С предложением заменить транспортный налог на экологический выступил замглавы Минпромторга Андрей Дементьев. Это предложение прозвучало в стенах АвтоВАЗа: на заседании Совета главных и генеральных конструкторов тольяттинского предприятия.
Российские чиновники решили обратиться к восточному опыту и по примеру Японии ввести налог на эксплуатацию старых автомобилей, не отвечающих современным экологическим нормам. В Японии, где с некоторых пор эксплуатировать старую машину становится просто невыгодно из-за налоговых поборов, проще оформить кредит и пересесть на новый Prius. Параллельно такому «налоговому условию» чиновники предлагают отменить транспортный налог. В традиционной схеме «кнута и пряника» последнему места не нашлось, отмечает Autonews.ru: раскошелиться придется абсолютному большинству российских автовладельцев.
Несмотря на то, что старенькие «жигулята» и сотоварищи чиновники желают отнести в ближайшем будущем к «автохламу», у вас еще есть возможность прикупить такие автомобили на ходу, в крайнем случае – на запчасти. На наш запрос о ВАЗах, выпущенных с конвейера до 2001 года, сервис «Автообъявления» 29.ru выдал 150 предложений. К примеру, ВАЗ 2109 двадцатилетней «выдержки» оценивают сегодня в 40 тысяч рублей, тот же хетчбэк 1988 года, пробежавший 12 000 км, – в 50 тысяч. «Ниву» 1999 года с пробегом 114 000 км оценили в 100 тысяч рублей. Седан ВАЗ-21099 (1993 г.п.) продают за 55 тысяч. «Лада», оцененная сегодня в 25 тысяч рублей, «набрала» тридцать тысяч километров «опыта». Утилизированный с высвобождением кузова ВАЗ 21011, отметивший 45-летний юбилей, предлагают за 10 тысяч рублей.
«Полностью согласен в этом случае с чиновниками. Принудительный порядок – не очень здраво, но с россиянами по-другому нельзя: ведь дашь им выбор – выберут старый хлам, – уверен архангельский автовладелец Михаил. – Чем больше ездишь, тем больше платишь – тоже правильная позиция. С водой, газом, электричеством в квартире та же ситуация». «Не хочется быть заложником экологических схем, тут слишком тонкая грань, – замечает экскурсовод-любитель Владимир Бишанов. – Для кого-то «автохлам» – целая жизнь, а тут вдруг хозяина просят выкинуть родной автомобиль на помойку. Думаю, у нас в стране больше половины машин никаких экологических тестов не пройдут – о чем тогда говорят чиновники? Непродуманные глобальные перемены могут обернуться многокилограммовыми замками на гаражах».
Если идея будет воплощена в жизнь, можно ожидать настоящего взрыва на рынке автокредитования и роста продаж новых бюджетных автомобилей, отмечает Autonews.ru. Большинству российских автомобилистов придется срочно избавляться от «автохлама», брать кредит и занимать очередь за «новьем». Налог будет привязан не к числу лошадиных сил, а к экологическому классу: чем он ниже, тем больше придется платить. По мнению замглавы Минпромторга Андрея Дементьева, следует изучить возможность запрета на въезд старых автомобилей в центральные части городов. Кроме того, государству необходимо оказывать финансовую помощь тем, кто желает приобрести «экологичную» машину, например, в виде частичного субсидирования, как это делается в Великобритании.
Ранее уже предлагалось отменить транспортный налог, включив его в стоимость бензина: чем больше ездишь, тем больше платишь, а если автомобиль простаивает большую часть года в гараже, с него государству не причитается ни рубля. Однако налог не просто остался, но был еще и увеличен, а цены на автомобильное топливо неумолимо ползут вверх.
Фото: Фото Елизаветы ЛОЧЕХИНОЙ