«Говорят, все откладывается на год. Я слышал, когда мою машину проверяли. Сколько машин у компаний в Архангельске, никто не знает – двести, пятьсот. Налоги большинство не платит. Я 15 процентов отдаю фирме, и всем вроде как хорошо». Так высказался таксист – обычный мужчина лет шестидесяти, однажды подвозивший автора этих строк, – о ключевом противоречии во введении с 1 января 2012 года федерального закона о «шашечном» транспорте. Перспективы юридического регулирования работы такси и правда неопределенны, в том числе и в Архангельске. О них и дискутировали участники круглого стола, организованного порталом 29.ru в последний день ноября.
По логике, перво-наперво следовало разобраться в целях принятия документа, а главное – в «букве» последнего. Акцентируя внимание на данном вопросе, присутствовавшие на встрече представители областной власти были весьма убедительны. Начальник отдела наземного и воздушного транспорта министерства промышленности, транспорта и связи Михаил Мартынов заметил, что ФЗ предполагает обязательное наличие у каждой машины «внешней экипировки», оборудование ее таксометром– набор требований минимален.
«В 2007 году и в 2009 были предприняты попытки упорядочивания, но фактически рынок никак не отреагировал на принятие документов. Как возили кое-как, так и возят – никто тогда не ринулся выполнять требования, – объясняет господин Мартынов. – То есть постановление 2009 года – это «факультатив»: может быть, а может не быть. На основании принятого в сентябре этого года постановления требования должны выполняться всеми».
Сегодня российская таксомоторная служба насчитывает почти миллион единиц транспорта и около полутора миллиона работающих (водителей, диспетчеров, механиков). И до сих пор, как выразился председатель Ассоциации такси Архангельска Виктор Доронин, «вся эта армада» работала почти без законодательной опоры.
«Правительство решило, наконец, навести порядок, но все регионы России подтверждают: 1 января 80% такси уйдут в тень. Ясно, что ни к чему хорошему это сначала не приведет. Вообще иллюзии строить не надо, нужно двигаться по шестьдесят девятому ФЗ», – прокомментировал Доронин. И, между прочим, по словам эксперта, именно в таком «движении» начнется «самое интересное».
«Как только пойдут первые штрафы в размере пяти тысяч рублей, то, естественно, все водители покинут наши диспетчерские службы, и на этом все закончится. Долго ли ждать такси? Да никогда не дождетесь! Можно вообще не ждать, а выходить на дорогу и голосовать», – вещал Виктор Яковлевич.
Предложение председателя Ассоциации такси о возвращении к «шашечным» вопросам месяцев через десять выглядело наполовину шуткой, наполовину антиутопией: услуга такси, дескать, существовать в это время не будет.
Минтранс России уверяет, что преследуемая законом цель – безопасность пассажиров. Но как эта безопасность реально отразится на потребителе? Ведь он сегодня, судя по реплике одного из сотрудников 29.ru, из боязни за жизнь свою занимает в заказанном авто исключительно заднее сиденье и до места доставки молится, зная, как ездят наши таксисты.
«Да в такси есть хоть какая-то безопасность: ваш заказ записан, – возразил Виктор Доронин. – Если бы было какое-то громкое ДТП, то, наверное, знал бы весь город. Произошел в мае один случай, но там была вина водителя автобуса. Значит, крупные ДТП мы не совершали, народу мы не убивали. В общественном транспорте дело обстоит намного хуже. А вот 1 января выйдете на дорогу, поднимете руку – неизвестно, доедете ли вы с «бомбилой».
69 закон предусматривает обязательные ежедневные проверки салона авто, а также самочувствия водителей. Михаил Мартынов как сотрудник областного Минпромышленности прояснил данный пункт следующим образом: «Может, водитель себя плохо чувствует, но ему нужно зарабатывать – никто его не проконтролировал. Например, приехала машина: кто сидит за рулем, та машина или нет – откуда вы знаете? Законом предусмотрено, что в автомобиле с правой стороны должна быть визитка с фотографией водителя, телефоны нашего министерства и перевозчика, условия перевозки – что и сколько стоит. Естественно, сегодня вы не получаете такой услуги, и уровень качества, безусловно, низкий. Но, как говорят, за такую и цену».
На эту «критическую стрелу» живо отреагировали молчавшие в первой половине мероприятия руководители таксомоторных компаний. Благодаря красноречию «главначальников» прежде всего такси «Снежок», «ОК!», «Люкс» дискуссия получила новый поворот. Да и в разговоре о «зеленоглазом» нельзя замолчать позицию его представителей.
«Закон для нас принят – для владельцев собственных таксопарков. У нас давно есть и техосмотр, и медосмотр, и машины оборудованы таксометрами, но мы не можем быть уверены: трезвые водители или пьяные, – рассуждает руководитель такси «ОК!» Александр Горчаков. – Наркологи тщательно проверяют давление, зрение, а освидетельствовать наличие алкоголя в крови не имеют права без письменного согласия или без просьбы организации, которая владеет автомобилем. Врач пытается уловить запах алкоголя носом. Почему? Смотрите. Осмотр каждого водителя стоит 300 рублей. Если у нас, грубо говоря, 20 машин, это 40 смен, а значит, только за то, чтобы он в трубочку подул, нужно отдавать 12 тысяч в день. Нужен нам такой бизнес?!»
