Сооружения из железа и пластика, выдаваемые сегодня мэрией Архангельска за остановки, не греют и не спасают от осадков. Погода в областном центре пусть не совсем декабрьская, но укрыться от снежного дождя пассажирам пазиков почти негде. Председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Архангельской области Ольга Ноговицына предположила, что проекты остановочных пунктов заимствованы в некоем южном городе. Поэтому и удивительно: почему исчезли теплые деревянные остановки, коли незнамо где заимствованные не выручают обывателя?
26 декабря на официальном сайте мэрии Архангельска появилась новость: остановочные веранды начинают оборудоваться по современным штандартам. За несколько дней до обнародования этого события сайт 29.ru подал официальный запрос в пресс-службу муниципалитета: современный штандарт – это значит ветром продуваемая остановка? А иначе чем объяснить закрепленное в столице Поморья подобие европодхода в строительстве стеклопластиковых «беседок ожидания». Тем более что последние исключают наличие вмонтированных «комков», а значит, и возможность покупки на бегу.
Согласно полученному из пресс-службы ответу, уже начали «устанавливать информационные аншлаги установленного образца на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта». Начальник пресс-службы мэрии Георгий Гудим-Левкович отметил, что первым указателем в настоящий момент оборудован остановочный пункт «Театр драмы» на Троицком проспекте. Информационные указатели маршрутов разработаны в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в сфере пассажирских автотранспортных перевозок и будут содержать номера маршрутов, наименование конечных остановочных пунктов маршрутов, начало/окончание и интервал движения автобусов. В течение 2012-2013 гг. департаментом городского хозяйства совместно с МУП «АППП» и при содействии частных перевозчиков планируется оборудовать информационными указателями все остановочные пункты городского пассажирского транспорта в Архангельске.
Стоит напомнить, что три года назад департамент городского хозяйства посчитал нужным устранить с остановок «классические» ларьки, ибо они отнюдь не украшают город. В августе 2008 года мэр Виктор Павленко на одном из совещаний в муниципалитете заявил, что ларьки и киоски, расположенные на остановках общественного транспорта, должны быть снесены на территории всего областного центра. А на их месте – цитируем – «появятся современные и удобные остановочные павильоны, украшающие город». Появились-таки. «Остановочное» нововведение обусловлено было тем, что «ларечники» не в состоянии вывозить скапливающийся вокруг киосков мусор, посему складируют его за павильонами. А по требованиям Роспотребнадзора в каждом подобном торговом помещении должны быть водопровод и канализация. В каких условиях работают продавцы в ларьках, как и где моют руки, пользуются туалетом, все мы знаем. Короче говоря, «комочная» торговля должна остаться почти в доисторическом прошлом. К тому же в тех районах, где расположены ларьки-остановки, обычно есть хорошие продуктовые магазины шаговой доступности.
Демонтаж ларьков на остановке «Петровский парк», отмечали в 2008 году в мэрии, показал, что в этом квадрате теперь больше нет мусора, исчезли подвыпившие компании, открылся замечательный вид на главную городскую площадь (полагаем, площадь Ленина считается главной). И вот на остановке «Петровский парк» и в других архангельских местах ожидания общественного транспорта уже оборудованы современные павильоны из металла и пластика, с щитами для размещения рекламной продукции.
«Отрицательно сказывается нехватка места на проезжей части: многие автобусы просто проезжают, не останавливаясь, поскольку площадка уже забита другими автобусами, –говорит архангелогородка Карина Аксенова. – От дождя остановки могут укрыть, но ветром продуваются насквозь».
Да бог с ними, с урбанистическими украшениями – «удобными павильонами», откуда открывается «замечательный вид» на снежное месиво. И панорама эта стократ замечательнее в пунктах ожидания пассажирского транспорта, кои обозначены лишь утопленной в земле бетонной плитой. Даже шест с желтой табличкой «А» – не сигнал для людей везомых и везущих. На остановке ведь волнует главное – расписание движения автобуса, а не рекламная продукция. А расписания нетути вовсе.
«Расписание видела на Морском речном вокзале и там, откуда уходит автобус в Северодвинск. А расписание движения для городских маршрутов писать бесполезно, поскольку городские пробки сбивают весь их график», – считает заведующая сектором по работе с детьми, подростками и молодежью Ломоносовского дворца культуры Надежда Притыкина.
«Остановки вроде нормальные, – замечает продавец-консультант книжного магазина Наталья Борозна. – Вот если бы только добавить не маршрут, а расписание автобусов, которые очень редко ходят, на основные остановки. Например, расписание движения автобусов, которые идут в Лявлю и Боброво, разместить на остановке «Двинские зори» на Ломоносова.
Пускай злые языки из городов-миллионников, да и полумиллионников, утверждают, что жизнь в провинции замедленная – мы-то знаем: торопыжное время столицу Поморья захватило. Ожидать явления запаздывающего автобуса народу будет на остановке приятственней, ежели: а) она есть и не похожа на пляжный тент; б) известен срок подачи маршрутной кареты. Казалось бы, к примеру, на улице Дачная, что в округе Варавино-Фактория, дождаться пазика можно… под мостом – Краснофлотским. Но инспекторы ДПС заявляют жестко: под мостом общественному транспорту останавливаться запрещено. Очевидно, что при оборудовании стеклопластикового тента ПДД – важный фактор. И, спасаясь от небесных осадков, иной раз, видимо, не спасешься от дорожной неразберихи.
Фото: Фото с сайта мэрии Архангельска