдавать клиентам чеки за поездку, каждые полгода проходить техосмотр и выполнять еще множество других требований. За нарушение этих пунктов закон предполагает штрафы как для водителей, так и для юридических лиц: для первых максимум пять тысяч, для владельцев бизнеса – до 200 тысяч рублей. Закон подразумевает легализацию услуг такси и «измождение» частного извоза. Однако владельцы таксомоторного бизнеса считают, что он просто погубит небольшие, но честно работающие фирмы, а «бомбилы» так и будут зарабатывать «в серую».
Первое требование – это наличие собственного автопарка. То есть водители должны находиться в штате фирмы, а не работать на себя под ее именем, отдавая посреднический процент. Подразумевается, что это заставит компании нанимать опытных водителей, контролировать их и следить за качеством работы. Посыл вполне правильный. Но при этом непонятна судьба организаций, который именуют себя диспетчерскими службами или фирмами, которые якобы пиарят такси, принимая заказы. Фактически они являются связующим звеном, которое сообщает клиенту об услугах, но не отвечает за качество. Это позволяет полностью перекладывать ответственность на водителя.
А отвечать компания должна за то, чтобы в машине стоял таксометр, чтобы водитель выдавал клиентам отчетные документы, чтобы имел при себе договор заказа услуг, чтобы была копия разрешения на извоз, все страховки, чтобы на крыше стоял желтый фонарь, а на кузове распознавались «шашечки» плюс особая расцветка кузова, если она предусмотрена регионом. Также компания должна отвечать за техническое состояние автомобиля: техосмотр каждые шесть месяцев, проверка технического состояния транспорта перед выходом на линию и его ремонт, проверка водителя перед поездкой. За рулем должен находиться человек с реальным водительским стажем не меньше трех лет, подтвержденным документами, либо общим стажем в пять лет. Кстати, по заверению компаний, именно нехватка персонала создаст большие проблемы, если отказываться от услуг водителей-внештатников.
«Мне не нравится пункт, связанный с владением собственным автопарком. Закупить машины – не главная проблема, основная загвоздка – кто будет на них ездить? Водители неохотно идут работать на компанию, и это понятно. Наймем мы 20-30 человек, будем выпускать их на линию, но это совершенно не удовлетворяет потребностям города: сейчас у нас на линии работает по 100-150 автомобилей. То есть такси окажутся в дефиците, клиенты будут их ждать по 2-3 часа, столько же дозваниваться до диспетчеров, – комментирует представитель таксомоторной компании. – В результате люди, как раньше, будут выходить на остановки, садиться к «бомбилам»: рынок перевозок только-только стал более цивилизованным, а этот шаг назад сейчас предпринимается на федеральном уровне. При том что частники как были, так и останутся, их никто не тронет. Естественно, оборудование машины – это огромная финансовая нагрузка на компании, при том что таксометры просто не нужны пассажирам: люди привыкли узнавать стоимость поездки заранее».
Самый большой скепсис у таксистов вызывает попытка властей избавиться от «лохмачей» путем лицензирования – в компаниях уверены, что этим их не искоренить.
«Закон – это огромная нагрузка на малый бизнес: дополнительно к налогам, к страховкам, которые обходятся дороже в два раза, чем частным лицам, мы будем должны вложиться в дополнительное оборудование автомобиля. Один таксометр стоит около 15 тысяч рублей: чтобы поставить его на сто машин, нужно как минимум полтора миллиона рублей. Мы, конечно, можем влезть в миллионные кредиты, чтобы вписаться в требования, но ведь точно знаю, что все это делать не будут, – считает директор одной из таксомоторных компаний. – Придется повышать стоимость услуг, чтобы отбить затраты, не говоря хоть о какой-то прибыли. При этом, я уверен, частники как ездили, так и будут ездить: посмотрите на стоянки у аэропорта – каждый свободный сантиметр ими занят, а цены раза в четыре выше, чем у таксомоторных компаний. Машины непонятно в каком состоянии, нет никаких гарантий по безопасности пассажиров. Хотя закон и направлен на избавление от такого частного извоза, по факту он просто душит небольшие фирмы. А ведь все прописанные в законе требования мы и так исполняем по своей воле: у нас нет машин старше двух лет, каждые полгода они проходят техосмотр, мы тщательно отбираем кадры – берем только с местной пропиской, с чистой трудовой и юридической историей, водители перед выездом проверяются медиками, в общем по этой части для нас ничего нового. И вместо того, чтобы способствовать развитию нормальных компаний, их глушат».
Однако не все перевозчики столь категоричны к новому закону, поскольку он прижимает к стенке мелких конкурентов.
«Для меня как владельца собственного автопарка этот законопроект даже выгоден, – говорит директор другой таксомоторной компании. – В принципе, установить кассовое оборудование, выдавать чеки, нанять медперсонал – не проблема. А конкурирующих компаний станет меньше. Но при этом тарифы увеличатся однозначно, может не сразу, но это произойдет. Бомбилы, дежурящие на остановках, сейчас изживают себя сами как явление: их поездки не дешевле, чем на такси, и люди это прекрасно понимают – гораздо удобнее заказать машину к дому».
Итак, документ расписывает «дорогие» и жесткие требования к фирмам, а для частников все сводится к обычным штрафам. Нет разрешения – заплати пять тысяч и езди дальше. Кстати, за незаконные шашки и фонари тоже штрафуют – на пять тысяч рублей. Но ведь главная проблема – это фактически нулевой контроль за «подпольной» деятельностью: если «бомбила» сам себя не выдаст, вычислить его очень сложно. Разве что по местам стоянки. Как вообще доказать, что человек в данный момент занимается извозом? Разве что методом «тайного клиента», но будут ли правоохранительные органы работать под прикрытием ради штрафа 5000 рублей?
Учитывая этот фактор, закон будет упорядочивать в массовом порядке деятельность компаний, но не частников. При лицензировании первые будут как на ладони, а вторые – там же, где и сейчас: на остановках, привокзальных площадях, у магазинов, у аэропортов и так далее. Есть еще одно обязательство для такси – они могут работать в пределах одного региона, где им выдано разрешение. Если придется выезжать за его пределы, то подтверждать свое право придется и на его территории, если между субъектами нет специальной договоренности. Но на фоне всех остальных «вы должны», этот пункт не кажется большой бедой местным перевозчикам – большинство из них обслуживают только свой регион.