Если таксомоторным компаниям 69 ФЗ и дарует некоторые плюсы, то для так называемых диспетчерских организаций, кооперирующихся с частниками, – это только разорение. Вылупляющийся экономический парадокс в «шашечном» бизнесе был четчо очерчен руководителем такси «Снежок» Сергеем Слепцовым: «У нас в стране не все понимают, что такое индивидуальный предприниматель. Мы водителям объясняем, даем документы, говорим, куда пойти, что должно получиться в результате. У нас и на сегодня разрешений много, но ведь народ у нас все оставляет на последний день. Соответственно, в декабре мы в разы увеличим количество людей, которые получат разрешение. Конечно, в новом году наши водители работать будут уже на законных основаниях – им совершенно нечего бояться. Но есть проблема: не все такси получат разрешение – у них не будет никаких опознавательных знаков и не будет никакого основания для ГИБДД их останавливать. Вероятно, что останавливать будут как раз те машины, на которых опознавательные знаки будут, и начнут их всех дергать».
Существуют определенные фиксированные тарифы на так называемой зоне – в муниципальном образовании к примеру. По большому счету, для эксплуатации в Архангельске они вроде как усвоены, потребители к ним привыкли. Насколько таксометры будут удобны, мы узнаем только в январе.
В «зеленоглазых», рассекающих улицы областного центра, таксометры появлялись около десятка лет назад, но опыт этот не прижился. Автопредприниматели терпели финансовые убытки, а потребители – духовные. Участники встречи констатировали: «деньгомер» нынче – совершенно ненужный инструмент, однако при его отсутствии разрешение на оказание транспортной услуги не получишь. Если экономические законы существуют, а юридические законы принимаются вопреки, это грозит прежде всего не предпринимателям, а потребителям. «Не надо пассажиру торговаться: «А че так дорого?!» Водитель включил таксометр – тот сам все посчитает», – заметил руководитель такси «Двина» Сергей Сараев.
Виктор Доронин парировал: «Мы же знаем, как наш водитель может ехать по таксометру. Если прямо, выходит на сто рублей, но он может другим путем вас привезти за двести. А если вы не знаете города, так вообще непонятно, за какую сумму доедете. Водитель вас может сдать в милицию, если не заплатите, так что надо изучать таксометр перед посадкой. Допустим, как пассажира повезут с Павла Усова на Гагарина? Когда есть тариф – по Тимме, а когда таксометр – извините, по Троицкому. Это будет не очень хорошо для наших пассажиров».
«По закону таксометр не обязательно должен быть включен. Он только для разрешения нужен», – съязвил Александр Горчаков. Публика схватилась за животы.
Впрочем, прежде чем укротитель лошадей «шашечной» масти примется плутать по городу, чтобы жару денежного побольше загрести, пассажиру еще нужно дождаться своей «кареты». А время, между прочим, материально. Сегодня жители областного центра жалуются: даже в будни невозможно вызвать машину по телефону. Это потому, что стоимость поездки в целом низка. С точки зрения Виктора Доронина, на начальном этапе действия закона 70% архангельских таксистов уйдут в «бомбилы». «Уже сейчас они раздают знакомым свои телефонные номера: пожалуйста, звоните. А на такси ездят буквально все – от школьников до больших дяденек с большими кошельками. Если цена останется на том же уровне, то, наверное, доживем до того, что бомжи будут ездить на такси сдавать бутылки. Это выгодно: что их таскать-то! Вот и проблема вызова налицо».
По мнению многих участников круглого стола, на данный момент таксорынок функционирует нормально. Причем таксомоторные компании не могут поднять тарифы – разорятся, поскольку всегда найдутся те, кто повезет по низкой цене. Сергей Слепцов пояснил: «Финансовые затраты официальных водителей увеличиваются. Рыночные законы будут работать стопроцентно. Соответственно, цена будет расти, а уровень безопасности – падать. Для потребителя это однозначно плохо».
196 федеральный закон «О безопасности», отметил Михаил Мартынов, жизнь и здоровье пассажиров ставит выше результатов экономической деятельности, а до 1 сентября вообще было непонятно, кто легальный, а кто нелегальный таксист. В 2012 году у потребителя будет возможность увидеть перевозчика, соблюдающего все требования закона и уже в новых условиях определиться с выбором. Участники круглого стола сошлись на том, что государство подвигает таксомоторные компании к тому, чтобы они занимались своим делом профессионально.
К сожалению, не прозвучал на круглом столе весьма важный голос – сотрудников ГИБДД. Автоинспекция отказалась участвовать, сославшись на занятость полицейских в преддверии и во время выборов в Госдуму.
Фото: Фото с сайта Krimkonsalting.at.ua, видео Алексея МОЛОКОВСКОГО