Росстат начал подводить итоги бензинового кризиса в России. Только в мае текущего года бензин подорожал сразу на 6% по сравнению с апрелем. А если считать с января, то цены уcпели вырасти почти на девять процентов. Выросли цены на самый доступный 76-й и 92-й бензин, подорожал 95-й, а дизельное топливо – дороже всего вышеперечисленного.
Эксперты предсказывают, что россиян ждет новый скачок цен на бензин – цены увеличатся почти в два раза по сравнению с текущим годом. Правительственные чиновники готовы повысить акциз на бензин в 2012 году не на 1,3 рубля, как до сих пор планировалось, а на 2,6 рубля. На дизтопливо акциз будет повышен не на 1,1 рубля, а на 2,8 рубля. Такие расчеты опубликовали 28 июня специалисты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики (ВШЭ), сообщает Ng.ru.
Дифференциация акцизов на бензин в интересах экологии оборачивается значительным повышением цен. В то же время стимулов для использования более качественного бензина практически не появляется. Минэнерго пытается стимулировать нефтяников повышать качество бензина и дизельного топлива, но эффективность политики увеличения акцизов на бензин не подтверждается: его качество практически не растет. Именно поэтому, отмечают экономисты ВШЭ, чиновники предлагают кардинально пересмотреть график запланированных на 2012 и 2013 годы повышений ставок акцизов. Акцизы на 92-й бензин в 2012 году предлагается повысить на 62,2% вместо запланированных 28,9%, а на бензины стандарта Евро-4 и Евро-5, которые в России практически не производятся, на 22,5% вместо 32,6%.
Экономисты ВШЭ подчеркивают, что акцизная политика должна значительно уменьшать для потребителей издержки перехода на более качественный бензин, а не просто делать некачественный и качественный бензин все более дорогим. Акцизы можно выстроить так, чтобы не увеличивать совокупную налоговую нагрузку, и так, чтобы на рынке не было бензина дешевле, чем АИ-95, – советуют эксперты. «В этом случае потребители начнут покупать более качественный бензин, тем самым стимулируя нефтепереработчиков проводить модернизацию заводов и увеличивать выпуск современного топлива рыночным образом», – убеждены экономисты ВШЭ.
«Думаю, ничего хорошего из этой задумки не выйдет, – считает архангельский строитель Олег Митькин. – Поможет ли «кастрюле с гайками» какой-то евро-бензин? Цены однозначно вырастут. Тут уж лучшим выходом будет просто не выезжать из гаража – этим я точно помогу нашей экологии».
«Рост акцизов, вполне возможно, приведет к тому, что некоторая часть населения ограничит передвижения на своих автомобилях, – считает исполнительный директор Стокгольмской школы экономики в России Ольга Лосева. – В России инициатива производства высококачественного топлива должна исходить от государства, поскольку у нас до сих пор процветает система продажи дешевого топлива сомнительного происхождения. В регионах России такое горючее пользуется большим спросом, так как подходит для устаревших моделей автомобилей и грузовых машин, которые пока еще активно используются населением».
«Топливный кризис этого года показал неустойчивость ситуации в отрасли, – отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании 2К Сергей Воскресенский. – Проблема рынка в том, что нефтяные компании охотно реагируют на рост нефтяных котировок, но при их снижении топливо внутри страны дешевеет гораздо медленнее. Если добавить к этому фактору еще и рост акцизов, то вполне можно прогнозировать рост цен в 2012–2013 годах».
Фото: Фото сайта Images.ru