На заседании правительства Архангельской области обсуждалась проблема дороговизны природного материала. Дорожные компании признались, что купить необходимые материалы по доступным ценам бывает попросту невозможно, поскольку по рукам и ногам связывают завышенные цены на природные ресурсы. Это оборачивается высокими затратами на ремонт и строительство дорог.
Федеральное законодательство позволяет коммерсантам устанавливать свою стоимость продукции, и частные компании-монополисты взвинчивают цены до небес. «Ремонтно-строительные организации просто не смогут работать – рентабельности не будет, – говорит директор ООО «Севзапдорстрой» Александр Нечаев. – Представьте сами, мы строим автомобильную дорогу: нужно отсыпать земляное полотно, объем отсыпки земляного полотна – 500 тысяч кубов. Куб при продаже стоит 100 рублей – 50 млн рублей как с куста уходит из доходов предприятия. Предприятия не пойдут на объект».
По словам министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрия Трубина, есть два варианта решения возникшей проблемы. Во-первых, на коммерсантов могут воздействовать административные органы. Контроль за исполнением лицензионного соглашения, в котором прописаны объемы и сроки поставок, осуществляет агентство природных ресурсов и экологии. Во-вторых, в законодательство на областном уровне могут быть внесены изменения.
Если формирование цен на гравий, песок и щебень по-прежнему будет оставаться бесконтрольным, дорожная отрасль окажется в крайне тяжелом положении, уверены дорожные компании. При этом специалисты отмечают, что монополизация твердых ресурсов проделывает ощутимые дыры в областном бюджете.
«Неустанно дорожники твердят о том, что денег на ремонт не хватает. Сколько можно! – возмущается пенсионерка Галина Степанова. – Можно было решить этот вопрос давно – не первый же год дороги ремонтируют и строят. Как будто зимой нельзя было эти проблемы поднять. Спохватились, когда уже работы должны начаться. Если есть компании-монополисты, и они действительно завышают стоимость материалов, нужно срочно организовать жесткий контроль».
«От реализации 48 месторождений областной бюджет получает девять млн рублей, – объясняет директор ООО «Севзапдорстрой» Александр Нечаев. – Недропользователи, получившие эти месторождения (хотя недра – это государственная собственность), завысят цены, продавая материалы дорожникам. В результате из бюджета утекут сотни миллионов рублей».
«Необходимо разработать акт, обязывающий лица и организации, имеющие лицензии на право пользования недрами, подтверждать расчетами стоимость отпускаемого материала», – считает директор ГКУ АО «Дорожное агентство »Архангельскавтодор" Сергей Попов.
В депутатском корпусе совместно с дорожниками создана рабочая группа, в которой ведется разработка проекта изменения нормативных документов в областном законодательстве и на федеральном уровне. Дорожники предлагают использовать нормы, учитывающие специфические требования к проектированию автомобильных дорог: любая дорога – это экономика, а значит, и обоснование целесообразности использования бюджетных средств.
Фото: Фото сайта Sz.aif.ru