26 июня в Архангельске, в День города, объединились автомиры прошлого и настоящего. Вскоре после полудня по Троицкому проспекту от улицы Логинова до площади Ленина прокатились колесо об колесо «фольксвагены-жучки» 60-х, правительственные «Чайки» 80-х, изящные «ниссаны» и «форды» нулевых. А к трем часам на Красной пристани все они – ретро-, эксклюзивные и современные российские и зарубежные авто – экспонировались.
Собственно, автопробег стал камертоном традиционной (в бразильском духе) карнавальной процессии. Именно вслед за машинками и машинищами следовали веселые и шумные участники Фестиваля уличных театров, коллектив Северного русского народного хора, делегация Северного федерального университета. Еще до начала пробега народу было дозволено сфотографироваться на память с каким-нибудь «ЗИЛом», словно приехавшим с парада на Красной площади в Первопрестольной, или с «Волгой», точно пожаловавшей из кинофильма «Берегись автомобиля». Но основное общение человека и средства передвижения протекало на выставке.
Любители эксклюзивных авто могут найти любопытные образчики и в разделе «Автообъявления» cайта 29.ru. Из отечественных легковушек самый древний и самый дешевый – ГАЗ 69. Внедорожник, выпущенный с конвейера в 1968 году, «пробежал» 1000 км и обойдется в 25 тыс. рублей. ГАЗ 21, произведенный в 1969-м, с пробегом 70 000 км предлагают за 130 тыс. рублей. ВАЗ 2103 в отличном состоянии 1975 года производства доступен за 50 тысяч.
«Старенькие» иномарки на сайте тоже представлены. Opel Rekord E (1979 г.в.) и Ford Sierra (1983 г.в.) можно приобрести всего за 20 тыс. рублей. Ford Taunus – cедан в отличном состоянии, с пробегом 22 000 км (1982 г.в.) – обойдется в 55 тыс.рублей. Volkswagen Passat (B2) того же года производства, с тканевым салоном обойдется в 100 тысяч. За 80 тысяч предлагают Mercedes-Benz 190.
Сама выставка была организована буквой «П». Правое колено было отдано раритету и эксклюзиву, левое – презентации новых автомобилей от дилерских центров, а перекладину занял отреставрированный и свежевыкрашенный грузовичок времен Великой Отечественной с матросами-театралами на борту. «Автовинтажные» экспонаты, вроде помятого жизнью «фиата» и розовощекой «Волги», нельзя было трогать руками, но страстно желающие запечатлеть себя в обнимку с раритетом умудрялись это делать. Металлические цепи не были преградой истинным ценителям и праздношатающимся. «Такие автомобили нужны, чтобы жизни радоваться и народ радовать. Мы постоянные участники Дня города в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске. Праздники, фотосессии, свадьбы редко обходятся без нас, – признается хозяин той самой «розовощекой», строитель Валерий. – Поскольку автомобилю нужна практика, мы часто катаемся по вечернему Северодвинску».
33 машины были представлены Архангельским клубом владельцев эксклюзивных автомобилей. Среди них – немецкий «спортсмен» Porsche 924 1978 года и цвета артериальной крови седан Opel Commodore 1973 года, мощный американец «кадиллак» – любимец голливудских звезд.
«Это машины для души. Это хобби, которому посвящаешь много времени. Приобретаются автомобили по-разному. На различных автосайтах есть разделы ретро – ищем там. По наводке друзей, родственников узнаем о заброшенных автомобилях. Свой Chrysler я нашел в Рязани – он покрывался мхом в каком-то огороде. Четыре года ушло только на механическое восстановление, – говорит директор хосписа, владелец Chrysler Le Baron 1984 года выпуска Павел Антипин. – Автомобили используются редко, поэтому эксплуатационные расходы невелики. Кабриолеты, например, могут эксплуатироваться только три месяца в году. Но если что-то сломалось, приходится заказывать детали эксклюзивные за рубежом. В нашем клубе около 80 автомобилей, из них только 30-40 участвуют в мероприятиях».
Возможно, новехонькие «хендай» и «тойоты» искренне завидовали старичкам-«бьюикам». Если к первым народ подходил из сугубо практических интересов, то со вторыми связано, скорее, эстетическое чувство. И ностальгия – куда уж без нее.
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО